Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
2. Разъяснить значение и актуальность использования организационных структур на предприятии.
3. Выяснить принципы и правила формирования организационной структуры управления.
4. Рассмотреть классификацию организационных структур предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………………3
1. Организационная структура как важный элемент предприятия……………….6
1.1.Понятие организационной структуры….……………………………….....….......6
1.2 Значение организационной структуры…..……………………...…………….......8
1.3 Актуальность организационной структуры для эффективного управления......10
2. Формирование организационной структуры………………………………..…....13
2. 1. Принципы построения организационной структуры……………….................13
2. 2. Факторы, определяющие создание организационной структуры………….....14
3. Типология организационных структур...………………………………………….19
3. 1 Виды организационных структур управления……………………………..…....19
3. 2 Преимущества и недостатки организационных структур………………………23
4. Презентация……………………………………………………..………………..27
4.1. План презентации………………………………………………………………....27
4.2. Письменный вариант презентации……………………………………………....29
4.3. Разговорный вариант презентации……………………………………………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………….……………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………….......44
Тезисы………………………………………………………………..………………...45
Схемы…………………………………………………………………………………..47
Вопросы………………………………………………………………………………..49
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ)
РУССКО-НЕМЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
По дисциплине
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
МОСКВА 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Организационная структура как важный элемент предприятия……………….6
1.1.Понятие организационной структуры….……………………………….....….
1.2 Значение организационной структуры…..……………………...……………..
1.3 Актуальность организационной структуры для эффективного управления......10
2. Формирование организационной структуры………………………………..…....13
2. 1. Принципы построения организационной
структуры………………...............
2. 2. Факторы, определяющие создание организационной структуры………….....14
3. Типология организационных структур...………………………………………….19
3. 1 Виды организационных структур управления……………………………..…....19
3. 2 Преимущества и недостатки организационных структур………………………23
4.
Презентация…………………………………………………
4.1. План презентации…………………………………………………
4.2. Письменный вариант презентации……………………………………………..
4.3. Разговорный вариант презентации……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………….……
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………….....
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Тезисы………………………………………………………………
Схемы…………………………………………………………………
Вопросы……………………………………………………………
Структура (лат. structura — строение) — форма организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами. Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу.
Структура управления должна
обеспечивать единство
Разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним.
Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности и распределение обязанностей между подразделениями.
Актуальность темы. В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены
и решены следующие задачи:
1. Определить
содержание понятия организационной структуры
управления предприятием;
2.
Разъяснить значение и актуальность использования
организационных структур на предприятии.
3. Выяснить
принципы и правила формирования организационной
структуры управления.
4.
Рассмотреть классификацию
5. Разработать презентацию по данной теме.
Предметом исследования являются теоретическое и практическое значение организационной структуры управления на предприятии, ее аспекты формирования, видоизменения и развития.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие организационной
структуры
Под организационной
Ключевыми понятиями
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различают линейные, функциональные и межфункциональные связи. Первые - используются для принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.