Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
2. Разъяснить значение и актуальность использования организационных структур на предприятии.
3. Выяснить принципы и правила формирования организационной структуры управления.
4. Рассмотреть классификацию организационных структур предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………………3
1. Организационная структура как важный элемент предприятия……………….6
1.1.Понятие организационной структуры….……………………………….....….......6
1.2 Значение организационной структуры…..……………………...…………….......8
1.3 Актуальность организационной структуры для эффективного управления......10
2. Формирование организационной структуры………………………………..…....13
2. 1. Принципы построения организационной структуры……………….................13
2. 2. Факторы, определяющие создание организационной структуры………….....14
3. Типология организационных структур...………………………………………….19
3. 1 Виды организационных структур управления……………………………..…....19
3. 2 Преимущества и недостатки организационных структур………………………23
4. Презентация……………………………………………………..………………..27
4.1. План презентации………………………………………………………………....27
4.2. Письменный вариант презентации……………………………………………....29
4.3. Разговорный вариант презентации……………………………………………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………….……………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………….......44
Тезисы………………………………………………………………..………………...45
Схемы…………………………………………………………………………………..47
Вопросы………………………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

         Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

      Так же важным фактором формирования управленческих структур - уровень развития

на предприятии  информационной технологии. Общая тенденция к  децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных  компьютеров при одновременном расширении использования на уровне  предприятия  локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ  по  ряду  функций  на среднем и низовом  уровнях.  Это  относится,  прежде  всего,  к  координации работы  подчиненных  звеньев,  передаче  информации,  обобщению  результатов деятельности  отдельных  сотрудников.   Прямым   результатом   использования локальных сетей может  быть  расширение  сферы  контроля  руководителей  при сокращении числа уровней управления на предприятии.

      В  этом   контексте   стоит   отметить,   что   современное   развитие информационных систем  приводит  к  формированию  нового  типа  предприятий, которые в  западной  литературе  получили  название  "виртуальных"  компаний (организаций).  Под ними  понимают  совокупности  независимых (чаще  всего небольших  по  размерам)  предприятий,   являющихся   как   бы   узлами  на информационной сети, обеспечивающей их  тесное  взаимодействие.  Единство  и целенаправленность  в  работе  этих  фирм   достигаются   благодаря   гибкой электронной связи на базе  информационной  технологии,  которая  пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими  в  них организациями   становятся   "прозрачными",   и   каждая   из   них    может рассматриваться представителем компании в целом.

   

                

                       3.  ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 

                          3.1. Виды организационных структур управления 

          Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

      Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение),

- функциональные (по сфере деятельности без  прямого административного подчинения),

- межфункциональные,  или кооперационные (между подразделениями  одного и того же уровня).

       В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- множественная(комбинированная). 
 

        
 
 
 

        В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности (рис.1). Достоинство - простота, экономичность, единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.  

             

                                Д- директор; Р - руководители; И – исполнители

                                     Рис.1.  Линейная структура управления 
 

        Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.2). 

        

                Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

                           Рис. 2. Функциональная структура управления 

          На рис. 2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1, И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

        Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. (рис. 3).  

        

 Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения;  

                                 ОП - подразделения основного производства

                  Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления 

       Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 3 функциональные начальники составляют штаб директора). 

       Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис.4. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически. 

                   

                                   Рис.4. Дивизиональная структура управления 

       Матричная структура (рис. 5. 1(2)) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР2, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям.  

   

               Рис. 5.1. Матричная структура управления, ориентированная на продукт 
 

       

                           Рис. 5.2. Матричная структура управления по проектам 

        Комбинированная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

          3.2.  Преимущества и недостатки организационных структур 

1. Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Преимущества  линейной структуры  управления:

    • единство и четкость распорядительства;
    • согласованность действий исполнителей;
    • четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
    • быстрота реакции в ответ на прямые указания;
    • получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
    • личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки  линейной структуры  заключаются в следующем:

  • высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
  • перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
  • тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
  • отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

2. Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.

Основные  преимущества структуры:

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;
  • создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.

 Существуют определенные недостатки:

  • трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  • длительная процедура принятия решений;
  • отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;
  • снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
  • дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место.

3. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Достоинства структуры:

  • освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
  • построение связей "руководитель - подчиненный" по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки  структуры:

  • каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
  • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;
  • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
  • аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач (как следствие вертикальных связей "руководитель - подчиненный").

4. Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Достоинства дивизиональной структуры:

  • более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;
  • улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу;
  • возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм.

 Некоторые недостатки структуры:

  • рост иерархичности, вертикали управления;
  • дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата;
  • дублирование работ для разных подразделений.

5. Матричная структура - представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

Информация о работе Организационные структуры управления