Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
2. Разъяснить значение и актуальность использования организационных структур на предприятии.
3. Выяснить принципы и правила формирования организационной структуры управления.
4. Рассмотреть классификацию организационных структур предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………………3
1. Организационная структура как важный элемент предприятия……………….6
1.1.Понятие организационной структуры….……………………………….....….......6
1.2 Значение организационной структуры…..……………………...…………….......8
1.3 Актуальность организационной структуры для эффективного управления......10
2. Формирование организационной структуры………………………………..…....13
2. 1. Принципы построения организационной структуры……………….................13
2. 2. Факторы, определяющие создание организационной структуры………….....14
3. Типология организационных структур...………………………………………….19
3. 1 Виды организационных структур управления……………………………..…....19
3. 2 Преимущества и недостатки организационных структур………………………23
4. Презентация……………………………………………………..………………..27
4.1. План презентации………………………………………………………………....27
4.2. Письменный вариант презентации……………………………………………....29
4.3. Разговорный вариант презентации……………………………………………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………….……………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………….......44
Тезисы………………………………………………………………..………………...45
Схемы…………………………………………………………………………………..47
Вопросы………………………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

что чем  они выше, тем более важны и  влиятельны. Это не всегда верно, так  как некоторые работники являются влиятельными при принятии одних решений и лишены влияния при принятии других.

Схема организационной структуры не отражает и соответственное влияние руководителей, находящихся на одном и том  же уровне, что, казалось бы, означает обладание  ими одинаковыми правами. На самом деле это не верно.

        Организационные структуры способствуют  очень узкому представлению работников  о своих должностях.

                       Формирование организационной  структуры

      Проектируя  новую  организационную  структуру  управления,   нельзя забывать о  требованиях,  предъявляемых  к  организационным структурам,  и  принципам  их построения. Главные требования:

  1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между

          звеньями  и   ступенями   управления   на   всех   уровнях   устанавливаются

          рациональные связи при наименьшем  числе ступней управления.

  1. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы  ха  время от принятия решения до  его  исполнения  в  управляемой  системе  не  успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной  реализацию принятых решений.
  2. Надежность.  Структура  аппарата   управления   должна   гарантировать достоверность  передачи  информации,  не  допускать  искажений   управляющих

            команд и других передаваемых данных.

  1. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
  2. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями  внешней среды.
  3. Устойчивость структуры управления. Неизменность  ее  основных  свойств при различных внешних воздействиях.

        Совершенство организационной структуры  управления во многом зависит  от того,

насколько при ее построении соблюдались принципы построения:

1)     Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

2)     Четкое обособление составных  частей организационной структуры  (состава ее подразделений, потоков  информации и пр.);

3)     Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;

4)     Предоставление полномочий на  решение вопросов тому подразделению,  которое располагает наибольшей  информацией по данному вопросу;

5)     Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

      Выделяются несколько  основных типов  организационных  структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- множественная. 

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности (рис.1).             

                                Д- директор; Р - руководители; И – исполнители

                                     Рис.1.  Линейная структура управления 

        Функциональная организационная  структура реализует тесную связь  административного управления с  осуществлением функционального  управления (рис.2)

        

                Д- директор; ФН - функциональные  начальники; И - исполнители

                           Рис. 2. Функциональная структура  управления

Линейно-функциональная структура. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы.  

 Д-  директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения;  

                                 ОП - подразделения основного производства

                  Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис.4. Дивизионы (филиалы) выделяются или  по области деятельности или географически.

                              Рис.4.  Дивизиональная структура  управления 

       Матричная структура (рис. 5. 1(2)) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления).

   

               Рис. 5.1. Матричная структура управления, ориентированная на продукт 
 

       

                           Рис. 5.2. Матричная структура управления по проектам 

        Комбинированная структура объединяет  различные структуры на разных  ступенях управления. Например, филиальная  структура управления может применяться  для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

      Таким образом, организационная  структура управления – одно  из ключевых понятий менеджмента,  тесно связанное с целями, функциями,  процессом управления, работой менеджеров  и распределением между ними  полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие

управленческих  решений).

                     3. РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ 
 

          >Добрый день! / Меня зовут Бонченкова Ксения Андреевна, я студент Московского Государственного Университета Путей Сообщения (МИИТ), второго курса. / ^Учусь по специальности «международный менеджмент»./

     ^Я хочу Вас поблагодарить за то, что Вы пришли на презентацию моей курсовой работы. v /

          ^Тема моей презентации > «Организационная структура управления». ―При  подготовке данной темы для презентации, я изучила:/

  • понятие организационной структуры, ее значение и актуальность
  • ―основные принципы формирования организационной структуры
  • ―классификацию организационных структурÚ

           //Моя презентация займет примерно 8 минут вашего времени. >С целью вашей заинтересованности в теме моего доклада, я постаралась сделать свою презентацию наиболее информативной и легкой для восприятия. / Итак, пожалуй, я начну.//

            > Понятие, значение и актуальность организационной структуры/

       ^Структура (лат. structura — строение) — форма организации системы.―Любая сложная система строится по многоуровневому принципу. v     

         ^Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежную работу системы в целом. ―Это распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения. ^Более того, многоуровневость характерна и для всего живого.―Животные, существующие коллективно (стадо, стая), выживают благодаря иерархической организации, и нарушение этих внутренних связей может привести к гибели всей популяции. ^Такая организационная структура регулирует взаимоотношения между особями, определяет порядок доступа к жилищу, пище, процесс охоты. v

         ^Разумно созданная структура определяет  эффективность системы управления. _Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы. ―Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров. /

         ^Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним./    

        _ Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. //

         > Ключевыми понятиями структур управления  являются  элементы,  связи (отношения), уровни  и полномочия. ―Элементами  организационной  структурой управления могут быть как ^отдельные  работники  (руководители,  специалисты, служащие), так и ^службы,  в которых занято некоторое  количество    специалистов,    выполняющих    определенные функциональные обязанности. v

     ^Отношения  между  элементами   структуры   управления   поддерживаются благодаря  ^связям,  которые  принято  подразделять   на  >горизонтальные  и >вертикальные. ―Первые носят характер согласования и являются  одноуровневыми. ―Вторые -  это отношения подчинения. ―Необходимость  в  них  возникает при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. v

      ―При  двухуровневой  структуре  создаются  >верхние  звенья   управления (руководство  организацией   в   целом)   и   >низовые   звенья   (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). ―При трех и более  уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый  средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней. /

       ^В   структуре   управления   организацией   различают   линейные, функциональные  и межфункциональные связи. v //

     _Между всеми названными выше  составляющими  организационной  структуры управления  существуют  сложные  отношения  взаимозависимости:  ^изменения  в каждой из них (скажем, числа элементов и  уровней,  количества  и  характера связей и  полномочий  работников)  вызывают  необходимость  ^пересмотра  всех остальных. ―Так, если руководством организации принято решение о  введении  в организационную  структуру  управления  нового  органа (функции которого ранее никто не  выполнял),   нужно  одновременно дать ответ на следующие ^вопросы:

  • >Какие задачи будет решать новый отдел?
  • >Кому он будет непосредственно подчинен?
  • >Какие органы и подразделения организации будут доводить до него

          необходимую информацию?

  • >На каких иерархических уровнях будет представлена новая служба?
  • >Какими полномочиями наделяются работники нового отдела?
  • >Какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и

      другими отделами? //

_Актуальность организационной структуры управления. ―Мнения разделились. /

      >Аргументы «ЗА».  ―Те, кто полагает, что схемы организационной структуры необходимы для обеспечения эффективного управления, указывают, что их отсутствие создает ^хаос:

  • >работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать;
  • >руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений.

 ―При отсутствии схемы организационной структуры могут появиться нелогичные связи, создающие путаницу. /

Информация о работе Организационные структуры управления