Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа
Целью работы является анализ способов и методов принятия решений в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие управленческих решений и их классификацию;
2) рассмотреть способы принятия управленческих решений;
3) изучить методы принятия управленческих решений в организации;
4) исследовать методы принятия управленческих решений на примере МП «Самарский метрополитен»;
5) провести анализ альтернативных решений по повышению прибыльности предприятия с помощью дерева целей;
6) оценить и выбрать альтернативное решение по стратегии развития организации, направленное на повышение прибыльности предприятия.
Введение 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
1.1 Понятие управленческих решений и их классификация 6
1.2 Способы (рациональный, интуитивный, административный) принятия решений в организации 10
1.3 Методы принятия решений в организации 14
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МП «САМАРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» 23
2.1 Характеристика предприятия 23
2.2 Анализ альтернативных решений по повышению прибыльности предприятия с помощью дерева целей 25
2.3 Оценка и выбор альтернативных решений 28
Заключение 33
Список источников и литературы 36
Приложение А 38
Приложение Б 39
Метод математического программирования хорошо работает при наличии четко сформулированной цели[11].
Решение ряда сложных управленческих проблем характеризуется тем, что многие из переменных, входящих в проблему, носят качественный, символический характер, или характер общих соображений, решение этих проблем в большинстве случаев основано на применении эвристических методов решения.[12]
Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:
− платежная матрица;
− дерево решений;
− методы прогнозирования.
Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая из стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим.
В целом платежная матрица полезна, когда:
- имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.
- то, что может случиться, с полной определенностью неизвестно.
- результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место.
Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных событий и рассчитать ожидаемое значение такой вероятности.
Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения – основного понятия платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности. Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант.
Дерево решений – метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.
Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения, т.е. дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений.
Методы прогнозирования. Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования.
Прогнозирование – одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.
Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование.
Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования. Методы прогнозирования включают в себя: неформальные методы; количественные методы; качественные методы[13].
4. Активизирующие методы имеют несколько вариантов практического использования[14]. К активизирующим методам относятся две группы методов:
- методы психологической активизации;
- методы подключения новых интеллектуальных источников.
К психологическим методам относятся конференции идей; методы мозговой атаки; метод Дельфи; методы вопросов и ответов.
Метод мозговой атаки основан на стимулировании мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником неосознанного появления блестящих идей. Базовые правила проведения мозговой атаки примерно такие же, как и в методе конференции идей.
Наиболее сложным и длительным по времени является использование метода Дельфи[15]. Этот метод не предполагает, что членам группы придется встречаться друг с другом лицом к лицу. Он характеризуют следующие шаги:
- определяется проблема; членов группы просят дать возможные решения посредством ответа на тщательно составленную анкету;
- каждый член группы анонимно и независимо отвечает на первую анкету;
- результаты первой анкеты собираются в центре, расшифровываются и обобщаются;
- каждый член группы получает копию результатов;
- после просмотра результатов экспертов просят снова дать свои решения. Как правило, даются новые варианты решений или появляются изменения в первоначальной позиции;
- указанные шаги повторяются так часто, как это необходимо, пока не достигается консенсус.
Преимущество метода - независимость мнения экспертов, находящихся в пространственном отдалении друг от друга.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решаемой проблеме. Активизирующие вопросы для данного метода должны быть хорошо продуманы и составлены таким образом, чтобы они позволяли найти новые направления решения по поставленной задаче.
5. Методы ситуационного анализа. Сущность метода заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.
Среди основных методов ситуационного анализа отмечают следующие: имитационное моделирование; метод сценариев; Swot-анализ.
Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях.
1) Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения систем управления, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-
2) Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:
- при отклонении от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программы с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;
- при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.
При использовании ситуационного подхода объектами исследования могут быть методы и стиль управления, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и система управления в целом[16].
Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен» является муниципальным унитарным предприятием. Учредителем является администрация г.о. Самара.
Куйбышевский (ныне Самарский) метрополитен основан в 1987 году.
1987 год - государственной комиссией подписан акт о приеме в эксплуатацию первого участка Куйбышевского метрополитена протяженностью 3,7 километра в составе 4 станций (Юнгородок, Кировская, Безымянка, Победа), электродепо и других объектов. Началось регулярное пассажирское движение поездов на первом участке метрополитена.
В 1992 году - было открыто движение на участке «Победа» - «Советская». Протяженность метрополитена увеличилась на 1,23 км.
С 1993 по 2007 годы введены в эксплуатацию: станция «Спортивная»;
принята станция «Гагаринская», «Московская», Российская». Протяженность линии Самарского метрополитена составила 10,3 км.
К 2007 г. самарское метро располагает 9-ю станциями, расположенными на одной ветке. Пока этого явно недостаточно. За годы строительства город вырос. Появились новые пассажиропотоки. Оборонные заводы, от чьих проходных начинается первая линия, практически стоят. Бывшие многотысячные коллективы рабочих ездят в совсем других направлениях. Метро оказалось вынесенным в сторону от основных пассажиропотоков города, что сказалось на объеме пассажиропотока и рентабельности основной деятельности МП «Самарский метрополитен».
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1) основной вид деятельности метрополитена - это перевозка пассажиров;
2) работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок;
3) обеспечение работоспособности электрических сетей, передача электроэнергии и др. виды деятельности.
В общем объеме перевозок пассажирским городским транспортом перевозки в самарском метрополитене выросли по отношению к плановому значению на 15 процентов.
Кроме того, такие показатели, как годовой объем пассажироперевозок в метро, и количество пассажиров, перевезенных метропоездами, в расчете на один километр действующих линий в год, исполнены на 93,1 процента и 94,1 процента от плана соответственно.
Таблица 1
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел.)[17]
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Транспорт - всего в том числе: | 1122 | 1033 | 927 | 833 | 444 | 352 | 386 | 373 | 302 |
метрополитенный | 26 | 24 | 25 | 21 | 11 | 11 | 12 | 19 | 16,7 |
За 2009 год метрополитеном было перевезено 16,7 млн. пассажиров, что на 2,3 млн. чел. меньше чем в 2008 году[18].
Наблюдатели считают, что у самарского метро перспектив нет и сделать его прибыльным невозможно. Из действующих метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и Нижнего Новгорода самарский экономически наименее эффективный. По данным сопредседателя межрегионального общественного движения «Транспорт и город» перевозки в метро рентабельны только при пассажиропотоке не менее 20 тысяч человек в час, а в Самаре дневной пассажиропоток составляет около 50 -65 тысяч[19].
Поэтому перед Дирекцией МП «Самарский метрополитен» стоят основные задачи по повышению рентабельности основной деятельности предприятия и привлечения дополнительной прибыли.
Дополнительная прибыль МП «Самарский метрополитен» может быть получена за счет:
Вариант 1 – повышение стоимости проезда.
Вариант 2 – привлечение дополнительных источников дохода.
Повышение стоимости проезда на метрополитене без постановления Правительства Самарской области не возможно – тарифы устанавливаются законодательно.
В качестве дополнительного источника дохода можно предложить рекламную деятельность на самарском метрополитене.
По данным статистики реклама в метро (стоимость тысячи потенциальных визуальных контактов с рекламой) - одна из самых низких среди всех основных средств рекламы. При этом охват населения в Самаре довольно широкий. 50-65 тыс. человек - таков среднесуточный пассажиропоток метро.
К несомненным достоинствам метро можно отнести и эффект повторяемости, ведь большинство пассажиров пользуются услугами Самарского метрополитена изо дня в день.
Не существует жестких правил, определяющих местоположение рекламоносителей в метро:
- рекламные конструкции располагаются в наземных и подземных вестибюлях станций, на стенах путепроводов и пешеходных переходов;
- на стенах путевых станций;
- лайтбоксы в подземных пешеходных переходах и около касс;
- рекламные наклейки и плакаты - внутри вагонов метро.
Специфика организации рекламной деятельности МП заключается в том, что если раньше необходимые указания поступали от вышестоящих органов, то теперь руководители МП осуществляют проведение рекламной кампании сами, на свой страх и риск.
Информация о работе Организационно-правовые формы хозяйственных организаций в России