Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 10:43, дипломная работа
Актуальность исследования управления малым бизнесом особенно в нашей стране, существенно отличаются от управления крупными предприятиями. По статистике, малые предприятия в России существуют менее двух лет, только лишь каждое десятое предприятие малого бизнеса доживает до десятилетнего возраста. Эти неутешительные цифры связаны с тем, что предприниматели не предают особое внимание управленческой деятельности малым бизнесом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................5
1.1 Понятие малого предприятия...………..…………………….…………..……….5
1.2 Понятие и содержание управления малым предприятием.……….…..............11
1.3 Особенности управления малым бизнесом……….…..………….….……........17
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОМЕГА»………………………...…………………30
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия и его среды…........……...30
2.2 Организационная структура управления на предприятии……….…………....35
2.3 Оценка системы планирования на предприятии…………………….…………45
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАННОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ…………………………………………………………….…...…48
3.1 Рекомендации по борьбе с ценовой конкуренцией..……………..…..….....…..48
3.2 Рекомендации по поднятию спроса на услуги……………..….…………....…..54
3.3 Рекомендации по кадровой работе…………....………………..….…..….……..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………68
Малые предприятия работают и успешно развиваются во всех высокоразвитых странах мира от США до ЕС, от Сингапура и Тайваня до ЮАР, Бразилии и Израиля.
Доля малого бизнеса в экономике ведущих стран мира: практически нет таких сфер, которые могли бы обойтись без его продукции и услуг. Можно в качестве примера привести:
-
Испанию, где доля малого
- Германию, где, вопреки устоявшимся стереотипам и устаревшим мифам, опорой, к примеру, немецкой экономики служат не автомобильные монстры, крупные химические или металлургические концерны, а… малые и средние предприятия (они составляют 99,7% всех коммерческих предприятий).
В
США на малые предприятия приходится
почти 35% чистого дохода, 30% всего
экспорта. Во Франции и Германии
доля малого и среднего бизнеса в
ВВП этих стран почти 50%. В Японии
ими создаётся почти 57% всей продукции
в ведущей для страны обрабатывающей промышленности.
В Италии на него приходится примерно
95% национального дохода.
Количество вовлеченных в малый бизнес составляет:
-
в США на компании с
-
в странах же ЕС – 70% работающих
в негосударственном секторе
европейцев.
В большинстве стран существуют специальные правительственные органы с широкими полномочиями и не меньшими ресурсными возможностями, отвечающие за его поддержку.
23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России [16]:
1.
Сохранить для
2.
Освободить предприятия,
3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
4.
Освободить компании, работающие
в сфере образования и
5.
Передать в местные бюджеты
большую часть дохода от
6.
Продлить на три года льготный
порядок приватизации
7.
Сделать действие лицензий на
предпринимательскую
8.
Пакет госпомощи малому и
Таким
образом, в Российской Федерации
к субъектам малого предпринимательства
относятся потребительские
Управлением
называется процесс достижения целей
в управляемой системе. При этом
подразумевается наличие
Теория
управления изучает закономерности
организации управленческого
Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и маркетинг.
Управлять – значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в постоянном процессе поиска своей модели управления. Стратегия – генеральная, основная программа, направленная на достижение цели в любой области деятельности. Сложность принятия стратегического решения определяется множеством альтернативных путей, из которых следует обоснованно выбрать оптимальный.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.
Ключевыми
аспектами организации
Учитывая важность определения структуры для успеха фирмы, необходимо принять во внимание признаки оптимальной структуры, а также влияющие на нее факторы, приведенные в таблице 1.1.
Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов [19, с. 162]:
-
создание структуры
-
распределение полномочий.
Таблица 1.1 Факторы, влияющие на структуру предприятия
№
п/п |
Признаки оптимальной структуры | Факторы |
1 | 2 | 3 |
1. | Небольшие подразделения
с высококвалифицированным |
Технология |
2. | Небольшое число уровней руководства | Внешнее окружение |
3. | Наличие в структуре групп специалистов | Размер предприятия |
4. | Ориентация графиков работы на потребителей | Стратегия бизнеса |
5. | Быстрая реакция на изменения | Имеющийся персонал |
6. | Высокая производительность | Система решений |
7. | Низкие затраты | Сложившаяся структура |
Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.
Организационная
структура малой фирмы может
выглядеть, например, так, как показано
на схеме (рис. 1.1).
В
России обычно все функции управления
в маленьких фирмах берет на себя
ее владелец, т.е. происходит совмещение
должностей. Однако это не всегда оправдано,
поскольку отказ от делегирования полномочий
влечет за собой дефицит времени на управленческую
деятельность и в конечном итоге отрицательно
сказывается на результатах работы. Руководитель
фирмы должен не только заниматься текущими
делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы
развития своего предприятия. Следовательно,
главная задача руководителя фирмы заключается
в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного
предприятия определить оптимальную систему
управления в целях достижения успеха.
Рис.
1.1 Организационная структура малой фирмы
По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению (часто выполняющего функции технолога), мастера (в подчинении у которого находятся рабочие). Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.
При общей простоте организационно-управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных условиях одного энтузиазма недостаточно.
Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, – нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.
Жизнеспособными сегодня оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.
Иными словами, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.
Особенности управления в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Практика выработала определенные требования к личности управляющего малого бизнеса:
1.
Управляющий всегда на виду, его
авторитет зависит от его
2.
Управляющий должен обладать
большой гибкостью в работе, уметь
предвидеть события и
3.
Управляющий должен обладать
способностью формировать и
4.
Управляющий должен
5.
Задача управляющего - не формализовать
отношения в коллективе, а учитывать
их в своей работе, поддерживать
атмосферу творческого
6. Управляющий должен обладать высокой способностью влиять на окружающих.
7. Управляющий должен уметь обучать и развивать подчиненных.
8.
Управляющий несет
Перечисленные
требования характеризуют грамотного,
профессионального
Руководителю малого предприятия важно правильно выбрать стиль управления. Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей. В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.
Руководитель-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор - плохой управляющий.
Информация о работе Организация управления малым предприятием