Организационные структуры управления туристическим предприятием, формирование, особенности и условия управления ( на примере ООО «Магаз

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки существующей организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Магазин путешествий».

Содержание

Введение…………………………………………………………………......3
1. Современная концепция организационных структур управления туристической фирмой………………………………………………………….6
1.1. Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами………………………………………………………...6
1.2. Зарубежный опыт формирования и управления организационных структур………………………………………………………………………..…14
1.3. Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях…………………………………………………………………………..22
2. Анализ действующей организационной структуры управления.……………………………………………………………………...33
2.1. Организационно-управленческая характеристика туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»…………………………………………33
2.2. Анализ финансового состояния туристической фирмы ……...…….34
2.3. Анализ эффективности системы управления туристической фирмы.....................................................................................................................38
3. Пути и перспективы развития туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»……………………………………………………….41
3.1. Преимущества и недостатки действующей организационной структуры………………………………………………………………………...41
3.2. Кадровая составляющая туристической фирмы ООО «Магазин путешествий»………………………………………………....………………….44
3.3. Возможности совершенствования существующей организационной структуры………………………………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованной литературы…………………………………..52
Приложение………………………………………………………………..54

Работа содержит 1 файл

менежмент курсовик.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

              Эффективная оргструктура создается в резуль­тате многолетнего опыта функционирования предприятия на рынке и является одним из важнейших элементов динамичной стратегии.

              Несмотря на то, что все руководители туристической фирмы выполняют управленческие функции, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руко­водителям приходится тратить время на координирование рабо­ты других руководителей, которые, в свою очередь, координи­руют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, производящих продукцию и оказывающих услуги [5].

              В структуре управления организацией выделяются звенья (от­делы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

              К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между, отделами связи имеют горизонтальный характер.

              Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирами­дальная структура управления организацией показана на рис. 1.4. Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руково­дителям приходится затрачивать время на координирование рабо­ты других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руково­дителя, который координирует работу неуправленческого персо­на - людей, производящих продукцию или оказывающих услуг. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления. Форма пирамиды указывает на то, что на каждом последующем уровне управления находится меньше лю­дей, чем на предыдущем.

 

1 - низший уровень, управление низового звена или технический уровень;

2 - средний уровень управления среднего звена;

3 - верхний уровень- управление высшего звена или институциональный уровень.

 

Рис. 1.4. Уровни управления организацией

 

              Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способ­ствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управ­ление и общее руководство.

              Руководители среднего уровня управления обеспечивают реали­зацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широ­кий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предпри­ятий, входящих в состав организации, начальники функциональ­ных отделов.

              Низший уровень управления представлен младшими начальника­ми. Это руководители, находящиеся непосредственно над работ­никами (не руководителями), - чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредствен­ных исполнителей.

              Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне он занимает около 10%, на среднем - 50 и на низшем - около 70% общего времени менеджеров.

              Приведенная классификация уровней имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристики состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться [10].

              Было бы неправильно утверждать, что существуют рецепты оптимальной организационной структуры, подходящей для всех организаций. Организацию следует формировать таким образом, чтобы в последующем можно было эффективно выпол­нять общие стратегии, выбранные руководством для достиже­ния поставленных целей. Следовательно, чтобы стать экономи­чески эффективными в процессе своего функционирования, организации должны изменить и количественно, и качественно не только свои производственно-экономические задачи, но и организационные структуры.

С одной стороны, речь идет о том, чтобы эффективно применить имеющиеся в наличии среде и обеспечить необходимые для рационального использования ресурсов порядок и стабильность; с другой стороны, организа­ция должна быть достаточно гибкой, чтобы своевременно реа­гировать на изменения как внутренней, так и внешней среды. Наряду с целями и стратегиями туристской системы, являющимися детерминантами формирования организационных струк­тур, особое внимание следует обратить на следующие аспекты этой проблемы:

- характеристику окружающего мира;

- характерис­тику организации;

- личные характеристики исполнителей.

С точ­ки зрения рамочных условий они могут оказывать большое вли­яние на выбор формы туристской организации. Окружающий мир и туристская организация. Анализируя вне­шний мир, в котором функционируют туристские организации, Можно выделить следующие его характеристики: на рынках сбыта - средние показатели роста туристской отрас­ли; интенсивность конкуренции на туристических рынках, обусловленную преобразованием рынка продавцов в рынок покупателей; кратковременные изменения приоритетов и растущее многообразие структуры спроса. В связи с этим особенно заметны стремления к самореализации при планировании свободного времени, повышение экологического сознания и желание активно (или пассивно) использовать свой отпуск; на рынках занятости - несмотря на безработицу в некоторых их отраслях, в туризме приостановлена нехватка кадров;  увели­чились расходы за пользование сооружениями, энергией и сырьем, развиты технологии, позволяющие разрабатывать новые методы  управления производством, а также ускоряющие обра­ботку информации.

              В связи с расширением этих тенденций большинство туристических организаций неуверенно представляют себе ближайшую перспективу, поэтому при их проектировании усиленное внимание уделяться постоянному изменению своих стратегичес­ких целей и формированию более гибких организационных форм.

              Сама организация и ее показатели. На организационную структуру организации влияют такие факторы, как объем выполняемой работы, разнообразие услуг, производственные технологии и приемы обработки информации, ее правовая основа,  географическое расположение ее филиалов.

              Исполнители задач туристской организации. Уровень образова­ния, структура потребности и позиция сотрудников являются усло­виями формирования организации, и прежде всего тогда, когда процесс организован с учетом личных качеств людей. Если опреде­ленная характеристика отражает организационную специфику всей отрасли, то она влияет и на формирование системы всех организа­ций. Необходимо также указать и на то, что нынешнее время пере­мен обусловливает необходимость поддержания у сотрудников чувства причастности к процессу управления, автономии и само­реализации. На многих предприятиях такая тенденция приводит к отказу от неподвижной иерархической однолинейной системы. Все большее и большее значение приобретает личный авторитет, а традиционное мышление и иерархическая власть отступают на задний план. Чтобы начальник смог проявить себя в работе, он, прежде всего, должен быть признан коллективом. Преобладание инструментов управления, силы убеждения и профессионально-технических знаний становится основополагающим принципом эф­фективного менеджмента в туризме.

              Решение о проектировании организационной структуры управ­ления принимается тогда, когда действующая структура уже неэф­фективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражали цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удов­летворять потребности клиентов и достигать своих целей с высо­кой эффективностью.

              Процесс проектирования организационной структуры состоит из трех основных этапов:

Первый этап - анализ организационных структур. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько эта структура рациональна с точки зрения установлен­ных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оце­ночным критериям относятся следующие факторы:

- принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем конт­рольных функций лежит на каждом уровне управления?);

- аппарат управления - перегруппировка подразделений, изме­нение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание необходимых промежуточных звеньев и т.д.;

- функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, изменение подходов к мотивации труда и пр.;

- хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техни­ческое переоснащение организации и т.п.

              В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятель­ности организации. Это могут быть: большая звенность управ­ления, параллелизм в работе, отставание в развитии организаци­онной структуры от изменений, происходящих во внешней среде.

Второй этап - проектирование организационных структур. Вce модели проектирования организационной структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используе­мых методов можно условно объединить в четыре группы:

      метод аналогий предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;

      экспертный метод базируется на изучении предложений специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) структуры, разработанную другими проектировщиками;

      структуризация целей предусматривает выработку системы целей,  преследуемых организацией, и ее последующее совмещение разрабатываемой структурой. В этом случае организационная структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний данной струк­туры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;

      организационное моделирование позволяет четко сформулиро­вать критерии оценки степени рациональности организацион­ных решений. Суть его состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распре­деления полномочий и ответственности в организации.

              В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи: определение типа струк­туры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управлен­ческого персонала; характер соподчиненности между звеньями орга­низации; расчет затрат на содержание аппарата управления. В итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются управ­ленческие функции, потоки информации, взаимосвязи и докумен­тооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

              Вместе с тем, проектируя новые организационные структуры управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к та­ким структурам, и о принципах их построения.

              Организационные структуры должны удовлетворять следую­щим требованиям:

1.      Оптимальности. Структура управления признается оптималь­ной, если между звеньями и ступенями управления на всех уров­нях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления;

2.      Оперативности. Суть данного требования состоит в том, чтобы за период от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изме­нения, при которых реализация принятых решений уже не нужна;

3.      Надежности. Структура аппарата управления должна гаранти­ровать достоверность передачи информации, не допускать искажения управляющих команд и других передаваемых данных, обес­печивать бесперебойность связи в системе управления;

4.      Экономичности. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом;

5.      Гибкости, т.е. способности изменяться в соответствии с изме­нениями внешней среды;

Информация о работе Организационные структуры управления туристическим предприятием, формирование, особенности и условия управления ( на примере ООО «Магаз