Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа
Рыночные условия хозяйствования заставляют руководителей переосмыслить принципы и методы принятия управленческих решений. Для их совершенствования очень важно понимание организации как целостной открытой динамичной системы. Важно знание внешних и внутренних факторов. Конечно, организация вряд ли может оказать влияние на внешнюю среду, однако можно прогнозировать ее изменения с целью координации управленческих решений. Так, ожидаемый рост доходов населения должен лечь в основу планируемого роста объемов хозяйственной деятельности организаций общественного питания. Совершенствование управления предполагает повышение эффективности использования имеющихся внутренних ресурсов организации. Для этого важно выявить как сильные, так и слабые стороны.
Кроме того, организации могут быть простыми и сложными, имеющие набор взаимосвязанных целей.
В Республике Беларусь различают следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций.
Партнерство (товарищество) – форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении (паевом, долевом) имущества разных собственников. Предпринимательская деятельность осуществляется несколькими лицами. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. Суть партнерства – объединение не только капиталов, но и усилий.
Различают две организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).
Управление
деятельностью полного
Акционерное предприятие (корпорация) – форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества, владельцы которого несут ответственность лишь в пределах вложенных капиталов. Суть акционерных предприятий – объединение капиталов, лиц, а не усилий.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (открытого или закрытого типа), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Акционерное общество – это наиболее распространенная юридическая форма, в которой доля (пай) каждого собственника подтверждается ценной бумагой (акцией), а акционеры несут ответственность по долгам фирмы лишь своими акциями. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции (свободная продажа акций их владельцами), признается открытым акционерным обществом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей, признается закрытым акционерным обществом.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли определенных учредительными документами размеров, которые не подлежат обращению и передаче другим лицам (кроме определенных условий). Учредители общества отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Уставный капитал общества с дополнительной ответственностью также разделен на доли определенных учредительными документами размеров, но участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такое имущество является неделимым (не может быть распределено по вкладам, долям, паям), принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и соответственно находится в государственной или частной собственности. Собственник унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Основой индивидуальных предприятий является индивидуальная форма собственности. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Они осуществляют свою инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, являясь при этом владельцем, руководителем и работником.
Потребительские кооперативы создаются гражданами в целях удовлетворения их потребностей в торговом обслуживании, жилище, дачах, гаражах, социально-культурных и других услугах и относятся к некоммерческим организациям. Это очень демократичная организационно-правовая форма, которая обеспечивает равноправие участников в управлении вне зависимости от размера их доли и трудового участия в деятельности кооператива [9, с. 24-26].
К некоммерческим организациям относятся различные общественные и регилигиозные организации, фонды, учреждения, асс цитации и союзы, созданные для удовлетворения различных нематериальных потребностей.
Всем организациям присуще следующее:
В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих.
Внешняя
среда характеризуется как
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура организации, ее культура и ресурсы.
Под структурой организации понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления. В составе последней чаще всего имеются такие функциональные подсистемы, как маркетинг, управление нововведениями, производством, персоналом, финансами.
Главными
функциями менеджмента
Управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности. В узком смысле управление – это процесс воздействия субъекта управления на объект управления, заставляющий объект управления совершать определенные действия, направленные на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.
В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов. В этом случае управление является непрерывным процессом, который начинается с момента установления связей между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращением взаимодействия между ними.
Можно также дать следующие определение управления. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [15, с. 70]. Взаимосвязь функций управления представлена на рисунке 1 [15, с. 71].
Рис 1 Взаимосвязь
функций управления
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.
Под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
В организациях, особенно крупных, четко прослеживаются уровни управления. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация [10, с. 41].
Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена.
По мнению Файоля, управляющие должны обладать следующими качествами: физическими (здоровье, энергичность, внешний вид), умственными (способность понимать и усваивать, здравый смысл, способность энергично мыслить и адаптироваться), моральными (энергичность, твердость, готовность принять на себя ответственность, инициативность, лояльность, тактичность, чувство собственного достоинства), образовательными (общее знакомство с вопросами, не относящимися непосредственно к выполняемой функции), техническая эрудиция (специфическая для своей функции) и опыт (полученный на самой работе) [6, с. 79].
Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что во главу угла управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся товары, услуги, знания, информация.
Чтобы
производить любой
Для функционирования организации она должно получать исходные материалы и реализовать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь в организации соответствующие службы.
Организация обязана выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам, принятым нормам, техническим условиям. Значит, управление организацией включает управление качеством выпускаемого продукта, что, в свою очередь, требует управления технологией.
Желание
добиться успеха характерно для многих.
Организация считается
Рассмотрим составляющие успеха организации. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими рада заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комиссия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Однако, чтобы быть успешной в течение - долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной.