Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель: исследование организационной структуры Филиала ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» - Семеновское ЛПУМГ и основных направлений его совершенствования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать необходимые литературные источники.
2. Анализ организационно - производственной структуры филиала
ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» - Семеновского линейно производственного управления магистральных газопроводов.
3. Анализ управления конфликтами в организации.
4. Оценка эффективности организационной структуры филиала и разработка мероприятий по совершенствованию данной структуры.
Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Общая характеристика филиала ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» - Семеновское ЛПУМГ, его цели и задачи…………………………………………………………………………………..…..5
1.1 Характеристика предприятия……………………………………..........5
1.2 Цель, миссия и стратегия организации……………………………......7
Глава 2. Организационная структура Филиала……………………11
2.1. Типология структурных предприятий………………………………...11
2.2. Организационно – производственная структура филиала ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» - Семеновское ЛПУМГ……………….….18
2.3. Анализ внешней и внутренней среды организации………………....25
Глава 3. Управление конфликтами в организации……………...31
3.1. Формы власти и влияния……………………………………………..31
3.2 Стиль лидерства………………………………………………………...32
3.3 Управление конфликтами……………………………………………...36
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ НИЖНИЙ НОВГРОД» - СЕМЕНОВСКОЕ ЛПУМГ…………………………………………………………………………….….54
Заключение…………………………………………………………………….…57
Список литературы……………………………………………………………58
Условия возникновения внутриличностного конфликта:
Личностные условия связаны с возможностью осознания существующего противоречия:
актуализация сложности внутреннего мира личности (при ее наличии);
сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
высокий уровень развития чувств и ценностей;
сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.
То есть конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.
Мотивационные конфликты - одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом различаются три варианта течения этих конфликтов:
альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимоисключающие друг друга (так называемая «Буриданова ослица»). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.
альтернативы в равной мере непривлекательные (так называемый «выбор из двух зол, где нет меньшего»).
альтернатива проявляется в аспектах: одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана с взвешиванием всех за и против.
Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми, противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.
1. содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;
2. психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.
Особенности межличностных конфликтов:
1. противоборство людей осуществляется «здесь и сейчас», непосредственно, лицом к лицу, на основе их личных мотивов;
2. в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т.д.;
3. в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально - психические особенности;
4. конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
5. затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.
Конфликт «личность – группа».
Конфликты этой категории могут иметь разнообразные проявления. Иногда они длительное время существуют в латентной форме и проявляются в форме неожиданных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек, а иногда принимают характер длительной и систематической травли неугодного члена коллектива. Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых взглядах и оценках.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется следующими понятиями:
позиция
статус
внутренняя установка
роль
групповые нормы
Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны:
а) с нарушением ролевых ожиданий;
б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм).
Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть:
применение групповых санкций;
существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим;
резкая критика в адрес конфликтующего;
эйфория со стороны конфликтующего и т.д.
При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие (табл.3.3).
Таблица 3.3
Классификация конфликтов
Вариант конфликта | Возможные причины |
Руководитель - коллектив | Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров |
Рядовой член коллектива - коллектив | Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки лидера, члена коллектива реальному статусу в группе |
Лидер - группа (микрогруппа) | Низкая профессиональная подготовка лидера или членов группы. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания под влиянием различных факторов |
В целом конструктивность внутригруппового конфликта такой направленности во многом зависит от групповой сплоченности, зрелости коллектива и степени личности, опосредованности межличностных отношений содержанием совместной предметной деятельности, что повышает возможность адекватного отражения существующих проблем.
Сегодня общепризнанно, что группы разного уровня развития обнаруживают разный тип реакций на конфликтные и стрессовые ситуации. Общая тенденция состоит в том, что высокоразвитые группы реагируют по преимуществу мобилизацией усилий на преодоление возникших трудностей, а группы низкого уровня развития внутренней дезорганизацией.
Межгрупповыми конфликтами принято называть взаимодействия как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.
В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей)(табл 3.4.).
Таблица 3.4
Классификация межгрупповых конфликтов
Вариант конфликта | Возможные причины |
Руководство организации - персонал | Неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т. п. |
Администрация - профсоюзы | Нарушение трудового законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т. п. |
Между подразделениями внутри организации | Взаимная зависимость по выполняемым задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка |
Конфликт между организациями | Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы влияния, рынки сбыта и т. п. |
между микрогруппами внутри коллектива | Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции лидеров |
Между неформальными группами в обществе | Противоположность духовных интересов, ценностей; групповой экстремизм |
Последствия конфликтов:
1) непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2) отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3) представление о противоположной стороне как о "враге", о своей позиции, как об исключительно положительной, о позиции оппонента - только как об отрицательной.
4) сворачивайте или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению возникающих проблем.
5) убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6) чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение; текучесть кадров.(табл.3.5.)
Таблица 3.5
Последствия конфликтов
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
позитивные | негативные | |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию сотрудников больший динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства | Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива | Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия | Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношении и партнерского сотрудничества |
Информация об организации и ее персонале | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение общего языка | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |