Мозговой штурм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Содержание

Введение 1
1.Метод мозгового штурма 3
2. Этапы мозгового штурма 5
3. Технологии мозгового штурма 9
4.Достоинства и недостатки мозгового штурма 13
Достоинства и недостатки мозгового штурма 15
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

Принцип организации метода мозгового штурма.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Введение

 

     Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

     Самый распространенный метод коллективного  генерирования идей - метод мозгового  штурма или метод мозговой атаки (Brainstorming) позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта  при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

       Актуальность рассматриваемого  вопроса объясняется тем, что  мозговой штурм, как креативный  метод решения задач, стимулирует  активность и интуитивное   мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Метод мозгового штурма

 

Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Нам часто приходится сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил их решение, вычитывать массу литературы, спрашивать совета у друзей и все безуспешно, решение так и не найдено.   

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, - одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.

Примеры тем для мозгового штурма:

Как заработать 1000 евро?

Как назвать  собаку?

Почему дела не клеятся?             

Что делать с  ….?

Где провести выходные?

Какой бизнес открыть? 

     Метод мозгового штурма подразумевает  получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

    • Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса
    • Анализ и оценка выдвинутых идей

     Метод мозгового штурма базируется на психологических  и педагогических закономерностях  коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

     В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая  помогает высвободить творческую энергию  и, включив людей в интерактивную  коммуникацию, приобщить их к активному  поиску решений поставленной проблемы.

     Мозговой  штурм является, по сути, наиболее свободной  формой дискуссии. Главная функция  этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

     Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики.

     Он  заключается в следующем: при  совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при  индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

     Второй  принцип состоит в том, что  если участники совещания находятся  в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии. 

     Итак, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

 

 2. Этапы мозгового штурма

 

1. Группа  может состоять из 6-12 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше, эффективность мозгового штурма, скорее всего, будет низкой. Пригласите в группу разных людей, не обязательно все они должны быть профессионалами в заданной теме, главное, чтобы это были яркие, интересные, энергичные люди. Не приглашайте троллей и теплохладных.

2. Один  из участников (не руководитель) выбирается ведущим, задача которого  — следить за соблюдением правил  и напоминать о ним участникам.

3. Еще  один человек выбирается для фиксации идей. Все высказанные идеи должны быть записаны, никакого отбора на этом этапе вести не нужно. Параллельно можно вести аудиозапись.

4. Если  члены группы незнакомы с техникой, будет полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию  на простую тему (дизайн затычки для ванной), во время которой отработать «узкие места» группы.

5. Позволены  любые идеи, даже самые нелепые  и смешные. Не позволены высказывания  типа «не хватит денег», «не  примет начальство», «не купят  потребители» и так далее. На сессии действует полный и безоговорочный запрет на критику.

6. На  время штурма участники снимают  с себя все должностные полномочия. Руководителю вообще лучше сходить  на это время в кино, и уж  во всяком случае — не садиться  во главе стола и не ставить оценок.

7. Не  нужно углубляться в развитие  высказанной идеи, достаточно её  кратко сформулировать.

8. Продолжительность  сессии — 20-30 минут. Желательно  заканчивать сессию на всплеске  активности, а не вследствие ее  полного упадка.

9. По  окончании мозгового штурма список идей раздаётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии.

10. Классификация,  развитие и оценка идей проводится  позже (и иногда другой группой).

     Творческое  мышление, как правило, проходит три стадии:

  1. генерирование идей, их формулировка;
  2. оценка или анализ этих идей;
  3. использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

         В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется  только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

         Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов:

  1. подготовительный
  2. генерирование идей
  3. заключительный – анализ и оценка идей

     Подготовительный  этап

     Первый  этап состоит в подготовке и организации  процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания  назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

    • Формулировка цели и коррекция задачи;
    • Подбор участников для последующих этапов работы;
    • Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

     Как правило, участники мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»

     В начале нужен небольшой разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс  вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать  рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)

     Этап  генерирования идей

     Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам  процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило,  в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность  штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

     Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей.

     Весьма  важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:

    1. отсутствие всякой критики
    2. поощрение предполагаемых идей
    3. равноправие участников мозгового штурма
    4. свобода ассоциаций и творческого воображения
  1. творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания
  1. Обязательная фиксация всех высказанных идей
  2. Время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку)
  3. Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный  этап – подведение итогов мозгового штурма

     Первая  задача группы «аналитиков» - сделать  глубинный анализ проблемы. Затем  проводится систематизация и классификация  идей по группам в соответствии с  признаками, по которым их можно  объединить.

     Осуществляется  деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

     Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная  идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа  проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

     Составляется  окончательный список практически  используемых идей. 

     Итак, рассмотрев более подробно весь процесс  принятия решения при помощи метода мозгового штурма можно сделать  вывод, что все мероприятие делится  на несколько этапов (см. Приложение 1), каждый из которых играет немаловажную роль  в его  проведении и решении поставленной задачи.

Информация о работе Мозговой штурм