Организация как субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Рыночные условия хозяйствования заставляют руководителей переосмыслить принципы и методы принятия управленческих решений. Для их совершенствования очень важно понимание организации как целостной открытой динамичной системы. Важно знание внешних и внутренних факторов. Конечно, организация вряд ли может оказать влияние на внешнюю среду, однако можно прогнозировать ее изменения с целью координации управленческих решений. Так, ожидаемый рост доходов населения должен лечь в основу планируемого роста объемов хозяйственной деятельности организаций общественного питания. Совершенствование управления предполагает повышение эффективности использования имеющихся внутренних ресурсов организации. Для этого важно выявить как сильные, так и слабые стороны.

Работа содержит 1 файл

КУРС-Менеджмент-Организация как субъект управления.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра менеджмента 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ 

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ»

(на материалах  ОДО«ТОРГЛАНД») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Студентки заочного факультета

                экономики и учета 
                 

                Научный руководитель:

                доц., к.э.н. Коржов В.С. 
                 
                 
                 

ГОМЕЛЬ  2008

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Рыночные  условия хозяйствования заставляют руководителей переосмыслить принципы и методы принятия управленческих решений. Для их совершенствования очень важно понимание организации как целостной открытой динамичной системы. Важно знание внешних и внутренних факторов. Конечно, организация вряд ли может оказать влияние на внешнюю среду, однако можно прогнозировать ее изменения с целью координации управленческих решений. Так, ожидаемый рост доходов населения должен лечь в основу планируемого роста объемов хозяйственной деятельности организаций общественного питания. Совершенствование управления предполагает повышение эффективности использования имеющихся внутренних ресурсов организации. Для этого важно выявить как сильные, так и слабые стороны.

    В рыночных условиях для любой организации  очень важно найти наиболее оптимальную модель построения организационной структуры исходя из особенностей среды ее функционирования, целей и задач организации. В частности, большинство организаций, функционирующих в условиях планово-административной экономики, имели иерархическую структуру управления. Но в рыночных условиях, характеризующихся подвижностью, изменчивостью внешней среды, данное построение системы управления часто бывает неэффективным. Необходимо реагировать на действия конкурентов, изменения спроса и др., а многоуровневая иерархическая система управления не дает такой оперативности принятия управленческих решений. Кроме того, от того, как построена система управления организацией, во многом зависят расходы на содержание аппарата управления, представляющих собой значительную часть расходов на оплату труда. Таким образом, повышение эффективности функционирования организации является очень актуальным в настоящее время и решение данной проблемы должно быть основано на комплексном подходе к рассмотрению организации как субъекта управления.

    Целью курсовой работы является изучение организации  как субъекта управления, анализ мирового управленческого опыта и оценка эффективности системы управления ОДО«ТОРГЛАНД» для поиска направлений ее совершенствования.

    Достижению  поставленной цели способствует рассмотрение следующих основных вопросов:

  • определение понятия организации, ее основных видов; характеристика управленческой деятельности, объекта и субъекта управления; анализ зарубежного опыта управления организацией и оценка возможности его применения в деятельности современных отечественных организаций;
  • осуществление общей характеристика ОДО«ТОРГЛАНД»;
  • анализ составляющих успеха организации;
  • оценка эффективности управления организацией и предложение ее повышения на основе совершенствования методов управления при переходе к рыночным отношениям.

    Объектом  исследования курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность ОДО«ТОРГЛАНД».

    Предмет исследования – система управления ОДО«ТОРГЛАНД» за 2006-2008 гг.

    При написании работы использованы аналитический, статистический, индексный, дедуктивный, индуктивный и другие методы экономического анализа.

    Исследуемая тема является хорошо разработанной  в современной экономической литературе. Теория анализируемой проблемы, хорошо изложена в учебнике Мескона М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». Методика оценка эффективности системы управления доступно изложена в учебном пособии Е.Е. Вершигора по менеджменту. Зарубежный опыт управления организациями интересно изложен в учебнике под редакцией А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина «Управление организацией». Он был описан также, опираясь на ряд публикаций в научных журналах «Aldi. Магазин для экономных и бережливых», «Дискаунтер» и др.

    Структура работы состоит введения, из трех глав, восьми разделов, заключения, списка использованных источников, приложений бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности организации за 2006-2008 гг. Объем работы - 45 страниц. В работе содержится 1 рисунок, 4 таблицы, 17 приложений. Список использованных источников включает 16 наименований.

 

1 ЭЛЕМЕНТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И  ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие организации,  ее виды:  
формальные, неформальные, простые и сложные

 

    Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

    Можно также привести другие определения  организации:

  • внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;
  • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
    Таким образом, организация в широком смысле – социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а организация в узком смысле – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур [9, с. 13].

    Таким образом, термин «организация» употребляется  как для обозначения функции  менеджмента, так и для обозначения юридического лица.

    Как юридическое лицо организация представляет социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенных целей. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей и поэтому имеют различные назначение, размеры, строение и другие характеристики. Например, это может быть предприятие, фирма, учреждение, ведомство или другое трудовое формирование. Именно в таком качестве термин организация используется в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

    Существует большое количество определений организации как категории юридического лица. Часто организацию представляют как группу людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно состоять не менее чем из двух человек, которые считают себя частью этой группы, иметь, по крайней мере, одну общественно полезную цель, достичь которую можно совместным трудом всей группы.

    Организации создаются для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому  имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

    Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру [15, с. 40].

    В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

    На  основании критерия формализации выделяются:

  • формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
  • неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

    В каждом трудовом коллективе наряду с  формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

    Если  официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные никак не регламентируются. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако следует иметь в виду, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

    Группы  людей, созданные по воле руководства  для достижения целей организации, называются формальными. Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т. д.

    Стихийно  образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей, признается неформальной группой (организацией). Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов.

    Неформальные, или теневые, группы существуют в  каждой организации. Они возникают из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Когда в них задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения. Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Неформальная коммуникация - один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть.

    Другой  способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность  действовать или бездействовать.

    Несанкционированное установление производственных норм - это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задача менеджера заключается в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

    Влияние неформальных отношений может контролироваться, но для этого необходимо иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера имеется ясность о базовой мотивации функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения. Необходимо иметь в виду, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди взаимодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых групп. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.

    Предметом изучения менеджмента являются формальные хозяйственные организации.

    По  формам собственности они могут  быть частными или государственными.

    По  отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Информация о работе Организация как субъект управления