Организация управления малым предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования управления малым бизнесом особенно в нашей стране, существенно отличаются от управления крупными предприятиями. По статистике, малые предприятия в России существуют менее двух лет, только лишь каждое десятое предприятие малого бизнеса доживает до десятилетнего возраста. Эти неутешительные цифры связаны с тем, что предприниматели не предают особое внимание управленческой деятельности малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................5
1.1 Понятие малого предприятия...………..…………………….…………..……….5
1.2 Понятие и содержание управления малым предприятием.……….…..............11
1.3 Особенности управления малым бизнесом……….…..………….….……........17
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОМЕГА»………………………...…………………30
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия и его среды…........……...30
2.2 Организационная структура управления на предприятии……….…………....35
2.3 Оценка системы планирования на предприятии…………………….…………45
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАННОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ…………………………………………………………….…...…48
3.1 Рекомендации по борьбе с ценовой конкуренцией..……………..…..….....…..48
3.2 Рекомендации по поднятию спроса на услуги……………..….…………....…..54
3.3 Рекомендации по кадровой работе…………....………………..….…..….……..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………68

Работа содержит 1 файл

олег.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

       Система  финансового  менеджмента  является  неотъемлемой  составляющей  развития  малого  бизнеса.

       Управление  финансами  малых  предприятий  имеет  ряд  специфических  особенностей  в  зависимости  от масштабов, целей, форм и видов деятельности организаций. Среди них можно выделить следующее:

       1.  Ориентация  на  текущую  прибыль,  способность  быстро  реагировать  на  изменение  спроса  и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах, продукции, работах, услугах.

       2.  Высокая  оборачиваемость   капитала,  что  снимает   необходимость  в  приобретении  дорогостоящих производственных  фондов, а также создании значительных финансовых накоплений.

       3.  Неспособность  создания  наукоемких,  фондоемких,  энергоемких,  ресурсоемких  и  трудоемких производств.  Субъекты малого бизнеса могут эффективно  обслуживать крупные предприятия на  условиях подряда,  налаживать  производство  на  выпуск  новой  продукции,  товаров,  услуг,  но  это  производство  не становится массовым и серийным.

       4.  Трудность доступа малых предприятий  на финансовый и денежный рынки.

       5.  Пониженный, по сравнению с крупными  предприятиями, уровень ликвидности.

       6.  Выполнение  одним  человеком   функций  руководителя  и   финансового  менеджера.  В   большинстве случаев  этот  сотрудник  не  имеет  специального  финансового  образования,  следовательно,  управленческие решения вырабатываются на основании приобретенного опыта работы в данной области, а также исходя из объема имеющихся финансовых ресурсов.

       7.  Ориентация финансового менеджмента  на малых предприятиях, в первую  очередь, на максимизацию прибыли,  доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.

       8.  Отсутствие  системы  стратегического   планирования,  целью  которой   является  разработка маркетинговой,  ценовой,  инвестиционной  и   кредитной  политики.   Это   зачастую  обусловлено  тем,  что создание  фирмы  происходит  по  частной  инициативе  собственника,  а,  следовательно,  подчинено  его персональным целям и задачам.

       9.  Недостаточность  маркетинговых   мероприятий,  что  обусловлено   непониманием  степени  важности  маркетинговой  стратегии   для  развития  предприятия,  а  также  нежеланием  расходовать  дополнительные средства  на  изучение  рынка,  покупателей,  конкурентов  или  оплату  соответствующих  специалистов.  При выработке  управленческих  решений  финансовый  менеджер  руководствуется  личным  опытом,  а  не показателями эффективности продаж продукции [12].

       10.  Ориентация  в  основном  на  собственные  финансовые  средства (прибыль,  амортизационные отчисления,  личные  накопления),  что  обусловлено   трудностью  получения  займов  из  внешних  источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.).

       11.  Недостаточность  знаний и  финансовых  ресурсов для  составления  инвестиционного плана,  который  выступает одной из немногих  возможностей привлечения сторонних финансовых ресурсов.

       12.  Эффективное использование долгосрочных  и краткосрочных денежных  ресурсов  достигается посредством финансового планирования,  которое является  существенным  элементом финансового менеджмента.

       Финансовый  менеджмент в малом бизнесе в  силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:

       1. В небольшой фирме все функции  финансового менеджера ложатся,  как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель - хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

       2. На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

       В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие  стратегические цели и тактические  задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается  по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

       3. Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

       Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения  и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.

       4. Финансовый итог предпринимательства  характеризуется в первую очередь  прибылью, которую получает предприниматель.  Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.

       На  малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: 1) понимания важности разработки маркетинговой политики и 2) “лишних” денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

       В то же время следует отметить, что  малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более  выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют  больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

       5. Самый хороший менеджер мало  чего может добиться, если у  предприятия будет серьезный  недостаток денежных средств.  Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала - одна из ключевых в финансовом менеджменте. Финансировать свою деятельность малое предприятие может за счет собственных (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.)

       В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные  средства, поскольку часто не могут  получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

       Одним из инструментов инвестора при осуществлении  им капиталовложений служит бизнес-план проекта, который призван дать возможность  инвестору сделать комплексную  оценку инвестиционного предложения  и, в первую очередь, показать, что  предлагаемый товар (продукция или услуга) является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.

       6. Эффективное использование долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов достигается посредством финансового планирования, которое является существенным элементом финансового менеджмента.

       Инвестиции  в крупных компаниях подразумевают  вложение средств в значительные пакеты акций предприятий, строительство  новых объектов и т.п. В малом  бизнесе любое вложение средств в основные фонды, будь то покупка одного компьютера или станка, уже является инвестициями, т.к. это вложение производится с целью получения прибыли. Но даже такое небольшое вложение средств является значительным событием для малого предприятия, поэтому должен быть точно рассчитан предполагаемый доход и предполагаемые расходы, связанные с этими инвестициями.

       Финансовый  план крупной компании представляет собой объемный документ. Финансовый план в малом бизнесе будет  состоять из тех же разделов, но содержать намного меньше деталей и вспомогательных документов.

       Важнейшей составляющей финансового менеджмента  является оценка финансового положения  предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих  оценить состояние дел предприятия  в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

       Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние  предприятия является важнейшей  характеристикой его деловой  активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового положения фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства/продукции.

       Оценка  финансового положения малой  фирмы, учитывая небольшой объем  бухгалтерской отчетности, установленный для малых предприятий, будет включать ограниченный набор показателей и основываться на данных формы “Бухгалтерского баланса” “Отчета о прибылях и убытках”.

       Таким образом, правильный выбор стиля  и методов управления и грамотное  применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

       Итак, основными факторами, влияющими  на особенности управления малым  предприятием, являются: размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др. Работа в небольшом коллективе, что может привести к неравномерно распределенной нагрузке на сотрудников. Малое предприятие может активно нанимать сотрудников на сезонные или разовые работы, некоторые частные предприниматели предпочитают заключать договора с компаниями, занимающимися подбором персонала или составлением бухгалтерской отчетности. Особенности кадровой политики малых предприятий заключаются в следующем. Во-первых, на таких предприятиях, как правило, наблюдается тесное сотрудничество работников с руководством. Во-вторых, почти на всех малых предприятиях отсутствует служба управления персоналом. В-третьих, отсутствует и кадровая документация, которая является обязательной для средних и крупных предприятий. В-четвертых, обучение и повышение квалификации работники, как правило, проводят за свой счёт и по своему желанию. В-пятых, к основным материальным методам мотивации персонала небольших предприятий относятся: заработная плата, конкурентоспособная с другими предприятиями, премии и надбавки, участие в прибылях. Управление  финансами  малых  предприятий  имеет  ряд  специфических  особенностей  в  зависимости  от масштабов, целей, форм и видов деятельности организаций: ориентация  на  текущую  прибыль; высокая  оборачиваемость  капитала; неспособность  создания  наукоемких,  фондоемких,  энергоемких,  ресурсоемких  и  трудоемких производств; трудность доступа к заемному капиталу; пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности; отсутствие  системы  стратегического  планирования; недостаточность  маркетинговых  мероприятий; и др.

 

       

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОМЕГА»

Информация о работе Организация управления малым предприятием