Основы теории управления и структур производственных систем. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 58 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ОТУ_и_СПС.rtf

— 1.13 Мб (Скачать)

1. Современное состояние теории и практики управления в России. Россия имеет переходную экономику, функционирующую по смешанной модели, т.е. сочетает в себе элементы рыночной модели, административно-командной системы и традиционной модели.Экономика России характеризуется также: 1) развитие предпринимательской активности; 2) переход к разнообразным формам собственности 3) изменения в технологической базе производства. Для перехода к эффективному управлению необходимо выделить следующие направления: 1. Реинжиниринг - перестройка организации ПХД на современной информационной и технологической основе.2. Развитие концепции внутренних рынков корпорации (или организационных рынков) - использование принципов рыночного хозяйства во внутренней деятельности компаний. Эти преобразования охватывают все подразделения фирмы. Подразделения становятся автономными хозяйственными звеньями, которые приобретают товары и услуги как внутри фирмы, так и за ее пределами. Вместе с тем подразделения объединены едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской структурой. Подразделения функционируют на условиях полной экономической самостоятельности. Концепция внутренних рынков эволюционирует по двум направлениям: 1) создание сетевых структур, виртуальных корпораций; 2) создание демократических корпораций с широкой децентрализацией управления. 3. Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех ресурсов, прежде всего инвестиционного, финансового и научно-технического. Это способствует появлению различных форм горизонтального объединения организаций. 4. Наибольшее распространение нефинансовых измерителей эффективности управления. Например, интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, полнота и комплектность использования информационных технологий. 5. Превращение информационной технологии важнейшую составную часть продукта, информатизация управления. Российское управление сталкивается с рядом проблем: 1) расширение круга собственников предприятий, что связано с переходом к акционерным формам собственности; 2) расширение круга задач, решаемых менеджером. Помимо традиционных задач по организации и управлению персоналом менеджер определяет номенклатуру и объем выпуска продукции с учетом потребностей и возможностей рынка, поиск и привлечение ресурсов, реализацию продукции и т.д; 3) сложности целеполагания и необходимость использования современных принципов планирования и управления. Например, управления запасами. 

2. Основные элементы управленческого механизма. Термин «управление» трактуется неоднозначно. В рамках различных подходов управление определяется по-разному. Управление - элемент и одновременная функция организационных систем различной природы (технической, биологической, социальной), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Управление - совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое, более жизнеспособное состояние путем различных воздействий. Выработка управленческих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений при этом включает определение управляющих воздействий. Управленческое воздействие - воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Результатом является управленческое решение. Если управление - это воздействие, то существует: 1) среда (система управления); 2) средства (механизмы управления); 3) действия (процессы управления). Необходимо различное употребление понятий «менеджмент» и «управление». Термин «управление» применим по отношению ко всем системам, термин «менеджмент» употребим по отношению к социальным системам. Под менеджментом понимается: 1) наука и искусство; 2) аппарат управления; 3) категория людей; 4) процесс; 5) вид деятельности. По мнению ряда авторов, менеджмент - целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление - процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. К основным элементам механизма менеджмента относятся законы и закономерности, принципы, цели, методы, функции, технологии. Помимо этих основных элементов выделяются такие основные категории как объект и субъект. Характеристику объектов управления осуществляют с позиции трех аспектов: 1) с т. зр. вида объекта: - операция; - проект; - система; 2) с т. зр. функциональных областей деятельности объекта: - маркетинг; - производство; - финансы; - кадры;- НИОКР; 3) с т. зр. уровня объекта управления: - рабочее место; - участок;  - цель; - производство; - предприятие; - объединение. В основе менеджмента лежит система экономических законов и закономерностей управления. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон - это независящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Различают общие и специфические законы. К общим относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние; когда изменение формы и содержания одной из сторон управления выражает устойчивые и вполне определенные изменения другой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить: закон единства и целостности системы управления; закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления; закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации; закон соответствия потребляемого и располагаемого времени при решении задач управления; закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимозависимых систем. Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. К закономерностям управления относятся: единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды); пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства); централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления)); соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем. Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Классификация по Файолю: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личных интересов; вознаграждение; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух. Цель - это желаемее будущее состояние, конкретный желаемый результат, на достижение которого направлено управление. Классификация целей управления: 1. По уровню управления: федеральная; региональная; субъектная; районная; муниципальная; локальная.

2. По принадлежности к объекту управления: объективная; субъективная. 3. По элементам внешней микросреды: политическая; экономическая; демографическая; культурная; природоохранная; научно-техническая. 4. По объекту управления или виду процесса: основного производства; вспомогательного производства; обслуживающего хозяйства; научных исследований и ОКР; маркетинговая; финансовая; сбытовая; инновационная; природоохранная; коммуникационная. 5. По функциям управления: прогнозирования; программирования; планирования; контроля; регулирования; учета; организации; координации; нормирования; руководства; активизации. 6. По срокам реализации: долгосрочная; краткосрочная; текущая. 7. По степени активности системы управления: развития; стабилизации. 8. По очередности внедрения: 1ой, 2ой, 3ей очереди. 9.По отражению интересов различных уровней: общая; особенная; частная. Метод управления - способ работы с конкретными инструментами, средствами управления, а также способы реализации функций управления. Группы: 1) административные (организационно-распорядительные) - методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относятся организационное проектирование, регламентирование, нормирование. Распорядительные методы реализуются в форме приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. 2) экономические - система приемов и способов воздействия на исполнителя с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование, санкции, финансирование и кредитование, зарплата). В качестве основных методов правления здесь выступает система зарплат и премирования, которая д.б. максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Функция управления - выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, на управляемую систему. комбинация функций составляет основу системы управления. Функции менеджмента - устойчивые по составу специфические виды деятельности, характеризующиеся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Выделяют три основных группы функций управления: информационная; организационная; технологическая. Функции управления классифицируются по следующим критериям:

1) по содержанию управленческой деятельности: прогнозирование и планирование; организация; активизация (мотивация, стимулирование); контроль; координация; регулирование; исследование;

2) по организационной роли функций: функции интеграции (объединения); функции дезинтеграции (разделения, выделения, обособления); 3) по направлению деятельности: интрафункции (на внутреннюю среду); инфрафункции (на внешнюю среду); 4) по сферам развития объекта управления: управление экономическими процессами; социально-психологическими; организационными; технологическими;

5) по этапам производственного процесса: управление подготовкой производства; процессом производства; обеспечением производства; процессом реализации продукции; 6) по масштабу времени: стратегическое; тактическое; оперативное управление; Технологии - приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Технология управления состоит из информационной, вычислительной, организационной и логичской операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Различают: 1) линейную технологию управления - характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с намеченным планом; 2) управление по отклонениям - технология управления, исходящая из того, что незначительные отклонения не требуют корректировки управленческого процесса и м.б. преодолены возможными силами самих исполнителей; 3) управление по результатам - в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе, происходит уточнение последующих управленческих действий; 4) управление по целям - предусматривает предвидение возможных результатов деятельности и планирование путем их достижения; 5) управление по ситуации - оператив. Упр-е заключ-ся в принятии УР по мере возник-я проблем в соответствии со склад. ситуацией. 

3.Типы и виды управления. Подходы к управлению. Виды менеджмента - это специальная область управленческой деятельности, связанная с решением определенных задач менеджмента. 1. Общий или генеральный менеджмент - это управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. 2. Функциональный или специальный менеджмент - это управление определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например, управление маркетингом, управление персоналом и т.д. Соотношение общего и функционального управления в организации определяется превалирующим типом формальной структуры организации. Виды менеджмента определяются объектами управления в компании.

предприятие

самостоятельные государственные единицы

функциональные сферы

инновации             запасы             производство            финансы             кадры               маркетинг

1. Административный менеджмент - это разработка и применение УР, а также распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения. 2. Инновационный менеджмент (научно-технический менеджмент) - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными усилиями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований. 3. Производственный менеджмент - организация и управление поставками, материальными ресурсами, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции. 4. Менеджмент персонала - (морально-этический менеджмент) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создания благоприятного климата в коллективе 5. Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредного для окружающей среды производства. 6. Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупке собственности для извлечения дохода и других выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов. 7. Творческий или креативный менеджмент - это деятельность, направленная на реализацию опыта, знаний, идей, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга. 8. Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективного развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, разработка целевых программ. 9. Антикризисное управление - это деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного объекта, рисков, возможностей их минимизации и устранения, а также развития производства на основе: 1) внедрения новых технологий; 2) анализа деятельности всех структурных подразделений; 3) обновления основного капитала. Используемые типы менеджмента зависят от набора решаемых задач и целей управления: 1. В зависимости от времени наступления последствий для объекта управления и среды выделяются: 1) стратегический; 2) тактический; 3) оперативный менеджмент. 2. В зависимости от частоты применения решений: 1) менеджмент одноразовых решений; 2) менеджмент циклических решений; 3) менеджмент непрерывной цепи частых решений. 3. В зависимости от методологии взаимодействия с объектом управления: 1) традиционный; 2) ситуационный; 3) социально-этический; 4) морально-этический; 5) стабильный. Системный подход -- методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: I) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура -- совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер. Правила применения системного подхода

Правило 1. Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы. Правило 2. Сумма свойств (параметров) или отдельное свойство системы не равны сумме свойств ее компонентов, а из свойств системы нельзя вывести свойства ее компонентов (свойство неаддитивности системы). Правило 3. Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы. Правило 4. Для упрощения структуры системы следует сокращать количество уровней управления, число связей между компонентами системы и параметров модели управления, автоматизировать процессы производства и управления. Правило 5. Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим числом жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, оказание новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления ее к требованиям рынка. Правило 6. Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Для этого следует обосновывать уровень делегирования полномочий субъектами управления, обеспечивать оптимальную самостоятельность и независимость объектов управления в социально-экономических и производственных системах. Правило 7. Горизонтальная обособленность системы, т. е. число горизонтальных связей между компонентами одного уровня системы должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Уменьшение числа связей ведет к повышению устойчивости и оперативности функционирования системы. С другой стороны, установление горизонтальных связей позволяет реализовывать неформальные отношения, способствует передаче знаний и навыков, обеспечивает координацию действий компонентов одного уровня по выполнению целей системы.

Правило 8. Изучение иерархичности системы и процесс ее структуризации следует начинать с определения систем вышестоящего уровня (кому подчиняется или куда входит данная система) и установления ее связей с этими системами. Правило 9. В силу сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница. Правило 10. При установлении взаимосвязей и взаимодействия системы с внешней средой следует строить "черный ящик" и формулировать сначала параметры "выхода ", затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к "входу ", каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе. Правило 11. Число связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Чрезмерный рост числа связей усложняет управляемость системы, а их недостаточность снижает качество управления. При этом должна быть обеспечена необходимая самостоятельность компонентов системы. Для обеспечения мобильности и адаптивности системы она должна иметь возможность быстрого изменения своей структуры. Правило 12. В условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.

Правило 13. Для построения, функционирования и развития системы в условиях расширения международной интеграции и кооперирования следует достигать ее совместимости с другими системами по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению на основе страновой и международной стандартизации. В настоящее время введены в действие международные стандарты по системам мер и измерений, системам качества, сертификации, аудиту, финансовой отчетности и статистике и др. Правило 14. Для определения стратегии функционирования и развития системы следует строить дерево целей. Пример. Показателем нулевого уровня дерева целей системы -- критерием функционирования -- может быть максимизация вновь созданной стоимости. Целями первого уровня могут быть повышение качества конкретных товаров, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товаров, повышение качества обслуживания товаров, организационно-техническое развитие производства, охрана природной среды. На втором и третьем уровнях иерархии целей показатели вышестоящего уровня подразделяются на более частные показатели. Правило 15. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие, наиболее сильные) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных. Правило 16. Из всех целей первого уровня, перечисленных в правиле 14, приоритет следует отдавать качеству любых объектов управления как основе удовлетворения требований рынка, экономии ресурсов в глобальном масштабе, обеспечения безопасности, повышения качества жизни населения. Правило 17. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем.

Правило 18. Из всех показателей качества систем приоритет следует отдавать их надежности как совокупности проявляющихся свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Правило 19. Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей. Правило 20. При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций. Правило 21. При построении дерева целей и формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы. Правило 22. При построении дерева целей системы и оптимизации ее функционирования следует изучать проявление свойства ее мультипликативности. Например, безотказность системы определяется не сложением, а умножением коэффициентов безотказности ее компонентов. Правило 23. При построении структуры системы и организации ее функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует и развивается на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития, способности системы к обучению. Система существует, пока функционирует. Правило 24. При формировании стратегии системы следует обеспечивать альтернативность путей ее функционирования и развития на основе прогнозирования различных ситуаций. Наиболее непредсказуемые фрагменты стратегии следует планировать по нескольким вариантам, учитывающим различные ситуации. Правило 25. При организации функционирования системы следует учитывать, что ее эффективность не равна сумме эффективностей функционирования подсистем (компонентов). При взаимодействии компонентов возникает положительный (дополнительный) или отрицательный эффект синергии. Для получения положительного эффекта синергии необходимо иметь высокий уровень организованности системы. Правило 26. Для снижения инерционности функционирования системы, т. е. увеличения скорости изменения выходных параметров при изменении входных параметров или параметров функционирования системы, следует ориентировать производство на интегрированные автоматизированные модули и системы, обеспечивающие мобильность производства и быстрое реагирование на изменения. Правило 27. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям. Важнейшими инструментами повышения адаптивности функционирования системы являются стратегическая сегментация рынка и проектирование товаров и технологий на принципах стандартизации и агрегатирования. Правило 28. Для повышения эффективности функционирования системы следует анализировать и прогнозировать параметры ее организованности: показатели пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и др., обеспечивать их оптимальный уровень. Правило 29. Структура и содержание системы формируются на идеях и принципах стандартизации, без соблюдения которых она не может функционировать. Глобальная конкуренция повышает удельный вес стандартизованных систем и их компонентов, особенно в международном масштабе. Правило 30. Единственным путем развития организационно-экономических и производственных систем является инновационный. Внедрение новшеств (в форме патентов, ноу-хау, результатов НИОКР и т.д.) в области новых товаров, технологий, методов организации производства, менеджмента и др. служит фактором развития общества. Основой логического подхода являются принципы диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относят: 1) принцип объективности рассмотрения объекта; 2) принцип всесторонности рассмотрения объекта; 3) принцип историзма. Принцип объективности рассмотрения вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т. е. из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального. Он требует при исследовании всякого объекта исходит из него самого, а не из нашего мнения о нем. "Не мышлению подчинять предмет, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон... Принцип объективности рассмотрения включает в себя не только требование исходить из самого объекта, из законов его функционирования и развития и не привносить в него ничего от себя, но и четкого различения материальных и идеологических отношений, объективных и субъективных факторов, общественного бытия и общественного сознания, признания материальных, объективных факторов (отношений), общественного бытия в качестве определяющего, первичного, а духовных, идеологических отношений, явлений общественного сознания -- в качестве вторичных, обусловливаемых материальной жизнью людей, их экономическими отношениями. Только в таком специфическом выражении принцип объективности в состоянии правильно ориентировать субъект в познании социальных явлений.

Информация о работе Основы теории управления и структур производственных систем. Ответы