Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:11, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
Первым следствием принципа объективности рассмотрения является требование не идти от вторичных явлений к их причинам, а, наоборот, исходя из первичных явлений, из причин выявлять все возможные следствия. Вторым следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы. В диалектической логике также используется принцип всесторонности рассмотрения, т. е. требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т. д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения. Еще один важный принцип диалектической логики -- принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т. е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем чтобы предсказать его будущее состояние. Принцип историзма является следствием мировоззренческого принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развитие. К методологическим принципам формальной логики относят: 1) принцип тождества; 2) принцип непротиворечия; 3) принцип исключенного третьего; 4) принцип достаточного обоснования. Принцип тождества устанавливает требование определенности мышления: в процессе рассуждения, употребляя некоторый термин, мы должны употреблять его в одном и том же смысле, понимать под ним нечто определенное. Хотя предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждений нельзя изменять понятия без специальной оговорки. По-другому принцип тождества можно назвать принципом оговорок: если изменяешь смысл термина, то оговори это, иначе будешь понят неправильно. Принцип непротиворечия требует, чтобы мышление было последовательным, т. е. чтобы, утверждая нечто о чем-то, мы не отрицали того же о том же, в том же самом смысле, в то же самое время. Принцип непротиворечия запрещает одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание.
Принцип исключенного
третьего требует не отвергать одновременно
высказывание и его отрицание. Высказывания
А и не-А нельзя отвергать одновременно,
т. е. одно из них обязательно истинно,
поскольку произвольная ситуация либо
имеет, либо не имеет места в действительности.
Согласно этому принципу нужно уточнять
понятия так, чтобы можно было отвечать
на альтернативные вопросы. Уточнив понятия,
мы можем сказать о двух суждениях, одно
из которых является отрицанием другого,
что одно из них обязательно истинно, т.
е. третьего не дано. Принцип достаточного
обоснования требует, чтобы всякое утверждение
было обоснованным, т. е. истинность утверждений
нельзя принимать на веру. Если требование
этого принципа не выполняется, то утверждения
оказываются необоснованными, голословными.
Воспроизводственно-
* безопасности хозяйственных объектов с учетом вероятности возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;* обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Идея стандартизационного подхода к управлению конкурентоспособностью объектов реализуется, во-первых, путем выбора оптимального соотношения между стандартными и индивидуальными решениями при формировании объектов, во-вторых, путем разработки и внедрения системы стандартов соответствующей категории. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.
При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления являются следующие: I) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;
2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента. В настоящее время маркетинговый подход на стадии формирования стратегии объекта применяется редко в связи со значительными трудностями в прогнозировании потребностей потребителей, нежеланием большинства менеджеров и специалистов применять современные методы и подходы. Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Чтобы в меньшей мере зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то свое (новшество, устойчивое конкурентное преимущество и т. п.) и редко делиться этим приобретением.
Наиболее характерными объектами для реализации эксклюзивного подхода, приобретения исключительного права, являются: конкурентоспособный персонал, патент, торговая марка, новые информационные технологии, прогрессивное технологическое оборудование, ноу-хау и др. Для сохранения на рынке монопольного положения в какой-либо сфере деятельности субъекту управления иногда бывает выгодно не патентовать новое изобретение, не опубликовывать ноу-хау и т. д. Авторы крупных информационных и технических открытий, как правило, в мировом глобальном масштабе длительное время являются монополистами и получают высокую прибыль. Поэтому руководители различных уровней управления, специалисты и рабочие должны стремиться всегда иметь что-то эксклюзивное. Если эксклюзивное не получено по наследству (талант, капитал и т. д.), его надо приобретать упорным трудом. Надо учиться применять современные научные подходы, методы и технологии управления различными объектами. Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект.
Процессный подход рассматривает общие функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. Стратегический маркетинг-- комплекс работ по прогнозированию нормативов конкурентоспособности на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования ценностей объектов, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли.
Планирование -- функция управления, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта плана. Организация процессов -- функция управления, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов. Учет -- функция управления по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей информации. Контроль -- функция управления по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения. Мотивация -- функция управления, процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей фирмы и (или) личных целей. Регулирование -- функция управления по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность менеджмента, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров входа систе- мы или процессов в ней до новых требований выхода (требований потребителей). Координация -- центральная функция управления по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Структурный подход к проблемам управления -- это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее определяющего важность факторов в их совокупности, является более сложный метод ранжирования. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. Поскольку имеется такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т. д.), на учете непредвиденных обстоятельств. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам СОК. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности применения по масштабу и во времени. Нормирование -- это процесс анализа использования ресурсов или состояния других параметров системы управления, разработки, согласования и утверждения нормативов и норм. Норма расхода -- это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов оборотных средств (ОС) на производство единицы продукции (работ) установленного качества в планируемых условиях производства. Нормативы -- это поэлементные составляющие норм.
Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Сущность директивного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т. п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на: 1) систему законодательных актов страны и региона; 2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; 3.) систему планов, программ, заданий; 4) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной задачей этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Деловой подход
является наиболее комплексным (после
системного) и сложным, так как у каждого
свое понимание этого подхода, связанное
с индивидуальным характером воспитания
и образования. Полнота и глубина практического
применения делового подхода при разработке
управленческого решения определяется
объективными (для лица, принимающего
или выполняющего решения) и субъективными
факторами. Поскольку деловой подход к
решению любых проблем применяют только
люди или группа людей, то полнота и глубина
его применения (соблюдения) будет определяться
внешней средой и человеком (группой).
К объективным факторам, определяющим
полноту и глубину применения делового
подхода, относятся:* конкурентоспособность
внешней среды (для региона -- это страна;
для организации -- страна, регион и отрасль;
специалиста -- организация, система образования
и т. д.);* сила конкуренции на данном рынке
(рынке труда, товаров, технологий и т.
д.);* качество систем управления на всех
уровнях иерархии;* качество информационных
связей (через Интернет и т. д.) орг-ции
или физ. лица с поставщиками и потребителями;*
качество правового и методического обеспечения
процесса разработки и реализации упр-ого
реш-я;* система учета, контроля и мотивации
качественного решения;* система ценностей,
организационная культура и миссия организации
и др. К субъективным факторам, определяющим
полноту и глубину применения делового
подхода к управлению, относят:* уровень
культуры и национальные традиции;* системность
и логичность мышления человека;* деловые
качества работника;* уровень автоматизации
информационного обеспечения и организации
управления;* систему мотивации и ответственности;*
темперамент человека (для руководителя,
принимающего человека на работу, это
субъективный фактор, а для самого конкретного
человека -- объективный);* характер человека;*
способности человека;* целенаправленность
личности;* эмоциональность человека и
др.
4. Понятие, свойства, элементы и общие характеристики организаций. Организация как явление - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Элементы орагнизации: 1. Миссия организации (лат. missio -- посылка, поручение) -- экономическое предназначение, призвание, цель существования организации. 2. Видение - то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. 3. Цель - это желаемее будущее состояние, конкретный желаемый результат, на достижение которого направлено управление. 4. Структура - совокупность существенных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе. Под тождественностью самой себе понимается сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. 5. Технологии - приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Технология управления состоит из информационной, вычислительной, организационной и логичской операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.6. Финансы 7. Управление - совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое, более жизнеспособное состояние путем различных воздействий.8. Персонал Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.
Информация о работе Основы теории управления и структур производственных систем. Ответы