Организация как субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Рыночные условия хозяйствования заставляют руководителей переосмыслить принципы и методы принятия управленческих решений. Для их совершенствования очень важно понимание организации как целостной открытой динамичной системы. Важно знание внешних и внутренних факторов. Конечно, организация вряд ли может оказать влияние на внешнюю среду, однако можно прогнозировать ее изменения с целью координации управленческих решений. Так, ожидаемый рост доходов населения должен лечь в основу планируемого роста объемов хозяйственной деятельности организаций общественного питания. Совершенствование управления предполагает повышение эффективности использования имеющихся внутренних ресурсов организации. Для этого важно выявить как сильные, так и слабые стороны.

Работа содержит 1 файл

КУРС-Менеджмент-Организация как субъект управления.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

    Результативность, в том смысле, что "делаются правильные вещи", является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

    Управленческие  решения, как бы ни были они хорошо обоснованы с точки зрения теории и подкреплены исследованиями, представляют собой всего лишь идеи, мысли. А  цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически - превращается в действие - результативно и эффективно.

    Обобщенная  концепция, при всей ее полезности и  правомерности, слишком уж неточна, чтобы применяться безоговорочно. При исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между организациями. Эти серьезные различия между организациями, которые обычно называются ситуационными переменными, распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные.

    Внутренние  переменные являются характеристикой  организации. Внутренняя среда, включает цели организации, ресурсы, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей. Эти переменные в различной степени контролируемы. Они являются результатом управленческих решений, касающихся того, что должна делать организация и кто в этой организации должен делать необходимую работу. Решения, принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют, насколько результативна, эффективна и производительна будет данная организация по сравнению с другими.

    Внешние переменные, являются факторами среды, находящейся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. К внешним переменным следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и всякие другие изменения. Хотя они находятся вне контроля руководства компаний, оно должно стремиться сделать так, чтобы их компании реагировали бы на факторы и изменения конкретной внешней среде, если организация намеревается достичь серьезного успеха. Для того, чтобы организации реагировали на эти факторы правильно, руководителю необходимо понять, что внешняя среда по-разному воздействует на организацию.

    Различия  заключаются как в глубине воздействия различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение.

    Простого  указания на то, какие переменные сильнее  всего влияют на успех, явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей компании. Настоящая трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

    Функции управленческого процесса, имеют  прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации. В процессе планирования руководство определяет, какими будут цели организации и как наилучшим образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных. Мотивация - это процесс, с помощью которого руководители делают так, что люди работают более производительно, стремясь достигнуть целей организации. Контроль позволяет руководству увидеть, насколько успешна его работа по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира.

    На  основании изложенного, можно сделать  следующие выводы, основные принципы формирования эффективных систем управления организации в настоящее время можно свести к следующему:

    1. Единственно правильного пути  ведения дел не существует, только  интеграционный подход и учет всех характеристик складывающихся условий работы позволит предприятию эффективно функционировать. Поэтому система управления должна быть гибкой.

    2. Ориентация на потребителя и обязательный учет изменений внешней среды предприятия позволит правильно сформировать стратегию и тактику развития. Следовательно, система управления должна быть адаптивной к требованиям и запросам потребителей, учитывать влияние конкурентов и другие факторы внешней среды.

    3. Если вне организации главной ценностью являются потребители, то внутри организации - ее сотрудники. Только учет всех аспектов, связанных с жизнедеятельностью и повышением благосостояния сотрудников, позволит предприятию достичь поставленных целей, система управления должна быть социально ориентированной.

1.3 Зарубежный опыт  управления организацией

 

    За  период многолетней теоретической  и практической работы накоплен большой  опыт управления организациями. Учитывая, что торговля и общественное питание координируется одним министерством и для торговых организаций республики очень актуальным является проблема совершенствования организационной структуры управления, подробнее остановимся на зарубежном опыте развития и управления различными типами магазинов.

    До  середины XX века розничную торговлю характеризовали следующие признаки:

  • существование большого числа мелких предприятий торговли, состоящих из одного магазина;
  • полная независимость торговых предприятий в хозяйственной деятельности;
  • семейное владение магазином, при котором владелец одновременно являлся управляющим и работником;
  • зона обслуживания магазина ограничивалась небольшим географическим районом, чаще жилым кварталом;
  • важность установления личных отношений между продавцом и покупателем;
  • продажа товаров через прилавок [6, с. 53].

    Однако  в 30-е гг. XX века в Америке появился новый тип торгового предприятия, получивший название супермаркет. Это был крупный магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров (преимущественно продовольственных) и большим объемом реализации, разделенный на отделы, в котором продавали товары исключительно за наличные деньги. Ключевым новшеством, безусловно, стал метод самообслуживания: он позволил организовать массовый сбыт, довести объем реализации товара до максимально возможного.

    Появлению этого типа способствовало длительное развитие типов предприятий розничной торговли. Супермаркеты стали логическим ответом розничной торговли на трудности Великой депрессии 30-х гг. в США, когда любые помещения (склады, гаражи) оборудовались под торговые точки, оснащались простыми приспособлениями. Именно с развитием супермаркетов в 30-е гг. в обиход вошли такие понятия, как товарооборот, снижение издержек.

    К концу 40-х гг. покупатели признали супермаркет основным типом продовольственного магазина. Принципы торговли, применяемые в супермаркетах, выдержали проверку временем. Число супермаркетов с каждым годом возрастало за счет уменьшения количества продовольственных магазинов традиционного типа. Самообслуживание стало общепризнанным и наиболее распространенным методом торговли.

    1960-1970 гг. стали серьезным испытанием для торговых предприятий, в том числе супермаркетов, так как мировой кризис нанес сильный удар по их позиции на рынке. Выход из кризиса совпал с первой технологической революцией в розничной торговле, появлением штрихового кодирования, первых сканеров и POS-терминалов. Продолжалась и тенденция дальнейшего увеличения торговых площадей. Именно в 70-е гг. появились такие типы торговых предприятий, как универмаг, торговый центр, дискаунтер.

    Растущая  мобильность покупателей (владение личным автомобилем достигло 70% в 70-е гг.) стала причиной того, что они готовы были ездить за покупками в магазины, которые они считали более интересными. Этот факт был использован розничными продавцами, которые поняли, что в более крупных магазинах они смогут предложить большее разнообразие товаров по более низким ценам благодаря увеличению эффективности работы. Эта тенденция успешно развивалась во многих странах, в результате большая часть продаваемых продовольственных товаров приобреталась в супермаркетах и гипермаркетах. Появление крупных магазинов привело к тому, что уменьшилось количество магазинов по месту жительства и работы. В результате этого распространилась практика, когда большинство покупателей стали реже приобретать необходимые им основные продовольственные товары, но в больших количествах.

    В 1976-1985 гг. произошло существенное сокращение количества магазинов, главным образом предлагающих продовольственный ассортимент. В Великобритании продовольственная сеть сократилась на 48%, Германии — на 31%, во Франции — на 25%, Греции — на 10% [6, с. 55].

    Крупные магазины всегда успешно реагировали  на изменения и приспосабливались к ним. И на всем протяжении развития они извлекали пользу от этих изменений. Изменяясь сами, магазины служили причиной изменения и во многих отраслях экономики.

    Изменения, произошедшие в структуре торговой сети в последние десятилетия, характеризуются:

  • сокращением числа торговых точек, происходящим на фоне увеличения товарооборота последних;
  • увеличением числа торговых предприятий, таких как супермаркеты, и появлением их сетевых объединений (торговых сетей);
  • увеличением стоимости разовой покупки при сокращении числа посещений торговых точек;
  • улучшением качества торгового обслуживания покупателей.

    Основными типами магазинов являются супермаркеты и гипермаркеты, занимающие лидирующее положение в структуре торговой сети. Так, в 2003 г. в Польше работало 67 гипермаркетов и более 800 супермаркетов, предлагая ассортимент до 50 тыс. наименований. По прогнозам, в ближайшие годы в крупнейших городах этого приграничного для Беларуси государства будут действовать 170 гипермаркетов с торговой площадью от 8 до 18 тыс. кв. м. В Чехии, где серьезные преобразования торговли начались в 1997 г., в конце 2004 г. было 80 гипермаркетов на население 10 млн. человек.

    Сегодня на долю крупных магазинов приходится значительная часть товарооборота. Так, на долю супермаркетов приходится около 75% внутреннего оборота США. В европейских странах доля супермаркетов в товарообороте ниже — достигает 45%, гипермаркетов — 34% [6, с. 56].

    Стандартный супермаркет предлагает наиболее широкий  ассортимент товаров (до 10 тыс. позиций), удовлетворяя значительно больше потребностей покупателей. В основу формирования его ассортимента положены следующие принципы:

  • товар не должен быть слишком дорогим (так как его потенциальный потребитель не желает необоснованно нести существенные денежные затраты);
  • товар должен быть действительно качественным по своим основным потребительским свойствам. Именно за них потребитель «выкладывает» свои денежные средства, эквивалентные сумме себестоимости продукции и нормального вознаграждения продавца;
  • потребитель желает не просто приобрести набор определенных свойств, но и своеобразную гарантию их качества, и средство подтверждения своего социального положения (именно за это он готов заплатить дополнительное вознаграждение продавцу).

    Крупные типы магазинов в зарубежной практике почти всегда побеждали в конкурентной борьбе с традиционными мелкими магазинами. Пока у них были более слабые соперники, они избегали непосредственной конкуренции между собой. Однако небывалый размах строительства магазинов привел к тому, что рынок вскоре оказался насыщенным. Экстенсивное развитие торговой сети оказалось невозможным. В этих условиях началась конкурентная борьба между супермаркетами, гипермаркетами, торговыми центрами. Чтобы выстоять в этой борьбе, а также в ответ на изменения во всех областях жизни типы магазинов продолжают изменяться и в настоящее время, порождая новые.

    В последние годы широкое распространение  получили дисконтные продовольственные магазины – дискаунтеры. Данный тип магазинов становится все более распространенным и для стран СНГ. Целевая аудитория дискаунтеров - жители микрорайона, для которых магазин находится на расстоянии, преодолеваемом пешком за 5-15 мин.; ассортимент - продукты питания и сопутствующие товары повседневного спроса; торговую площадь 350-500 кв. м. Для дискаунтера приоритетным является  самообслуживание.

Информация о работе Организация как субъект управления