Оптимизация принятия управленческих решений на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

В век научно-технической революции большое внимание уделяется вопросам управления. Причин этому много. Быстрое развитие и усложнение техники и технологии, небывалое расширение масштабов проводимых мероприятий и прогноза их возможных последствий, внедрение автоматизированных систем управления во все области практики – все это приводит к необходимости всестороннего анализа и синтеза сложных целенаправленных процессов и явлений

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...........3
1 Научные основы разработки управленческих решений……………….......................3
1.1 Понятие и сущность принятия решений.....................................................................6
1.2 Теории принятия решений и исследование операций ……………………………14
1.3 Классификация управленческих решений ……………………………...................31
2 Анализ состояния и формирования стратегии развития
ООО «Свой дом»……………………………………………………………...................43
2.1 Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Свой дом».………………………………………………………..43
2.2 Анализ системы принятия управленческих решений на ООО «Свой дом»……..51
3 Оптимизация принятия управленческих решений в ООО «Свой дом»……………61
3.1 Применение информационных технологий для оптимизации
управленческих решений в ООО «Свой дом»…………………………………………61
3.1 Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих
решений на ООО «Свой дом»…………………………………………………………..69
Заключение……………………………………………………………………………….79
Список использованных источников…………………………………………………...83
Приложение А……………………………………………………………………………87
Приложение Б………………………………………………

Работа содержит 1 файл

голованова.doc

— 725.00 Кб (Скачать)
ify">    К этой категории решений можно  отнести все решения по реально  протекающим процессам. Представляется возможным выделить из решений в реальном масштабе времени «кризисные решения». Известен перевод слова «кризис» как «момент принятия решений». В соответствии с этим, кризисным условимся называть решение, принимаемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний;

    2) решения, принимаемые в течение  одного из этапов;

    3) решения не имеющие явных ограничений  по времени их принятия (Это  прежде всего решения по началу  какого-либо процесса или единичного действия).

    По  признаку состава и сложности  реализации решения можно выделить два типа решений:

    1) простые - реализуемые при выполнении  одного действия;

    2) процессные - реализуемые при выполнении  некоторой совокупности взаимосвязанных действий.

    Процессные  решения, в свою очередь, могут быть разделены на:

    1) алгоритмизированные - с четко  определенными последовательностью,  сроками выполнения составляющих  действий и определенной ответственностью  за их выполнение (Только такие  решения могут быть реализованы в автоматическом режиме, в бюрократической организации.);

    2) размытые решения - плохо структурированные  по составляющим действиям или  (и) срокам их выполнения решения,  в которых не произведено однозначное  распределение обязанностей и(или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения (Такие решения чаще выполняют в диалоговом режиме индивидуалистской организации.).

    По  признаку и характеру учета или  неучета изменения условий реализации решения могут быть выделены:

    1) гибкие решения, алгоритмы реализации, которых заранее, уже при их  принятии, предусматривают различные  варианты действий в зависимости  от возникающих условий;

    2) жесткие решения, имеющие единственный  вариант реализации при любых  условиях и состоянии субъектов и объектов управления.

    В целом, представляется возможным утверждать, что знание и использование классификационных  признаков решения свидетельствует  о понимании разработчиком решения  стоящей перед ним задачи. В  частности, понимание того, какого рода решение готовится, позволяет лицу, разрабатывающему решение, более четко формулировать и решать задачи этапов разработки решения: сбора информации, ее анализа и так далее. Например, использование классификационных признаков решения позволяет определить состав необходимой для разработки решения информации. Это способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.

    Для того, чтобы быть эффективным, то есть достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

    1) быть реальным, т.е. исходить из  достижимых целей, реально располагаемых  ресурсов и времени (Поэтому  решение должно содержать цели, декомпозицию (расчленение) цели  на задачи, оценку располагаемых  и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности);

    2) содержать механизм реализации, то есть содержание решения  должно включать разделы, охватывающие  организацию, стимуляцию, контроль  при реализации решений;

    3) быть устойчивым по эффективности  к возможным ошибкам в определении  исходных данных (робастным);

    4) готовиться, приниматься и выполняться  в реальном масштабе времени  тех процессов, которыми управляют,  с учетом возможных скоростей  развития нештатных, аварийных ситуаций (Иногда это важнейшее требование пытаются игнорировать. Рассматривается только управление в штатных ситуациях);

    5) быть реализуемыми, то есть не  содержать положений, которые  сорвут исполнение в результате  порождаемых им конфликтов (Например, несоответствие функций подразделений применяемым технологиям порождает в ОПС линейно-функциональный конфликт);

    6) быть гибким, то есть изменять  цель и(или) алгоритм достижения  цели при изменении внешних  или внутренних условий, содержать  описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

    7) предусматривать возможность верификации  и контроля исполнения.

    Цели  и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применять. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений.

    Решение будет реализуемым, если оно предусматривает: организацию, стимулирование (мотивацию), контроль выполнения. Организация выполнения решения может включать два аспекта.

    Во-первых, это организация новой системы  при решении крупной новой  проблемы. В этом случае может использоваться метод функционально-логического проектирования структур ОПС.

    Во-вторых, это изменение функций, структуры, параметров уже существующей системы. В частности, важно избежать в  ОПС линейно-функционального конфликта, порождаемого несоответствием административного деления (департаментизации) ОПС и используемых технологий. При этом происходит перераспределение функций подразделений, их специализации и, соответственно, власти, ответственности, ролей отдельных менеджеров в ОПС, со всеми вытекающим отсюда последствиями. Более подробно этот вопрос рассматривается в разделах, посвященных проектированию организационных структур, власти, лидерству и конфликтам в организации.

    Стимулирование  исполнения решения тоже может быть двояким: общеорганизационным или  целевым.

    Общеорганизационным стимулированием условимся называть стимулирование, обеспечиваемое фактом работы в данной организации на данной должности, с соответствующими ей материальным вознаграждением, социальным статусом, возможностью к самореализации.

    Угроза потери должности может обеспечивать выполнение решения до тех пор, пока соответствующие этой должности факторы здоровья (загрузка, вознаграждение, безопасность и т.п.) находятся в приемлемом для данной категории менеджеров диапазоне. При выходе факторов здоровья за пределы названного диапазона общеорганизационной мотивации становится недостаточно. Поэтому при разработке решения, во-первых, необходимо проверить, является ли достаточным уровень общеорганизационного стимулирования, и, если это не так, предусмотреть целевые меры и выделить на это соответствующие ресурсы. При этом в качестве мотивирующих ресурсов могут использоваться не только материальные, но и моральные стимулы, а также ожидание карьерного роста. Например, в период социализма, при разработке новых авиационных комплексов ключевые участники проекта знали, что, в случае успеха, их ждут продвижение в научной сфере (например, через лимиты по званиям: «академик, доктор, кандидат технических наук», продвижение по административной лестнице и т.д.). Другие возможности стимуляции и мотивации при разработке решения рассматриваются в соответствующем параграфе.

    Отсутствие  реальных мероприятий по контролю, особенно, когда это известно еще  на стадии разработки решений, могут  делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной.

    Качество  управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат  и эффективность выполнения задач  управления. Оно (качество управленческого  решения) зависит от ряда факторов:

    1) качества исходной информации, определяемого  ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (Известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации.);

    2) оптимального или рационального  характера принимаемого решения;

    3) своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятий, передачи и организации исполнения;

    4) соответствия принимаемых решений  действующему механизму управления  и базирующихся на нем методов  управления;

    5) квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

    6) готовности управляемой системы  к исполнению принятых решений.

    Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее  решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам  в определении исходных данных (робастным) и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, будут переводить управленческое решение из разряда эффективных в число неэффективных.

 

     2 Анализ состояния и формирование стратегии развития предприятия

    2.1 Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Свой дом»

 

      Общество  с ограниченной ответственностью «Свой Дом», сокращенно ООО «Свой Дом» основано в 1999 году, зарегистрировано Администрацией Фроловского района Волгоградской области 02.04.1999г.

      Предприятие было создано в связи с появлением спроса на производимую продукцию для  строительства жилых зданий и объектов соцкультбыта.

      Определением  Арбитражного суда Волгоградской области  от 23.05.2001 года по делу № А12-11768/00-с19, по заявлению ЗАО «Альфа-Консалт», ООО «Свой Дом» признано несостоятельным (банкротом). На  ООО «Свой дом» было введено внешнее управление сроком на 12 месяцев, в связи с тем, что кредиторская задолженность составляет 288 466 руб. Внешним управляющим назначен Мерляк Денис Константинович.

      С учетом значимости данного предприятия  для Волгоградской области позволяет  прийти к выводу, что для принятия решения о процедуре банкротства необходимо проведение комплексного анализа финансового состояния предприятия.

    Основная  цель внешнего управления – финансовое оздоровление предприятия-должника ООО  «Свой Дом».

      Арбитражный суд определил арбитражному управляющему Мерляк Д.К. не позднее, чем в двухмесячный срок созвать собрание кредиторов для утверждения плана внешнего управления, и представить протокол собрания кредиторов  и план внешнего управления суду.

          План внешнего управления – это программа организационных и финансово-экономических мер. Цель этого плана – восстановить платежеспособность, деловую активность предприятия через оздоровительные процедуры, предусмотренные законодательством, с тем, чтобы в расчетный период обеспечить текущие платежи, а по завершению внешнего управления – погасить задолженность, образовавшуюся на дату введения внешнего управления.

          Программа эта представляет собой экономический анализ и  включает характеристику предприятия, команду управления, анализ исходного состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, маркетинговую программу и план мероприятий по оздоровлению предприятия.

          Реализация этого  плана должна позволить предприятию  за 12 месяцев восстановить платежеспособность по основным показателям финансовой и хозяйственной деятельности.

      Общество  действует на принципах полной хозяйственной  самостоятельности.

     Основными видами деятельности ООО «Свой Дом» является:

    - производство железобетонных изделий всех видов и марок, используемых в стройиндустрии;

    - строительство жилых и промышленных зданий, объектов соцкультбыта, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения;

    - разработка, испытание и производство энергетического оборудования; производство и реализация продукции научного, промышленного, культурно - оздоровительного назначения, осуществление исследовательских работ, а также оказание соответствующих услуг;

    - оказание транспортных и транспортно - экспедиционных услуг;

    - осуществление оптовой и розничной торговли, в том числе создание сети торговых баз, магазинов, коммерческих центров;

    - производство товаров народного потребления и другой продукции и услуг, отвечающих интересам потребителей;

Информация о работе Оптимизация принятия управленческих решений на предприятии