Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
2. Разъяснить значение и актуальность использования организационных структур на предприятии.
3. Выяснить принципы и правила формирования организационной структуры управления.
4. Рассмотреть классификацию организационных структур предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………………3
1. Организационная структура как важный элемент предприятия……………….6
1.1.Понятие организационной структуры….……………………………….....….......6
1.2 Значение организационной структуры…..……………………...…………….......8
1.3 Актуальность организационной структуры для эффективного управления......10
2. Формирование организационной структуры………………………………..…....13
2. 1. Принципы построения организационной структуры……………….................13
2. 2. Факторы, определяющие создание организационной структуры………….....14
3. Типология организационных структур...………………………………………….19
3. 1 Виды организационных структур управления……………………………..…....19
3. 2 Преимущества и недостатки организационных структур………………………23
4. Презентация……………………………………………………..………………..27
4.1. План презентации………………………………………………………………....27
4.2. Письменный вариант презентации……………………………………………....29
4.3. Разговорный вариант презентации……………………………………………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………….……………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………….......44
Тезисы………………………………………………………………..………………...45
Схемы…………………………………………………………………………………..47
Вопросы………………………………………………………………………………..49
^Самые горячие сторонники этой идеи считают, что руководству следует дополнить схемы организационной структуры конкретизацией в письменной форме основных требований к каждому уровню управления, каждому отделу, каждой должности или группе сходных должностей. //
>Аргументы «ПРОТИВ». ^Схемы организационной структуры не показывают важные связи между работниками и организационными единицами. ―Фактически именно то, что они показывают, может ввести в заблуждение. v
^Схема организационной структуры изображает иерархию должностей, подразумевая, что ^чем они выше, тем более важны и влиятельны. ―Это не всегда верно, так как некоторые работники являются влиятельными при принятии одних решений и лишены влияния при принятии других. v
^Схема организационной структуры не отражает и соответственное влияние руководителей, находящихся на одном и том же уровне, что, казалось бы, означает обладание ими одинаковыми правами. ―На самом деле это не верно. v
^Организационные структуры способствуют очень узкому представлению работников о своих должностях. v //
>Далее я Вам расскажу про ^формирование организационной структуры v
^Проектируя новую организационную структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к организационным структурам, и принципам их построения.v >Главные требования:
звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются
рациональные связи при наименьшем числе ступней управления. v
команд и других передаваемых данных. v
^Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того,
насколько при ее построении соблюдались ^принципы построения: v
1) >Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя; /
2) >Четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.); /
3) >Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;/
4) >Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу; /
5)
>Приспособление отдельных подразделений
аппарата управления ко всей системе управления
организацией в целом и к внешней среде
в частности. //
>Выделяются несколько основных типов организационных структур управления:v
> - линейная; /
> - функциональная; /
> - линейно-функциональная; /
> - матричная; /
> - дивизиональная; /
> - множественная. //
^В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности./
Вы можете наблюдать это на рисунке 1. /
^Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. / Рисунок 2. /
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 2. Функциональная структура управления
^Линейно-функциональная структура ―При такой структуре управления линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. /
Д-
директор; ФН - функциональный начальники;
ФП – функциональные
Рис. 3. Линейно-функциональная структура
управления
^Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунке 4./ ^Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически./
Рис.4. Дивизиональная структура
управления
^Матричная структура (рис. 5. 1(2)) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). /
Рис. 5.1. Матричная структура управления, ориентированная на продукт
Рис. 5.2. Матричная структура
^Комбинированная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. ―Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная. //
^ Таким образом, организационная структура
управления – одно из ключевых понятий
менеджмента, тесно связанное с целями,
функциями, процессом управления, работой
менеджеров и распределением между ними
полномочий. В рамках этой структуры протекает
весь управленческий процесс, начиная
с движение потоков информации и заканчивая
процессом принятия управленческих решений.
v
Большинство предприятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное прежде функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности или же переходить к новым средствам и методам управления В любом случае наиболее вероятным результатом будет изменение главных задач управления, а значит, и новая организационная структура.
Развитие или внедрение
Выработка решения об организационной
структуре - весьма сложный процесс. Структура
больших организаций стала необычайно
запутанной из-за многочисленных изменений.
Сделать выбор среди них бывает сложно,
но еще труднее преодолеть сопротивление
этим изменениям. Скорость изменений настолько
повысилась, что ведется поиск не столько
специфической, постоянной структуры,
сколько временной, которая отражает определенный
этап развития организации. И, наконец,
структура, зафиксированная в схемах и
уставах, занимает все меньше места в проектах
организации. Потоки информации, процессы
принятия решений, проектные графики или
временные предписания становятся все
более существенными источниками информации
о ролях и распределении прав и ответственности.
Организационную структуру можно выбрать
только при комплексном подходе к изменениям
предприятия и его внешней среды. Как показывает
опыт, процесс внесения коррективов в
организационную структуру управления
должен предусматривать:
-
систематический анализ функционирования
организации и ее среды, с целью выявления
проблемных зон. Анализ может базироваться
на сравнении конкурирующих или родственных
организаций, представляющих иные сферы
экономической деятельности;
- разработку
генерального плана совершенствования
организационной структуры;
-
гарантию того, что план нововведений
содержит максимально простые и конкретные
предложения по изменению;
- последовательную
реализацию планируемых перемен. Введение
незначительных изменений имеет большие
шансы на успех, чем изменения крупного
характера;
-
повышение уровня информированности сотрудников,
что позволит им оценить свою причастность
к переменам и, следовательно, усилит их
ответственность.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2001. Стр.67-69.
2. Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие.
М.: Инфа-М, 2005. Стр.187.
3. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. Проблемы теории и практики управления. М.:Республика, 2007. Стр.34-38.
4. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия. М.:ЮНИТИ, 2004. Стр. 346.
5. Вильям Дж. Стивенсон. Управление производством. М.:ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2008.Стр. 99-105.
6. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.:ИЭП, 2003. Стр. 12.
7. Калачева А.П. Организация работы предприятия. М.:ПРИОР, 2007. Стр. 431-433.
8. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М.:Финансы и статистика, 2004. Стр.304-305.
9. Демина Д.Ю. Организация как структура. М.: Москва, 2004. Стр. 36 – 48.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Юнити: Банки и биржи, 2002. Стр.74,93.
11.Янышев Д.О. Организационные структуры управления. М.: Предприятие,2004. Стр.86-101.
12. Мескон М.Х, Хедоури Ф.Э. Основы менеджмента М.: Дело, 2006. Стр 75.
13. Баженов Г.Е. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. М.: АртПром, 2008. Стр.46-49.
14. Беляев А.А, Валовой Д.А. История менеджмента: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. Стр 265-271.