Оптимизация принятия управленческих решений на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

В век научно-технической революции большое внимание уделяется вопросам управления. Причин этому много. Быстрое развитие и усложнение техники и технологии, небывалое расширение масштабов проводимых мероприятий и прогноза их возможных последствий, внедрение автоматизированных систем управления во все области практики – все это приводит к необходимости всестороннего анализа и синтеза сложных целенаправленных процессов и явлений

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...........3
1 Научные основы разработки управленческих решений……………….......................3
1.1 Понятие и сущность принятия решений.....................................................................6
1.2 Теории принятия решений и исследование операций ……………………………14
1.3 Классификация управленческих решений ……………………………...................31
2 Анализ состояния и формирования стратегии развития
ООО «Свой дом»……………………………………………………………...................43
2.1 Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Свой дом».………………………………………………………..43
2.2 Анализ системы принятия управленческих решений на ООО «Свой дом»……..51
3 Оптимизация принятия управленческих решений в ООО «Свой дом»……………61
3.1 Применение информационных технологий для оптимизации
управленческих решений в ООО «Свой дом»…………………………………………61
3.1 Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих
решений на ООО «Свой дом»…………………………………………………………..69
Заключение……………………………………………………………………………….79
Список использованных источников…………………………………………………...83
Приложение А……………………………………………………………………………87
Приложение Б………………………………………………

Работа содержит 1 файл

голованова.doc

— 725.00 Кб (Скачать)

    Основой разработки решений может быть назван системный анализ.

    Функции решения в методологии и организации  процесса управления определяются сочетанием функций:

    - менеджмента в предпринимательстве  (развитие, маркетинг, производство, менеджмент);

    - менеджмента (планирование, организация,  мотивация, контроль);

    - решения в менеджменте как  таковом (обнаружение проблемы, анализ, разработка альтернатив, прогноз,  синтез критерия, принятие решения,  исполнение решения, контроль);

    - констатации наличия проблемы и существования способа ее решения;

    - инициации конкретного действия  по решению конкретной проблемы.

    Функция принятия решений в определенной области - это одна из функций менеджера. Она может быть названа ключевой и во многом определяет эффективность менеджмента [43, с.8].

    Таким образом, функции решения в методологии  процесса управления многообразны. Это  могут быть решения по развитию, маркетингу, производству, менеджменту. Кроме того, это могут быть функции  решений по планированию, организации, мотивации, контролю в управлении. И наконец, могут быть функции: по распределению власти в организации, разрешению конфликтов; по тем ролям, которые следует (не следует) играть самому менеджеру, и ролям, выполнения которых менеджер ожидает от других. Этот перечень функций «решения» показывает, что оно («решение») может быть признано всеобъемлющим понятием, является одним из основных понятий и составляющих действий предпринимательства и менеджмента.

    Решением  называют выбор одной из ряда альтернатив  в процессе достижения поставленных целей.

    Альтернативой называют один вариант действий, исключающий  возможность реализации другого  варианта. Этот выбор (решение) касается всех указанных выше функций управления организацией.

    Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако, в связи со сложностью условий (числа влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

    Прежде  всего, по природе и специфике  способов воздействия на объект управления можно выделить решения политические, экономические, технические (конструкторские, технологические). Однако, сразу же необходимо отметить взаимосвязь и взаимозависимость «политические - экономические - технические решения». Например, конструкторами автозавода принято решение использовать в одном соединении, подвергающемся температурным воздействиям, деталей с различными температурными коэффициентами расширения. Такое конструкторское решение, принятое при проектировании автомобиля, может предопределить его низкое качество. Невысокое качество автомобиля порождает экономические трудности завода - производителя и всего автомобильного объединения. Тяжелое экономическое положение автомобильного объединения негативно влияет на социальную сферу и политическую ситуацию мегаполиса. Это, в свою очередь, вынуждает принимать политические решения, влияющие на экономическую ситуацию: о введении повышенных таможенных пошлин на импортные автомобили, предоставление налоговых отсрочек и т.д. Таким образом конструкторское решение влияет на экономические, а те, в свою очередь, - на политические решения. И, наоборот, представляется возможным проследить, как политическая система влияет на преобладающий тип менеджмента (традиционный, ситуационный и т.п.) и экономические приоритеты, а эти приоритеты и тип менеджмента предопределяют принимаемые конструкторские решения. Связь типа менеджмента с решениями, принимаемыми конструкторами при разработке приборной доски автомобиля, рассмотрена в приведенном выше примере.

    При другом подходе можно классифицировать решения по числу влияющих на него субъектов (активных сторон) решения:

    1) один субъект - определяющие решения  (внутренние решения ОПС, решения  органов власти и т.д.);

    2) два и более субъектов - конкурентные  решения:

    3) один субъект решения и природа  - адаптирующие решения.

    Кроме того, в теории принятия решений  принято выделять отдельные классификационные признаки, а именно [49, с.28]:

    1) количество целей операций, преследуемых  каждой из оперирующих сторон.

    2) зависимость целей и условий  решения от времени (статические  и динамические задачи принятия  решений);

    3) наличие случайных и неопределенных условий.

    Вместе  с тем, представляются возможными классификации  решений, где в качестве классифицирующих признаков рассматриваются следующие  факторы:

    1) организационные (предписанные должностными  инструкциями и полномочиями) или диспозиционные, инициативные (порожденные сложившейся ситуацией);

    2) факторы породившей их проблемы (функциональные, структурные, параметрические);

    3) частота принятия (разовые, циклические,  постоянные (процессные));

    4) степень структурированности решения: запрограммированные (типовые) и незапрограммированные (оригинальные);

    5) время наступления последствий:  стратегические, перспективные, текущие,  оперативные;

    6) целевые (позволяющие достичь  самостоятельных целей) и стабилизационные (обеспечивающие нахождение параметров объекта управления в определенным допуском пределах);

    7) целевые решения, которые по  фактору методологии принятия  могут быть разделены на решения  традиционного, системного, ситуационного,  социально-этического, морально-этического  менеджмента;

    8) характер и качество располагаемой  информации;

    9) эффективность (можно выделить  неэффективные, рациональные, оптимальные  решения);

    10) фактор оценки приемлемости или  неприемлемости последствий для  объекта управления и (или)  элементов внешней среды;

    11) возможность реализации: реализуемые или нереализуемые (Решение может быть нереализуемым по причине отсутствия необходимых организации, мотивации, контроля, ресурсов, противодействия групп (группового эгоизма), конфликтов при реализации);

    12) степень риска: с допустимым, критическим или катастрофическим риском;

    13) ответственность: юридическая (уголовная  или гражданская), социальная, моральная;

    14) предметная область управления (Могут  быть выделены решения: политические, экономические, технические, технологические, конструктивные, маркетинговые, производственные, сбытовые, финансовые, по развитию, по маркетингу, производству, менеджменту, по планированию, организации, мотивации, контролю и др.);

    15) этап цикла разработки, жизненного  цикла или рыночного цикла;

    16) объект управления: система (системотехнические) и процесс (исследование операций);

    17) характер эффективности использования  ресурсов и технологии: ординарные (обычные), синергические или асинергические.

    Возможны  и другие подходы к классификации  решений. Это обусловлено многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов. Однако, уже приведенный выше перечень факторов, влияющих на принятие решения:

    1) показывает, насколько сложным объектом  разработки является управленческое  решение;

    2) характеризует перечень тех параметров, которые должны содержать условия принимаемого решения;

    3) показывает обоснованность включения  учебной дисциплины «разработка  управленческого решения» в число  обязательных для специалиста  в области менеджмента.

    По  технологии разработки решений выделяют следующие типы решений.

    Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Эти решения разделяют на две категории [33, с.210].

    Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий (алгоритма принятия решений), подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

    Разработку  алгоритмов принятия решений можно  назвать важным вспомогательным  средством в принятии эффективных  организационных решений. При этом разработка специальных алгоритмов принятия решений может обеспечить необходимый уровень качества организационных решений, снизить роль субъективных факторов.

    Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или  сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решений. К числу незапрограммированных можно отнести решения с высокой степенью творчества, например, какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию и т. п.

    В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить, прежде всего, ординарные и синергические решения.

    Ординарные  решения - это решения, при которых  эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности.

    Синергические решения - это решения, при которых  эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта  резко возрастает, то есть эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер. Синергические решения появляются при разработке новых интенсивных технологий или комплексировании элементов систем или операций. Поскольку эффект наиболее часто выражают в денежной форме, то наиболее часто синергический эффект обнаруживается в финансовой сфере. В финансовом менеджменте синергические решения называют эффектом рычага или левереджем. Показатель синергии управленческого решения может включаться в состав критерия оценки эффективности, в частности, как дополнительный параметр эффекта.

    Асинергическими условимся называть решения, приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы и(или) операции. В числе наиболее частых причин таких  решений можно назвать: запаздывание решения, отсутствие необходимых ресурсов, неучет отсутствия организации, мотивации, порождаемых решением конфликтов и др.

    Среди ординарных могут быть выделены следующие  типы решений:

    1) неэффективные, не позволяющие  решить проблему;

    2) рациональные, т.е. позволяющие решить проблему;

    3) оптимальный вариант решения  - вариант, позволяющий решить  проблему наилучшим в определенном  критерием смысле образом или  построить наилучшую систему  в определенном критерием смысле. Более подробно мы предполагает остановиться на этом в параграфе, посвященном критериям оценки эффективности систем и операций.

    По  степени важности учета временных  ограничений на разработку, принятие и исполнение решений можно выделить следующие типы решений:

    1) решения в реальном масштабе времени - это решения, принимаемые и реализуемые достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления.

Информация о работе Оптимизация принятия управленческих решений на предприятии