Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 06:46, дипломная работа
Именно поэтому цель данной работы разработать комплексную систему оценки персонала для деревообрабатывающего предприятия ЗАО «АВА компани» с помощью методов оценки по компетенциям и показателям эффективности. Поставленная цель может быть достигнута с помощью решения следующих задач:
1.Провести анализ теоретических основ оценки персонала.
2.Провести подробное исследование методов оценки персонала (метод оценки с помощью построения модели компетенций и метод оценки по показателям эффективности труда).
3.Разработать проект оценки персонала с помощью компетенций и KPI на примере ЗАО «АВА компани».
4.Формализовать ожидаемые итоги и эффект от внедрения проекта оценки персонала ЗАО «АВА компани».
Введение…………………...……………………………………………...…… 3
Глава 1. Теоретические основы оценки персонала………………………..… 5
1.1. Оценка персонала: понятие, содержание, методы……………… 5
1.2. Оценка персонала с помощью компетенций…………………..... 11
1.3. Оценка деятельности персонала с помощью ключевых показателей эффективности (KPI)…………………..…………………........ 17
Глава 2. Проект внедрения оценки персонала с помощью оценки по компетенциям и ключевым показателям эффективности на примере ЗАО «АВА компани»……………………………………………………………… 21
2.1. Презентация компании и проблемная ситуация…………….… 22
2.2. Программа исследования……………………………………….. 23
2.3. План мероприятий по разработке и внедрению комплексной оценки персонала ЗАО «АВА компани»…………………………….... 24
Глава 3. Планируемые результаты по итогам внедрения проекта оценки персонала ЗАО «АВА компани»…………………………………………….. 29
3.1. Технология, периодичность оценки…………………………..… 29
3.2. Ожидаемый эффект………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………...……. 35
Список использованной литературы………………………………………... 37 Приложения ………………………………………………………………….. 39
1
– неудовлетворительно –
2
– недостаточно – оценка
3
– достаточно – оценка
4
– удовлетворительно – оценка
свидетельствует о средней
5
– хорошо – оценка
6
– очень хорошо – оценка
соответствует благоприятной
7 – отлично – оценка отвечает исключительно благоприятной для данной деятельности выраженности компетенции, выше, чем это необходимо.
Каждая компетенция имеет такую шкалу и в процессе оценки субъект (например, руководитель) оценивают объект (например, сотрудника), присваивая ему определенный балл. В результате мы получаем профиль данного сотрудника и сравниваем его с профилем успеха для данной должности. Профиль успеха показывает, на каком уровне развития должна быть каждая из ключевых компетенций.
Для создания объективной и валидной оценки персонала по компетенциям необходимо выполнять следующие требования.
Итак, оценка с помощью компетенций незаменима, в том случае если мы хотим разобраться какими качествами должны обладать наши сотрудники и как эти качества должны проявляться в поведении. Благодаря такой оценке, мы получаем представление о том, кто из сотрудников не обладает ключевыми компетенциями (соответственно его бесполезно развивать или обучать); у кого из сотрудников, и какие именно качества необходимо развивать; кто в перспективе при правильной подготовке может стать руководителем.
То
есть оценка по компетенциям дает информацию
о первых двух уровнях предмета оценки
– профессионально-важных характеристиках
и трудовом поведении персонала. Далее
мы рассмотрим метод оценки эффективности
деятельности персонала с помощью ключевых
показателей эффективности (KPI), который
позволит оценить результаты деятельности
персонала.
Второй метод оценки персонала, который мы хотели бы рассмотреть в данной работе – это оценка по ключевым показателям эффективности (KPI — Key Performance Indicators).
Ключевые показатели эффективности – это количественные значения ключевых характеристик деятельности организации, отдельных подразделений и сотрудников, а также бизнес-процессов [8, 13, 14].
Данный метод является вариантом системы управления эффективностью (Performance Management) и позволяет компании построить свою деятельность в соответствии с выбранной стратегией, привести цели и задачи отдельных сотрудников и подразделений в соответствие с глобальными целями и задачами топ-менеджмента и компании в целом. Система KPI позволяет поставить акцент на направлениях и областях, критичных для реализации планов компании, выбрав из них наиболее важные и значимые [10].
Основные достоинства данного метода состоят в том, что он позволяет:
В технологии разработки KPI можно выделить следующие шаги:
Основные принципы разработки системы оценки персонала, основанной на KPI:
- возможность видеть движение в нужном направлении;
- чувствительность или быстрое реагирование на изменение среды;
- играют существенную роль в управленческих решениях.
3. Показатели
должны быть управляемыми. Лица
ответственные за каждый
4. Показатели
должны иметь экономический
5. Показатели должны быть просты в расчете и сборе реальных данных.
6. Затраты
на внедрение новых
7. Показатели должны распространяться по всей организации на всех уровнях иерархии.
8. Показатели
должны иметь возможность
9. Показатели должны быть актуальными.
10. Показатели должны быть легки для интерпретации, понимаемые сотрудниками и стимулировать деятельность [8].
Основной принцип установления показателей – это планирование от возможного уровня, а не от достигнутого; показатели должны быть труднодостижимыми.
Рассмотрев метод оценки с помощью KPI, мы видим, что основная особенность метода в том, что он дает нам информацию в конкретных количественных показателях результатов работы персонала. Если мы оцениваем сотрудника с помощью KPI, мы не обращаем внимания на его профессионально-важные характеристики или трудовое поведение. Нам важно насколько его результат, конечный продукт соответствует заданному (исходя из стратегического видения организации).
Итак,
в данной главе мы рассмотрели теорию
оценки персонала и методы оценки с помощью
компетенций и ключевых показателей эффективности.
Оценка персонала играет важную роль в
создании эффективной системы управления
персоналом, наряду с такими элементами
как организация труда и мотивация персонала.
Рассмотренные нами два метода при совместном
применении позволят организации достигать
высокой производительности мотивированным
и развитым коллективом. С помощью оценки
по компетенциям и ключевым показателям
эффективности мы можем комплексно оценивать
персонал, развивать его и видеть варианты
приложения его потенциала для достижения
значимых целей организации. То есть мы
можем развивать именно те способности
сотрудников, которые необходимы для достижения
стратегической цели компании.
Глава 2. Проект внедрения оценки персонала с помощью компетенций
и
KPI на примере ЗАО «АВА
компани»
ЗАО «АВА компани» является одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий в России. В настоящее время компания представляет собой Общество, в состав которого входит головное предприятие по глубокой переработке древесины в г. Омске и два филиала в Тарском и Седельниковском районах, первостепенная задача которых – заготовка древесины.
Основная цель ЗАО «АВА компани» – это возрождение лесопереработки в России. Уникальность предприятия в том, что оно использует немецкое деревообрабатывающее оборудование, канадские технологии переработки и австрийские сушильные установки. Такого соединения названных выше составляющих в единый компактный технологический комплекс еще нигде в России и за рубежом не проводилось. Благодаря этому, омский завод по многим позициям опережает даже лучшие зарубежные производства.
Предприятие перерабатывает в основном березу, из которой получаются крепкие и походящие как для внешнего, так и для внутреннего применения изделия. Основной ассортимент выпускаемой продукции представлен мебельным щитом, мебельными заготовками, покрытием для пола, погонажными изделиями и доской различного формата [4].
Численность предприятия на конец третьего квартала 2008 года составила 592 человека, производственные мощности по заготовке и по переработке 8 тыс. куб.м. месяц, 4 тыс. куб.м. месяц соответственно.
На первом этапе - в течение 2 лет (2008-2009 года) – ЗАО «АВА компани» планирует довести объем лесозаготовки до 270 тыс.куб.м в год с выходом на объем переработки в 160 тыс.куб.м. В перспективе следующих трех лет выход на мощность в 500 тыс.куб.м заготовки с объемом переработки в 300 тыс.куб.м. [4].
Для достижения этих планов необходимо выполнить ряд задач: приобрести дополнительную технику для заготовки леса, увеличить численность персонала, завершить строительство комплекса по первичной переработке сваленного леса, увеличить объем продаж. То есть стратегическая цель компании - получение определенного уровня прибыли. Успех в достижении данной цели зависит от каждого подразделения и каждого сотрудника компании.
Для стимулирования персонала компании на достижение данной цели мы планируем разработать комплексную систему оценки, которая будет показывать эффективность работы каждого сотрудника и позволит увидеть его сильные и слабые стороны. Такая оценка позволит добиться следующего:
- руководство компании четко сформулирует свою главную цель;
- между подразделениями будут четко распределены зоны ответственности;
- каждый сотрудник будет понимать полезность своей работы;
- появится возможность обнаружить «слабое звено компании»;
- будет установлена переменная часть оплаты труда в зависимости от результативности и вклада сотрудника (показатели эффективности);
- компания будет заинтересована развивать те способности персонала, которые необходимы для достижения стратегической цели компании.
Таким
образом, в настоящее время система оценки
персонала на предприятии в формализованном
виде не существует. Следовательно, дальнейший
наш анализ ориентирован в большей степени
на создание плана мероприятий по разработке
и внедрению комплексной системы оценки
персонала.