Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является осмысление, систематизация и выявление наиболее важных механизмов, критериев, способов набора, отбора и найма персонала для формирования трудового коллектива ООО «Компания «ВКТ».
Исходя из поставленной цели работы, нужно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
•показать необходимость научного подхода к набору, отбору и найму персонала на предприятии;
•выявить все негативные последствия от найма неподходящих сотрудников;
•показать те преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по набору и отбору персонала;
•сделать выводы и рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Концепция управления персоналом в общей системе деятельности организации
Место процесса формирования персонала в системе управления персоналом
1.2 Набор персонала
1.2.1 Внешний набор персонала
1.2.2 Внутренний набор персонала
1.3 Найм персонала
1.4 Отбор персонала
ГЛАВА 2. Исследование и анализ управления процесса набора, отбора и найма персонала в организации (на примере ИП Якименко А.Н.)
2.1 Организационно-экономическая характеристика и кадровая политика организации
2.2 Планирование трудовых ресурсов организации
2.3 Характеристика существующего процесса поиска и набора персонала
2.4 Методы сбора информации о кандидате
2.5 Деловая оценка и отбор персонала
ГЛАВА 3 Разработка рекомендаций для усовершенствования кадровой политики организации при наборе, отборе и найме персонала
3.1 Общие мероприятия по усовершенствованию работы отдела кадров
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала
3.3 Разработка мероприятий по привлечению специалистов среднего и высшего звена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Собрав соответствующую информацию, отдел персонала в состоянии решает следующие задачи:
а) отделение бесполезной работы от полезной для сокращения штата;
б) исключение ненужного дублирования работ;
в) максимально расширить рабочие функции, задачи, решаемые работником, избегая узкой специализации.
В результате проделанной работы отдел персонала составляет для себя описание всех работ — рабочих, технических, административных и т. п.
Эта информация необходима для принятия решения о перемещениях рабочей силы, реорганизациях, найме рабочей силы, установлении зарплаты, оценке деятельности персонала, повышении и понижении в должности. Это достаточно новый подход, который еще мало используется в других организациях г. Н.Новгорода.
Определение потребности в персонале
Определение потребности в персонале является начальной ступенью процесса набора и отбора персонала, т.е. процесса формирования персонала и является первым этапом в процессе вхождения нового человека в организацию. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. Проведем для примера в данной главе анализ потребности ООО «Компания «ВКТ» именно в ремонтном персонале (грузчики), как части всего трудового коллектива организации. При определении потребности в таком персонале ООО «Компания «ВКТ» принимают участие руководитель соответствующего подразделения (складской комплекс) и генеральный директор, которые совместно определяют как текущую, так и стратегическую потребность в персонале.
В основе стратегического
определения в потребности
Определение потребности в человеческом факторе по существу представляет собой применение методов и способов планирования для комплектации штата организации оптимальным образом. Для удобства можно считать, что процесс такого планирования включает в себя три этапа:
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Расчет будущих потребностей.
3. Программа удовлетворения
потребностей в персонале (
На первом этапе руководство (отдел персонала и руководитель соответствующего отдела) проводит оценку наличных ресурсов, другими словами, рассчитывает, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели, и анализирует, насколько качественно каждый из них ее выполняет.
Второй этап - прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации поставленных целей организации. ООО «Компания «ВКТ» постоянно расширяется, а значит, появляются новые рабочие места. Отделу персонала необходимо спрогнозировать, сколько для этого потребуется дополнительно персонала.
Третий этап представляет собой программу удовлетворения потребности в персонале, которая включает в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
Конкретное же определение
потребности в персонале
Другая задача программирования
потребности в рабочем
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда набор, отбор и найм персонала заранее не планируются и осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иные вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок: набор недостаточного или чрезмерного числа работников определенной специальности; запаздывание обеспечения производственного процесса необходимым персоналом и др.
При планировании процесса отбора учитываются как количественная, так и качественная потребность в персонале.
Количественная потребность в персонале - это потребность в определенном числе работников разных специальностей. Для определения количественной потребности в персонале используются следующие подходы:
• метод, основанный на учете
времени, необходимого для выполнения
работ (численность рабочих
• расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса;
• метод расчета по нормам обслуживания;
• метод расчета по рабочим местам и нормативам численности (где норматив численности определяется из дроби, в числителе которой объем работы, а в знаменателе норма обслуживания);
• статистические методы,
позволяющие увязать
• методы экспертных оценок:
простая экспертная оценка (когда
потребность в персонале
Качественная потребность в персонале - это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации. Для определения качественной потребности в персонале используются различные подходы.
Среди них можно выделить следующие:
• профессионально-
• анализ положений об отделах, должностные инструкции и описание рабочих мест;
• штатное расписание;
• анализ документации,
определяющей профессионально-
При определении потребности в персонале, кроме выявления потребности в людях с учетом планируемого объема производства или услуг, приходится также учитывать предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное выбытие персонала (болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).
Как правило, потребность в персонале формируется под воздействием двух групп факторов:
- внутриорганизационных, определяемых стратегическими и тактическими целями организации на планируемый период, а также показателями динамики рабочей силы на предприятии (увольнения, выход на пенсию, декретные отпуска и т. п.);
- внешних, определяемых экономической конъюнктурой (структурные изменения в экономике, уровень инфляции, уровень безработицы, состояние рынка сбыта и т. п.). Для определения реальной потребности в персонале все новые и существующие работы и вакансии необходимо подвергнуть анализу в разрезе предприятия в целом и его отдельных подразделений в целях выяснения того, какая работа действительно должна быть сделана и как она может быть сделана.
При проведении укрупненных расчетов определяется общая потребность предприятия или компании в персонале путем соотношения планируемых объемов производства и выработки одного работающего. Более точные расчеты можно проводить по отдельным категориям персонала.
На основе общей планируемой потребности можно установить дополнительную потребность, которая представляет собой разность между общей планируемой потребностью и фактическим наличием персонала;
2.3 Характеристика существующего процесса поиска и набора персонала
Отдел персонала ООО «Компания «ВКТ» при приеме на работу, выделяет следующие качества, присущие большинству по настоящему хороших работников: развитое чувство ответственности, профессионализм, аккуратность.
Руководитель отдела персонала в ООО «Компания «ВКТ», отвечающий за набор персонала, должен ответить на три вопроса:
• Где можно найти подходящих кандидатов для имеющихся вакансий?
• Как лучше всего установить с ними контакт?
• Как заинтересовать их работой в организации?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знание рынка труда, источников рабочей силы и методов поиска кандидатов на имеющиеся вакансии.
Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого далее отдел персонала отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводиться в ООО «Компания «ВКТ» буквально по всем специальностям — техническим, административным, работников торговых точек. Например, необходимый объем работы по набору грузчиков в значительной мере определяется разницей между наличием и будущей потребностью в нем. При этом учитываются такие факторы, как, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор рабочего персонала отдел персонала обычно ведет из внешних источников. Это связано с тем, что рабочий персонал, другими словами, грузчик – низший уровень во всем персонале фирмы и нет смысла проводить внутренний набор на данную должность. Наоборот, вакансии на административные должности, как правило, заполняются людьми, давно работающими на фирме.
2.3.1 Источники и проблемы привлечения персонала в организации
Возможными внешними источниками трудовых ресурсов для ООО «Компания «ВКТ» являются:
1. Объявление в средствах
массовой информации - на телевидении,
радио, в прессе. Цель - получить
эффективный результат с
Хорошо продуманное рекламное объявление решает ряд задач:
• привлечение наиболее подходящих кандидатов;
• исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакансий. Это достаточно важный момент, поскольку перегрузка службы персонала «обвалом» звонков от явно не подходящих кандидатов часто является пустой тратой времени и препятствием на пути реальных претендентов на должность.
• обеспечение достаточного
числа обращений со стороны потенциальных претенде
2. Самопроявившиеся кандидаты.
Отдел персонала постоянно получает резюме, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы.
3. Ярмарки выпускников,
устраиваемые руководством
5. Лизинг персонала
(одна из форм временного
6. Государственные агентства занятости.
ООО «Компания «ВКТ» работает с центром занятости, т.е. биржей труда.
7. Рекрутинговые агентства.
Рекруитмент - это платные услуги по подбору персонала для компании – работодателя, осуществляемые по заказу последней.
Информация о работе Отбор, набор и найм персоналда на предприятии