Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:11, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
По теории иерархических игр, центр - игрок делающий ход первым (метаигрок) обладает правом устанавливать правила игры для других игроков. Агент - игрок, делающий ход вторым. В социальных системах, центр - это управляющий орган, агент - это управляемый су4бъект. Первоначальное распределение ролей м.б. нефиксированным. Модель приятия решений агентом. Агент способен выбирать действия стратегии, состояния из множества допустимых действий, в результате выбора действия под воздействием обстановки реализуется результат деятельности, который д.б. в составе множества допустимых результатов. Связь между действиями агентов и результатом деятельности имеет сложную природу и описывается вероятностными методами. Допускаем, что агент обладает предпочтениями на множестве результатов, т.е. имеет возможность сравнивать различные результаты деятельности, при этом предпочтения связаны с типом агента. Под типом агента понимается либо:
1) эффективной деятельности; 2) оптимальное для данного агента количество ресурса.
Помимо учета типа агента при выборе результата учитывается правило индивидуального рационального выбора. Правило определяется двумя гипотезами: 1) гипотеза рационального поведения - агент с учетом имеющейся у него информации выбирает действия, приводящие к наиболее предпочтительным результатам деятельности; 2) гипотеза детерминизма - агент стремиться устранить существующую неопределенность и принимает решения в условиях полной информативности. Наиболее предпочтительные результаты деятельности предполагают способы задания индивидуальных предпочтений. Среди этих способов выделяют два основных: 1) отношения-предпочтения;
2) функция полезности. Принимая решение, выбирая наилучшую альтернативу, агент должен предсказать, предвидеть результаты действий, поэтому процесс перехода от предпочтений к индуцированным предпочтениям осуществляется по мере устранения неопределенности. Если предпочтения агента описываются функцией полезности, то его индуцированные предпочтения описываются целевой функцией - каждому действию агента ставит в соответствие выигрыш.
Индуцированные (порождаемые) предпочтения - предпочтения, обусловленные законом взаимосвязи между действиями и результатом. В модели принятия решений различают: 1) объективную неопределенность - т.е. неопределенность относительно объектов, относительно параметров обстановки, в т.ч. и участников организационной системы; 2) субъективная неопределенность - т.е. неполная информативность о принципах поведения других субъектов, неопределенность также м.б. внутренней, относительно внутренних параметров организационной системы, и внешней, относительно внешних параметров организационной системы. Внутренняя субъективная неопределенность называется игровой неопределенностью. В качестве информации выступают: 1) множества возможных значений обстановки - данная неопределенность называется интервальной и устраняется использованием максимально гарантированного результата, а также гипотезы благожелательности; 2) распределение вероятностей - эта неопределенность называется вероятностной и устраняется использованием статистических методов, в частности математического ожидания. Т.о. гипотеза детерминизма проявляется в устранении агентом неопределенности, а также к переходу от предпочтений, зависящих от неопределенных факторов, к индуцированным предпочтениям. Гипотеза рационального поведения проявляется в том, что агент выбирает действия наилучшие с т. зр. его индуцированных предпочтений. В рамках игровой неопределенности существенными являются предположения агента о действиях других агентов в многоэлементной организационной системе. В данном случае возникает игра, т.е. взаимодействие игроков, полезность каждого игрока зависит не только от его действий, но и от действий других игроков. Набор рациональных стратегий (прогнозируемых и устойчивых исходов игры) называется решением (равновесием) игры. Рациональному коллективному поведению соответствует выбор игроками равновесных стратегий. Типы равновесия игры: 1) принцип максимально гарантированного результата соответствует максиминному равновесию; 2) принцип усреднения соответствует усреднению Байеса;
3) предположению
о фиксированной обстановке - равновесие
Нэша.
11. Задачи и технология управления организационными системами. Управляющая система (центр) строит и анализирует модель управления. Зависимость результата деятельности от действий и ситуации (обстановки) известна всем участникам организационной системы и не м.б. изменена. Это соответствует фиксированной технологии деятельности агента и не критично, т.к. ожидаемо, т.к. описывается функциональной зависимостью. Изменение технологии функционирования объекта - это задача классической теории управления. В данном случае речь идет об опосредованном агентов управлении (управление пассивными системами). Модель управления агентами со стороны центра в основном аналогична предыдущей, однако результат управления центром опосредуется деятельностью агента.
Т.к. предпочтения
центра определены, то качественное управление
заключается в побуждении центром агента
к выбору определенных действий. Рациональный
выбор агента зависит от управляющих воздействий,
используемых центром, т.е. множества рационального
выбора агента. Т.к. множество содержит
более одного элемента, то у центра всегда
имеется неопределенность относительно
выбора агента. Данная неопределенность
устраняется с помощью ряда экономико-математических
методов, в т.ч. теории игр. При этом можно
использовать гипотезу благожелательности
(принцип оптимальных оценок). В соответствие
с ГБ значение целевой функции центра
при использовании управления совпадает
с одним из элементов множества рационального
выбора агента. Эффективность управления
- величина максимизирующая целевую функцию
на множестве рациональных выборов агента.
Альтернативой является использование
центром принципа максимина (максимально
гарантированного результата), при этом
центр рассчитывает на наихудший выбор
агента. В этом случае эффективность управления
называется гарантированной эффективностью.
Т.о. задача управления организационной
системой формализуется следующим образом:
найти оптимальное управление, т.е. допустимое
управление, имеющее максимальную эффективность.
Данная модель называется базовой моделью
управления организационными системами.
Технология управления организационной
системой - совокупность методов, операций,
приемов, последовательное осуществление
которых обеспечивает решение поставленной
задачи. Включает в себя следующие этапы:
1. Построение модели - формализация реальной
организационной системы; задание целевых
функций; задание множеств допустимых
стратегий участников системы. 2. Анализ
модели - исследование поведения участников
при технических или иных механизмах управления.
Для фиксированного механизма управления
определяются стратегии агентов, которые
являются равновесными. 3.1) решение прямой
задачи управления, т.е. задачи синтеза
оптимальных управляющих воздействий.
Заключается в поиске допустимых управлений,
имеющих максимальную эффективность;
2) решение обратной задачи управления
- поиск множества допустимых управлений,
переводящих организационную систему
в заданное состояние. Т.о. критерием эффективности
управления является значение (максимальное
для прямой задачи, или гарантированное
- для обратной) целевой функции центра
на множестве решений игры агента. 4. Решив
задачи управления, их исследуют на устойчивость.
Исследование устойчивости предполагает
решение как минимум двух задач: 1) задача
анализа устойчивости решений; 2) теоретическое
исследование адекватности модели реальной
системе. 5. Идентификация моделируемой
системы. 6. Серия имитационных экспериментов
(метода имитационного моделирования).
7. Этап внедрения. К задачам управления
организационной системы имеется ряд
общих подходов: 1) нахождение оптимального
решения путем определения простых управлений
либо путем наложения дополнительных
ограничений на параметры организационной
системы, тем самым поиск сужается; 2) в
качестве дополнительных свойств управлений
в организационной системе принимаются:
- принцип согласованности - выбираемые
агентами действия совпадают с планами,
т.е. действиями, которые рекомендует центр;
- принцип неманипулируемости - сообщения
агентов о неизвестных центру параметрах
достоверны.
12.Механизмы планирования
и организации в организационных системах.
Специфика этого механизма заключается
в том, что центр принимает решения в условиях
неполной информационности на основе
сообщений агентов. Агенты способны к
манипулированию, т.е. сообщения не достоверны.
Центр на основании сообщений агентов
назначают планы. Агенты в задачах планирования
имеют свой интерес. Таким образом функция
предпочтения агента зависит от плана
центра и типа агента. Тип агента - точка
максимализма его функций предпочтения,
т.е. наиболее выгодное с его точки зрения
значение плана. Прямой механизм планирования
- это механизм, ставящий в соответствие
вектору точек пика агентов вектор плана.
Под вектором точек пика агента понимается
вектор идеальных точек агента, т.е. направление
максима его функций предпочтения. Направление
векторов в механизме совпадает, поэтому
сообщение достоверной информации - равновесная
стратегия всех. Прямой механизм - не манипулированный
механизм. Для поощрения агентов используют
механизмы стимулирования. Типы механизма
планирования: 1.Механизм распределения
ресурса - процедура планирования, ставящая
в соответствие сообщениям агентов количество
ресурса, выделяемого каждому из них центром.
2. Механизм активной экспертизы - процедура
планирования, ставящая сообщениям экспертов
(агентов) в соответствие результат экспертизы.
3.Механизм внутренних цен - процедура
планирования, ставящая в соответствие
сообщениям агентов планы, назначаемые
каждому из них центром, и общую для всех
них цену. Применяется для организационной
системы, где агенты имеют функции затрат
по типу Кобба-Дугласа. КОББА--ДУГЛАСА
ФУНКЦИЯ-- производственная функция, примененная
американскими исследователями Ч. Коббом
и П. Дугласом при анализе развития экономики
США в 20--30-х гг. ХХ века. Имеет простую алгебраическую
форму: N = A · Lα Kβ, где N -- национальный
доход; A -- коэффициент размерности; L и
K -- соответственно объемы приложенного
труда и капитала; α и β
-- константы (коэффициенты
эластичности производства по труду L
и капиталу K). Функция -- однородная степени α+β; следовательно,
увеличение L и K в одинаковое число раз
m увеличивает доход в mα+β раз. Если сумма α+β равна
единице -- функция линейно однородная;
если больше или меньше единицы, имеет
место эффект масштаба (соответственно
положительный или отрицательный). К.--Д. ф.
основывается на предположениях о понижающейся
предельной отдаче ресурсов (см. Закон
убывающей отдачи, Предельный эффект затрат),
постоянстве коэффициентов эластичности
производства по затратам ресурсов. Эластичность
замещения ресурсов в любой точке кривой
К.--Д. ф. равна единице. 4.Механизм обмена
- 1) процедура перераспределения ресурсов
между участниками организационной системы;
2) процедура планирования, ставящая в соответствие
сообщениям агентов о своих типах количества
ресурсов, предлагаемых каждому из них
центром для обмена. Механизм организации
ориентирован на формирование и реорганизацию
структур, осуществляющих инновационные
процессы. Такое формирование может проходить
в различных формах, основными из которых
являются: создание, поглощение, рыночная
инновационная интеграция, выделение.
13.Механизмы стимулирования
и контроля в организационных системах.
Функционирование организационных систем
(ОС), характеризуемых целенаправленным
поведением участников, действующих в
рамках определенной системы правил и
процедур. Участники ОС - игроки - подразделяются
на управляющие органы (центры) и управляемые
субъекты (агенты), причем в многоуровневой
системе один и тот же участник может одновременно
являться и агентом, то есть подчиняться
участникам, принадлежащим более высокому
уровню иерархии, и центром (с точки зрения
управляемых им участников более низких
уровней иерархии). Стимулирование -
побуждение к совершенствованию определенных
действий. Описание стимулирования включает:
изучение поведения в отсутствии побуждения,
анализ возможных реакций на те или иные
воздействия, поиск допустимых воздействий,
обеспечивающих совершение требуемых
действий. Последний аспект соответствует
управлению, понимаемому как воздействие
на управляемую систему с целью обеспечения
желательного ее поведения. При этом в
социально-экономических системах характерной
чертой стимулирования, как разновидности
управления, является необходимость согласования
интересов управляющего и управляемого
субъектов. Механизм стимулирование -
механизм, отображающая множество допустимых
действий агентов в размеры вознаграждений,
выплачиваемых им центром. Агент обменивает
свой труд на вознаграждение со стороны
центра1, вступая тем самым во взаимоотношения
с другими участниками рынка труда; а центр
«обменивает» на рынке товар, созданный
с использованием труда агента, на доход.
Механизм стимулирования (систему стимулирования)
можно определить как процедуру (правило)
принятия управляющим органом решений
относительно побуждения управляемых
субъектов к совершению требуемых действий.
Наиболее подробно изученной (и распространенной
на практике) разновидностью стимулирования
является материальное стимулирование
-оплата труда. Контроль призван обеспечивать
правильную оценку реальной ситуации
и тем самым создавать предпосылки для
внесения корректив в запланированные
показатели развития как отдельных подразделений,
так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает
одним из главных инструментов выработки
политики и принятия решений, обеспечивающих
нормальное функционирование фирмы и
достижение ею намеченных целей как в
долгосрочной перспективе, так и в вопросах
оперативного руководства. В функцию контроля
входят: сбор, обработка и анализ информации
о фактических результатах хозяйственной
деятельности всех подразделений фирмы,
сравнение их с плановыми показателями,
выявление отклонений и анализ причин
этих отклонений; разработка мероприятий,
необходимых для достижения намеченных
целей. В связи с этим контроль рассматривается
не только как фиксирование отклонений,
но и как анализ причин отклонений и выявление
возможных тенденций развития.
14.Механизмы управления составом и структурой организационных систем.
Классификация механизмов управления. С т. зр. системного анализа любая система задается следующим множеством:1) состав;2) структура;3) функции.1. Организационная система, ее модель задаются:
1) составом, т.е. элементами (кто?);2) структурой - совокупность связей между участниками организационной системы (кто с кем контактирует?);3) множество допустимых стратегий участников организационной системы, т.е. множество ограничений и норм (кто что может?);4) предпочтениями участников организационной системы (кто что хочет?);5) информативностью, т.е. параметрами по выбираемым стратегиям (кто что знает?);6) порядку функционирования, те. последовательностью получения информации и выбора стратегий участниками организационной системы (кто что делает?).
Управление организационной системой затрагивает каждый из шести перечисленных параметров ее модели. В соответствии с приведенными выше параметрами модели организационной системы осуществляется классификация механизмов управления по предмету управления. Выделяют следующие механизмы управления организационной системы:1) управление составом; 2) управление структурой;3) институциональное управление - управление ограничениями и нормами деятельности;4) мотивационное управление - управление предпочтениями и интересами; 5) информационное управление;6) управление порядком функционирования. Наиболее мягкое косвенное управление по сравнению с институциональным и мотивационным - информационное управление. Частными случаями информационного управления являются: - рефлексивное управление - центр воздействует на представления агента о параметрах других участников организационной системы; - активный прогноз - центр сообщает агентам информацию о будущих результатах, т.е. осуществляет прогноз их деятельности;
- информационное регулирование - центр сообщает агентам информацию о внешней среде, тем самым влияя на их поведение.Изменения должны касаться всех параметров, оптимальное управление - это наиболее эффективная допустимая комбинация всех параметров организационной системы.
В целом с данной классификацией механизмов управления связаны подходы к описанию модели организационной системы постановки и решению задач к управлению. Традиционно управление рассматривает систему вложённых задач. Данный принцип предполагает вначале решение частных задач, а затем использование этих решений для более общих задач. Сегодня это только один из походов, в частности система вложенных задач используется в мотивационном управлении. Преимущество подхода - его конструктивность. Недостаток - высокая сложность. Особенно в случаях глубоко структурированных задач. Такой подходом называется подходом снизу вверх. Подход сверху вниз - сначала решаются задачи верхнего уровня, полученные решения используется в качестве ограничений для решения более частных задач. например, подход используется для управления структурой.
Информация о работе Основы теории управления и структур производственных систем. Ответы