Мозговой штурм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..стр.2

Гл. I. Теоретические аспекты мозгового штурма

1.1. История происхождения мозгового штурма…………………………..…стр.4

1.2.Методология и принципы мозгового штурма………………….…….…...стр.6

Гл. II. Процесс принятия решения методом мозгового штурма

2.1. Этапы проведения мозгового штурма………………………..…….......…стр.8

2.2. Достоинства и недостатки мозгового штурма……….……………….....стр.11

2.3. Виды технологий мозгового штурма и его модификации………..…….стр.13

Гл. III. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений

3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма …………………………..……….…..стр.18

Заключение…………………………………………………………...….…….стр.22

Приложения…………………………………………………………..…….….стр.24

Список используемой литературы…………………………………..…….…стр.27

Работа содержит 1 файл

мозговой штурм.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Основные  принципы визуальной мозговой атаки:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики
    • Быстрая реакция

    9. Мозговой  штурм по-японски

    Существует  также японская (кольцевая) система  принятия решений «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов: 

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот  принцип характерен для военных  организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.  
 

Т.о. из выше перечисленного можно сделать  вывод, что применение в различных  ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач.

 

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК КОЛЛЕКТИВНОГО МЕТОДА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

3.1.Синектика,  как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма

Синектика3,  «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных рубежом методик психологической активизации творчества – является дальнейшим развитием мозгового штурма. Она предложена американским изобретателем методологии творчества У.Дж.Гордоном.

Идея  синектики состоит в объединении  отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и  решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

     Метод основан на использовании бессознательных  механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать  свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

     Особенностью  синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

     Важным  критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще  одна существенная линия отличий  синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

     Синектика определяет творческий процесс как  умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где  результатом является творческое или  художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

    • Превращение незнакомого в знакомое
    • Превращение знакомого в не знакомое

     Превратить  знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию  на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

     Цель  синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и  нервной системы участников совещания  на исследование и преобразование проектной  проблемы.

     Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

     При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

     Чтобы идея появилась нужен инсайт4 или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

     Применение  аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

     В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:

    • Разбор проблемы;
    • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
    • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
    • Постановка наводящих вопросов;
    • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
    • Превращение обычного в привычное;
    • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

        Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

        Процесс организации  творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

    1. Первоначальная постановка проблемы;
    2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
    3. Выяснение возможностей решения проблемы;
    4. Переформулирование проблемы;
    5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
    6. Выдвижение образных аналогий;
    7. Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

     В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как  правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы. (см. приложение 2) 

     Таким образом, проведение делового совещания  с использованием синектического мозгового  штурма, т.е. внедрение генерирования  и анализа идей в процесс мыслидеятельности участников – процесс достаточно сложный, зависящий не только от организаторских умений, опыта и статуса ведущего деловое совещание, но и от его специальной компетентности: коммуникативной и интерактивной.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Преуспевающие организации – это те, которые способны мобильно реагировать на ситуации, складывающиеся во внешней среде, и оставаться конкурентоспособными.

       Т.о. технологии мозгового штурма  имеют большую значимость, т.к.  полезны не только для коллективного  решения проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания.В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и  инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации. Также была поставлена основная проблема применения метода мозгового штурма. Она заключается в том, что на сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма.

     В теоретической части данной работы рассматривалась история появления  и развития метода мозгового штурма, а также его методология и принципы. Не основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что самым главным в методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

     В практической части данной работы были определены основные виды технологий проведения мозгового штурма, поставлена проблема применения мозгового штурма. Также приведены тренинг и практические рекомендации  по проведению мозгового штурма. 

      По-моему  мнению, мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в  организации. Несомненно, что грамотный  руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить  в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

 

Приложение 1

Основная  структура метода “мозгового штурма” 
 

    

      

    

      
 
 
 
 
 

 
 

На стадии поиска следует избегать

оценки  предложений 
 
 
 
 

Желательно  получить как можно больше предложений

        

           Нет

                          Да  
 

                         

Нет

 

Нет

Да

Да

 
 
 
 
 
 

      
 

    

Приложение 2

Информация о работе Мозговой штурм