Организационно-правовые формы хозяйственных организаций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ способов и методов принятия решений в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие управленческих решений и их классификацию;
2) рассмотреть способы принятия управленческих решений;
3) изучить методы принятия управленческих решений в организации;
4) исследовать методы принятия управленческих решений на примере МП «Самарский метрополитен»;
5) провести анализ альтернативных решений по повышению прибыльности предприятия с помощью дерева целей;
6) оценить и выбрать альтернативное решение по стратегии развития организации, направленное на повышение прибыльности предприятия.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
1.1 Понятие управленческих решений и их классификация 6
1.2 Способы (рациональный, интуитивный, административный) принятия решений в организации 10
1.3 Методы принятия решений в организации 14
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МП «САМАРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» 23
2.1 Характеристика предприятия 23
2.2 Анализ альтернативных решений по повышению прибыльности предприятия с помощью дерева целей 25
2.3 Оценка и выбор альтернативных решений 28
Заключение 33
Список источников и литературы 36
Приложение А 38
Приложение Б 39

Работа содержит 1 файл

Теория организации Усмановой.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

- сфера действия (технические, экономические, политические);

- цель (коммерческие, некоммерческие);

- ранг управления (верхний, средний, нижний);

- масштабность (комплексные, частные);

- организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);

- продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);

- объект воздействия (внешние и внутренние);

- методы формализации (текстовые, графические, математические);

- повторяемость (разовые и повторяющиеся);

- формы отражения (план, программа, приказ, указание);

- сложность (стандартные и нестандартные);

- способ передачи (вербальные, письменные, электронные)[6].

 

1.2 Способы (рациональный, интуитивный, административный) принятия решений в организации

 

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение:

- рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат;

- административный, когда в рамках полномочий руководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным требованиям;

- интуитивный, когда при принятии решений руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предвидением.

Рациональный способ предусматривает, что рассматриваются все альтернативы, как и последствия, которые могут возникнуть в каждом возможном случае. Выбор падает на альтернативу, обеспечивающую максимальный выигрыш.

Для того чтобы рационально принимать решения, субъект решения должен:

- знать свои цели и ранжировать их по степени важности;

- знать все возможные альтернативные варианты решения проблемы;

- знать относительные «за» и «против» каждой альтернативы;

- всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует достижение цели.

Рациональный способ принятия решений в общей форме можно представить следующим образом (схема 1).

Схема 1 Рациональная модель принятия решений

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблем - процесс нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов.

Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз, полный и правильный.

Проблема – это различия между тем, что должно происходить, и тем, что происходит на самом деле, поэтому она должна быть чётко сформулирована[7].

Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность, например активный поиск способов повышения эффективности какого-либо подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. Если осознать проблему и понять, что можно сделать для улучшения хода дела либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности.

Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реализованными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы - такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем, как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен определить суть ограничений и только после этого выявлять альтернативы. Еще руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

Определение альтернатив (выбор варианта действий). Следующий этап - формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.

Оценка альтернатив. Следующий этап - оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.

Это означает, что только после составления списка всех идей, следует переходить к оценкам каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них, и возможные общие последствия. Любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Поэтому почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерять вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы. Подобные стандарты называются критериями принятия решений. Если какая - либо модель не может удовлетворить одному или нескольким установленным вами критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу.

Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту[8].

Использование административного способа принятия решения выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительное решение, т. е. обеспечивающее достижение цели на минимальном уровне.

При интуитивном принятии решения отсутствует систематический подход к выбору альтернатив. Этот способ часто используется творческими личностями. Исследования показывают, что характеристики этих индивидуумов включают большую потребность в независимости, деловой эгоизм, эрудицию, широкие интересы. Это не значит, что только такие руководители являются творческими личностями. Ими могут быть и те, кто использует другие способы принятия решений. Интуитивная форма встречается тогда, когда решение принимается по случаю. Большинство же решений обосновывается с использованием сочетания рационального и интуитивного способов[9].

 

1.3 Методы принятия решений в организации

 

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы.

1. Организационно-распорядительные методы – методы прямого воздействия, которые основаны на дисциплине, власти, ответственности, принуждении. Они делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.

Организационно-стабилизирующие методы в свою очередь делятся еще на 3 вида:

- методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, т. е. устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции. Например, устав акционерного общества. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе относятся должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.

- методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.

- номенклатурно-классификационные нормативы. К ним можно отнести номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет;

- организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества;

- оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д.

- организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, ОСУП, штатное расписание.

- административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

- методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования относится положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета на АО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.

Методы распорядительного воздействия применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным периодом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния. К ним относятся различные приказы, например о приеме на работу или увольнении, приказ о предоставлении отчета о проделанной работе и т.д.

2. Экономические методы управления – основываются на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного использования, функционирования и развития.

Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.

3. Социально-психологические методы – учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления.

Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.

Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста).

К психологическим методам можно отнести, например выступления генерального директора перед управленческим персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу, т.е. методы психологической мотивации.

Помимо данной классификации методов принятия решений выделяют также аналитические, статистические, математического программирования, активизирующие, методы ситуационного анализа.

1. Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений. В деятельности организации имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер:

- зависимость между спросом и предложением;

- зависимость жизненного цикла продукции от времени;

- зависимость производительности труда от квалификации персонала;

- зависимость стиля управления от характера деятельности компании;

- зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации.

Большой набор эффективных зависимостей является ценным ресурсом и обычно объявляется конфиденциальной информацией конкретной организации.[10]

2. Статистические методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации управленческих решений. Необходимые для статистических методов данные могут быть получены как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования (т.е. выработанных искусственно).

3. Математический метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений.

Информация о работе Организационно-правовые формы хозяйственных организаций в России