Организационные структуры управления туристическим предприятием, формирование, особенности и условия управления ( на примере ООО «Магаз

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки существующей организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Магазин путешествий».

Содержание

Введение…………………………………………………………………......3
1. Современная концепция организационных структур управления туристической фирмой………………………………………………………….6
1.1. Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами………………………………………………………...6
1.2. Зарубежный опыт формирования и управления организационных структур………………………………………………………………………..…14
1.3. Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях…………………………………………………………………………..22
2. Анализ действующей организационной структуры управления.……………………………………………………………………...33
2.1. Организационно-управленческая характеристика туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»…………………………………………33
2.2. Анализ финансового состояния туристической фирмы ……...…….34
2.3. Анализ эффективности системы управления туристической фирмы.....................................................................................................................38
3. Пути и перспективы развития туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»……………………………………………………….41
3.1. Преимущества и недостатки действующей организационной структуры………………………………………………………………………...41
3.2. Кадровая составляющая туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»………………………………………………....………………….44
3.3. Возможности совершенствования существующей организационной структуры………………………………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованной литературы…………………………………..52
Приложение………………………………………………………………..54

Работа содержит 1 файл

менежмент курсовик.doc

— 289.50 Кб (Скачать)


7

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

Кафедра «Экономики и управления на предприятии

(в городском хозяйстве)»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Планирование на предприятии»

на тему:

«Организационные структуры управления туристическим предприятием, формирование, особенности и условия управления»

( на примере ООО «Магазин путешествий»)

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса                

          группы 170503

                     Шевцова К.

Руководитель:

к.э.н., ст. пр. Климова Т.Б.

 

 

Белгород 2009

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………......3

1.   Современная концепция организационных структур управления туристической фирмой………………………………………………………….6

1.1. Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами………………………………………………………...6

1.2. Зарубежный опыт формирования и управления организационных структур………………………………………………………………………..…14

1.3. Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях…………………………………………………………………………..22

        2. Анализ действующей организационной структуры управления.……………………………………………………………………...33

2.1. Организационно-управленческая характеристика туристической фирмы ООО «Магазин  путешествий»…………………………………………33

2.2. Анализ финансового состояния туристической фирмы ……...…….34

2.3. Анализ эффективности системы управления туристической фирмы.....................................................................................................................38

3. Пути и перспективы развития туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»……………………………………………………….41

3.1.              Преимущества и недостатки действующей организационной структуры………………………………………………………………………...41

3.2.              Кадровая составляющая туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»………………………………………………....………………….44

3.3. Возможности совершенствования существующей организационной структуры………………………………………………………………………...45

Заключение………………………………………………………………...50

Список использованной литературы…………………………………..52

Приложение………………………………………………………………..54

 

Введение

 

              Одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики является туристическая индустрия.  Высокие темпы ее развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Изучение и практическое внедрение положительного опыта за­рубежных стран подтверждают возможность и эффективность комплексного маркетингового подхода к решению существую­щих проблем в турбизнесе. Все это требует от работника туристской сферы наличия специфических навыков, опыта работы и квалификации. Организация качественного обслуживания туристов - цель каждой современной туристской фирмы, стремящейся занять лидирующие позиции на рынке.  Для обеспечения же качественного обслуживания в первую очередь необходимо наличие квалифицированного персонала. 

Наиболее важным элементом в деятельности любой туристической фирмы является функция организации. Она заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Совершенствование организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений).

              Туристическая фирма - хозяйственно обособленная производственная единица, выполняющая одну или несколько функций в производстве и сбыте туристского продукта и создании объектов.

В настоящее время число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке.  Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть тур операторы, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим тур фирмам готовые маршруты, и есть тур агенты, выступающие посредниками между тур оператором и клиентом. Все они индивидуальны, интересны своей непохожестью, но в каждой из них своя четко организованная структура управления, благодаря которой и реализуется эффективная деятельность фирм.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что наиболее важным в управлении туристической фирмой является структура управления. От того, насколько грамотно, четко, правильно, логично будет организована структура управления туристической фирмы на прямую зависит эффективность всей деятельности организации.

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки существующей организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Магазин путешествий».

Из данной цели вытекают следующие задачи работы: наиболее полно охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами, рассказать об особенностях управления современными туристическими фирмами в современных условиях, произвести анализ действующей организационной структуры управления, произвести анализ эффективности данной системы управления, выявить явные преимущества и недостатки данной организационной структуры, описать кадровою составляющую.

Объект исследования: туристическая фирма ООО «Магазин путешествий» (г. Белгород).

Источниками информации являются труды и работы известных ученых-экономистов, менеджеров. Также используются периодические издания, газеты и журналы, Интернет источники. В приложении будут предоставлены балансовые данные организации.

Метод исследования, используемый при написании курсовой работы, - экономико-статистический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современная концепция организационных структур управления туристической фирмой

 

1.1. Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами

 

Организационная структура управления предприятием представ­ляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечиваю­щих их развитие и функционирование как единого целого.

Организационная структура управления складывается из со­става, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных под­систем организации. Создание такой структуры направлено, преж­де всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственностей. Совокупность управленческих звеньев в организационной струк­туре управления располагается в строгой соподчиненности и обес­печивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

В рамках организационной структуры управления протекает уп­равленческий процесс, между участниками которого распределе­ны функции и задачи управления. С этой позиции организацион­ная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура уп­равления включает в себя все цели, распределенные между раз­личными звеньями, связи между которыми обеспечивают коор­динацию их исполнения.

В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (разделение) - горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят харак­тер согласования. Вертикальные связи - это связи подчинения в условиях иерархич­ности управления. Связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными.

              Линейные связи отражают движение информации между линейны­ми руководителями (лицами, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений).

              Функциональные связи имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления.

              Существуют иерархическая и органическая структуры управления туристической фирмой.

              Иерархическая структура управления: нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им; действуют формальные правила и нормы при выполнении менеджерами их обязанностей; найм на работу осуществляется в соответствии с ква­лификационными требованиями к данной должности.

              Органическая структура управления характеризуется индивидуаль­ной ответственностью каждого работника за общий результат. Данные структуры легко меняют форму при решении сложных вопросов и при­спосабливаются к новым условиям. В большинстве случаев органиче­ские структуры формируются на временной основе для реализации кон­кретных проектов и программ.

Линейная организационная структура управления. Линейные связи в туристической фирме отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного ме­неджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность туристической фирмы (как правило, небольшой) или ее структурных под­разделений (в крупной). Это одна из простейших организаци­онных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руково­дитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рис. 1.1.).

 

 

Рис. 1.1. Линейная структура управления организацией

 

При линейном управлении каждое звено и каждый подчи­ненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. В этом случае управ­ленческие звенья несут ответственность за результаты всей дея­тельности управляемых ими объектов. Речь идет об объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ и принимает решения, связанные с управлением дан­ным объектом. Поскольку в линейной структуре управления ре­шения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководи­тель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководи­телей конкретной организации. В данном случае действует прин­цип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчинен­ные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредствен­ного начальника.

Линейная структура управления является логически строй­ной и формально определенной, но вместе с тем и менее гиб­кой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих узких, специальных знаний.

Преимущества линейной  оргструктуры управления: единство и четкость распоряжений; согласованность действий исполнителей; простота управления (один канал связи); четко выраженная ответственность; оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за конечные резуль­таты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной оргструктуры управления: высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руко­водство по всем функциям управления; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка информацией, множество контактов с подчи­ненными, вышестоящими и смежными структурами; концентрация власти в управляющей верхушке.               Иерархический тип структуры управления имеет много разновидно­стей, но самой распространенной является линейно-функциональная организация управления по так называемому «шахтному» принципу (рис. 1.2.). При этом специализация управленческого процесса происходит по функциональ­ным подсистемам туристской организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»).

              Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции. Эти функции связаны с кропотливой, тщательной работой. Наличие функциональных отделов облегчает деятельность всей организации. Недостатки данной структуры заключаются в невозможности быстро реагировать на изменяющиеся условия внеш­ней среды, отсутствии гибкости во взаимоотношениях между подразде­лениями туристской фирмы из-за применения формальных правил и про­цедур. Все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений.

Информация о работе Организационные структуры управления туристическим предприятием, формирование, особенности и условия управления ( на примере ООО «Магаз