Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки существующей организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Магазин путешествий».
Введение…………………………………………………………………......3
1. Современная концепция организационных структур управления туристической фирмой………………………………………………………….6
1.1. Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами………………………………………………………...6
1.2. Зарубежный опыт формирования и управления организационных структур………………………………………………………………………..…14
1.3. Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях…………………………………………………………………………..22
2. Анализ действующей организационной структуры управления.……………………………………………………………………...33
2.1. Организационно-управленческая характеристика туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»…………………………………………33
2.2. Анализ финансового состояния туристической фирмы ……...…….34
2.3. Анализ эффективности системы управления туристической фирмы.....................................................................................................................38
3. Пути и перспективы развития туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»……………………………………………………….41
3.1. Преимущества и недостатки действующей организационной структуры………………………………………………………………………...41
3.2. Кадровая составляющая туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»………………………………………………....………………….44
3.3. Возможности совершенствования существующей организационной структуры………………………………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованной литературы…………………………………..52
Приложение………………………………………………………………..54
В последнее время в г. Белгороде наблюдается существенный рост и укрупнение туристических фирм. Так, например, количество туристических фирм возросло с 76 в 2003 году до 237 в 2007 году. ООО «Магазин путешествий» является наиболее известной среди туристических фирм г. Белгорода, входит в пятерку лучших агентств города. «Магазин путешествий» по праву заслуживает это место, фирма работает на протяжении 10 лет, с каждым годом повышая эффективность своей деятельности. В настоящее время количество посетителей очень велико, с каждым разом оно все увеличивается. Большинство клиентов, придя сюда однажды, возвращаются сюда еще раз. Это связано с тем, что миссия данной фирмы не максимальное получение прибыли любым путем, а полное удовлетворение потребностей туристов, предоставление наилучшего качества услуг в сочетании с разумными ценами.
3.2. Кадровая составляющая туристической фирмы «Магазин путешествий»
ООО «Магазин путешествий» имеет довольно простую и четко сформулированную кадровую составляющую. Это связано с тем, что фирма не большая и не требует большой и сложной штатной численности.
В 1998 году штат туристической фирмы насчитывал 4 человека - это директор, главный бухгалтер и 2 менеджера. В настоящее время в «Магазине путешествий» работает 9 человек, восемь из которых находятся непосредственно в самой фирме, а один в Москве, как представитель данной компании (рис. 3.1.). Все сотрудники - опытные менеджеры, надежные помощники и просто хорошие люди, которые любят свое дело и посвящают ему практически все свое время. Отбор сотрудников происходит следующим образом: в результате общения непосредственно с директором фирмы, выясняются способности человека, его рабочие качества, такие как коммуникабельность, оперативность и способность запоминать большой объем информации; испытательный срок длится 7-10 дней, за который выясняется подходит ли этот человек для работы в фирме.
Рис. 3.1. Кадровая составляющая туристической фирмы «Магазин путешествий»
Не смотря на то, что кадровая составляющая не многочисленна, работа фирмы эффективна. Существующего кадрового состава, на данный период времени, достаточно для осуществления полноценной деятельности фирмы. Возможно, со временем фирме понадобиться расшить кадровый состав. Уже сейчас можно сказать, что с каждым годом количество клиентов у фирмы возрастает в 1,5-2 раза. Возможности предоставляемых услуг тоже растут. Туристическая фирма «Магазин путешествий» хорошо зарекомендовала себя в Белгородской области. Многие клиенты, придя сюда однажды, приходят еще раз и приводят с собой друзей и знакомых. Это говорит о том, что фирма на самом деле предоставляет качественные услуги и находится на верном пути развития.
3.3. Возможности усовершенствования существующей организационной структуры
Организационная структура управления туристической фирмой «Магазин путешествий» функционирует слаженно и четко, но она не является идеальной. Можно внести некоторые изменения в ее работу. Например, можно добавить маркетинговую службу, тогда структура организации будет выглядеть следующим образом:
Рис. 3.1. Предлагаемая организационная структура управления туристической фирмой ООО «Магазин путешествий»
Внедрение маркетинговой службы значительно улучшит работу туристического агентства. Это связано с тем, что маркетинг - это деятельность, связанная с анализом и прогнозированием рыночной ситуации. Турфирма должна разработать четкую маркетинговую политику, план дальнейшего развития свой организации в соответствии со своей маркетинговой стратегией. Благодаря своей маркетинговой деятельности фирма обрела бы большую известность среди широких слоев населения, люди обратили бы большее внимание на данное предприятие, что способствовало бы еще более быстрому и динамичному развитию фирмы, увеличению роста числа продаж и доли значимости «Магазина путешествий» в туристической сфере Белгородской области.
Не смотря на то, что на предприятии отсутствует единая служба маркетинга, маркетинговые функции выполняются разными подразделениями, поскольку их выполнение является насущной необходимостью для любого коммерческого и некоммерческого предприятия. Это положение следует из самого определения маркетинга как такового: маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена.
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение должностных обязанностей специалиста маркетолога.
Основные принципы, которые предлагается заложить при создании службы маркетинга:
1.) Служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения;
2.) Служба маркетинга имеет в своем составе специалиста, который планирует, организует и контролирует выполнение определенных маркетинговых функций предприятия.
Менеджер по маркетингу отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности компании. Этот сотрудник осуществляет контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями фирмы, которые структурно не входят в состав службы маркетинга. На него же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности на предприятии.
Менеджер по маркетингу осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия. При этом в задачу этого сотрудника не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Этот специалист определяет ценовую политику фирмы, политику скидок, и т.д. Так же его задача – это планирование, организация и контроль рекламной деятельности фирмы, деятельности в области стимулирования сбыта и обязанности по поддержанию общественных связей фирмы.
Не исключено, что в процессе внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции определенных подразделений или вводить дополнительных сотрудников в саму службу маркетинга. Начальные затраты на создание службы маркетинга и затраты на поддержание деятельности службы в течение 2007 года приведены в таблице 3.3.
Расчет бюджета затрат на создание и поддержание службы маркетинга в туристической фирме
Статьи затрат | Сумма, руб. |
Разовые затраты при оформлении департамента |
|
Мебель | 12000,00 |
Вычислительная и офисная техника | 45000,00 |
Средства связи | 5000,00 |
Всего | 62000,00 |
Годовые затраты операционной деятельности |
|
Затраты на персонал (зарплата, страхование, командировки, обучение) | 80000,00 |
Хозтовары | 500,00 |
Всего | 80500,00 |
Итого | 140500,00 |
Определим степень готовности ООО «Магазин путешествий» к стратегическому управлению, к реализации маркетинговой стратегии. Для этого выявим некоторые признаки организации, произведем оценку проявления этих признаков и сделаем некоторые выводы по полученным данным (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Готовность ООО « Магазин путешествий» к реализации маркетинговой стратегии
1 | 2 | 3 |
№ пп. | Проявляющиеся признаки | Оценка степени проявления признака |
1. | Определенность миссии | Проявляется |
2. | Определенность цели и стратегии предприятия | Проявляется не полностью |
3. | Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации | Проявляется слабо |
4. | Работа по повышению конкурентоспособности предприятия | Появляется не полностью |
5. | Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям | Проявляется слабо |
6. | Ориентируемость текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия | Не проявляется |
7. | Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления | Не проявляется |
8. | Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития | Не проявляется |
9. | Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач | Проявляется слабо |
Продолжение таблицы 3.4
1 | 2 | 3 |
10. | Информирование персонала о целях и планах | Проявляется не полностью |
11. | Высокий уровень корпоративной культуры | Проявляется почти в полной мере |
12 | Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения | Проявляется очень слабо |
| Итоговый рейтинг | Около 0,320 |