Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 06:46, дипломная работа
Именно поэтому цель данной работы разработать комплексную систему оценки персонала для деревообрабатывающего предприятия ЗАО «АВА компани» с помощью методов оценки по компетенциям и показателям эффективности. Поставленная цель может быть достигнута с помощью решения следующих задач:
1.Провести анализ теоретических основ оценки персонала.
2.Провести подробное исследование методов оценки персонала (метод оценки с помощью построения модели компетенций и метод оценки по показателям эффективности труда).
3.Разработать проект оценки персонала с помощью компетенций и KPI на примере ЗАО «АВА компани».
4.Формализовать ожидаемые итоги и эффект от внедрения проекта оценки персонала ЗАО «АВА компани».
Введение…………………...……………………………………………...…… 3
Глава 1. Теоретические основы оценки персонала………………………..… 5
1.1. Оценка персонала: понятие, содержание, методы……………… 5
1.2. Оценка персонала с помощью компетенций…………………..... 11
1.3. Оценка деятельности персонала с помощью ключевых показателей эффективности (KPI)…………………..…………………........ 17
Глава 2. Проект внедрения оценки персонала с помощью оценки по компетенциям и ключевым показателям эффективности на примере ЗАО «АВА компани»……………………………………………………………… 21
2.1. Презентация компании и проблемная ситуация…………….… 22
2.2. Программа исследования……………………………………….. 23
2.3. План мероприятий по разработке и внедрению комплексной оценки персонала ЗАО «АВА компани»…………………………….... 24
Глава 3. Планируемые результаты по итогам внедрения проекта оценки персонала ЗАО «АВА компани»…………………………………………….. 29
3.1. Технология, периодичность оценки…………………………..… 29
3.2. Ожидаемый эффект………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………...……. 35
Список использованной литературы………………………………………... 37 Приложения ………………………………………………………………….. 39
По мнению Половинко В.С., оценка персонала должна носить сквозной и комплексный характер. Принцип данного подхода основан на сборе информации о персонале в единый банк данных на основе текущей, ежемесячной, квартальной, годовой и специальных видов оценки. Накопленная информация о персонале дает возможность принимать рациональные и эффективные управленческие решения. Особое значение в сквозной комплексной оценке имеет текущая оценка персонала. Данный вид оценки основан на еженедельном оценивании сотрудников непосредственным руководителем. В основном фиксируются данные о выполнении предписанных функций, трудовом поведении и отношении работника к труду [6].
В современных организациях накоплены различные методики проведения оценки персонала. Метод оценки персонала – это последовательно применяемый субъектами оценки способ достижения цели, поставленной в процессе выполнения функции управления персоналом, на основе познания, исследования предмета оценки с получением результата в виде принятия кадрового решения. Говоря об эффективности применения того или иного метода оценки персонала, необходимо учитывать целесообразность его применения. Метод оценки персонала включает в себя следующие элементы:
Сазонова
М.Г. разделяет методы в системе
оценки персонала на две группы,
которые характеризуются
Создать систему оценки, которая будет сбалансирована с точки зрения точности, объективности, простоты и прозрачности сегодня очень сложно, так как подходов к оценке персонала большое количество, поэтому разработка и совершенствование оценки персонала должно осуществляться с привлечением различных подходов, рассматривать в различных аспектах. В этом проявляется принцип комплексности оценки персонала. Комплексность означает привлечение всех подходов, которые дополняют друг друга и позволяют совместно достигать результатов широкого диапазона [1, с.228].
Для создания комплексной оценки персонала необходимо использование следующих подходов:
Как уже говорилось выше, предметом оценки персонала могут быть: особенности поведения, эффективность деятельности, выполнение должностных обязанностей, уровень достижения цели, уровень компетентности, особенности личности, мониторинг социально – психологической ситуации внутри предприятия. Модель предмета оценки персонала представлена в Приложении 1.
Исходя из данной схемы, мы видим, что для всеохватывающей, комплексной оценки персонала необходимо уделять внимание сразу нескольким факторам. Не достаточно просто оценить профессиональные качества работника и его трудовое поведение, но также необходимо учитывать конкретные результаты работы сотрудника. Именно такая комплексная оценка дает возможность увидеть сильные и слабые стороны работника, стимулировать на выполнение значимых для компании задач на высоком уровне и развивать необходимые компетенции. В данной работе будет разработан проект оценки персонала, основанного на исследовании именно данных факторов.
Таким
образом, в данном параграфе мы рассмотрели
основные понятия, содержание и методы
оценки персонала. Мы используем оценку
персонала в простом или детально-разработанном
виде при выполнении любой функции
управления персоналом (подбор, адаптация,
стимулирование, развитие или ротация).
При этом эффективность оценки будет зависеть
от адекватного применения её методов.
В следующих параграфах мы более подробно
остановимся на двух методах оценки персонала:
оценка по компетенциям и оценка по ключевым
показателям эффективности (KPI). В совокупности
данные методы позволяют оценивать персонал
комплексно, учитывая все аспекты работы
и личности сотрудника.
Существует большое количество определений понятия компетенция. В толковом словаре английского языка дано следующее объяснение.
Competence (компетентность) – умение, условие определяющее способность.
Более детальное и точное определение компетенции дают в своих работах Л.М. Спенсер и С.М. Спенсер [3].
«Компетенция – базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях». Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью личности и может предопределять её поведение во множестве ситуаций и рабочих задач. Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение. На основе критериев мы можем измерить хорошее или плохое исполнение [3, с.9].
Л. Спенсер и С. Спенсер считают, что компетенции являются базовыми качествами людей и обозначают «варианты поведения или мышление, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени». Данные авторы выделяют пять базовых качеств компетенций [3, с.9, 10]:
Специалисты SHL определяют компетенции как атрибуты личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции, и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение. То есть любая компетенция должна быть рассмотрена с учетом условий деятельности человека и доступна наблюдению [8, с.18].
Существует несколько подходов к классификации компетенций. Наиболее адекватной с практической точки зрения является разделение компетенций на корпоративные (базовые), технические (профессиональные) и управленческие компетенции (Приложение 2). Корпоративными компетенциями должен обладать каждый сотрудник данной компании, независимо от особенностей своей работы. Технические компетенции связаны со спецификой той или иной деятельности. А управленческие компетенции оценивают поведение реального или потенциального руководителя.
Выделяют
следующие кластеры компетенций. Кластер
компетенций – это набор тесно
связанных между собой
- интеллектуальной деятельности;
-
действиям, например к
- взаимодействию между людьми.
Для оценки сотрудника или отдела с помощью компетенций мы применяем понятие модель компетенций. Модель компетенций - термин для обозначения полного набора компетенций и индикаторов поведения. Модели могут содержать детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей, но могут и включать основные стандарты поведения, разработанные для полного описания деловой структуры или деятельности, направленной на достижение комплекса разнообразных корпоративных целей. Набор деталей, входящих в описание модели компетенции, зависит от предполагаемого практического применения конкретной модели.
Число
компетенций в моделях
Для создания моделей компетенций можно использовать опыт уже существующих, готовых моделей, либо разрабатывать модель с ноля при помощи методов комплексного анализа деятельности. Есть также третий способ – адаптировать стандартную модель к организации, её оргкультуре, стратегическим целям и задачам. В данной работе мы хотим попытаться разработать свою собственную модель компетенций. Для этого необходимо понимать алгоритм действий, роли каждого участника и методы работы.
Технология разработки модели компетенций имеет следующие основные этапы.
Для более полного понимания техники построения модели компетенций остановимся подробнее на пункте пять. После того как мы провели анализ деятельности конкретной должности, выделяем базовые качества, влияющие на эффективное выполнение работы данного сотрудника в этой должности (отдельные компетенции). Каждая компетенция имеет свою структуру, включающую название, определение и поведенческие индикаторы. Эти индикаторы представлены в 3-х, 5-ти или 7-ми балльной шкале. Приведем пример оценки компетенции по 7-ми балльной шкале. Каждому баллу соответствует описание: