Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:26, реферат
один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач
Мозговой
штурм
«Мозговой
штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее
популярных методов стимулирования
творческой активности. Позволяет найти
решение сложных проблем путем
применения специальных правил обсуждения.
Широко используется во многих организациях
для поиска нетрадиционных решений самых
разнообразных задач.
Метод
мозгового штурма был разработан
Алексом Осборном в 1953 году. Метод
основан на допущении, что одним
из основных препятствий для рождения
новых идей является «боязнь оценки»:
люди часто не высказывают вслух интересные
неординарные идеи из-за опасения встретиться
со скептическим либо даже враждебным
к ним отношением со стороны руководителей
и коллег. Целью применения мозгового
штурма является исключение оценочного
компонента на начальных стадиях создания
идей. Классическая техника мозгового
штурма, предложенная Осборном, основывается
на двух основных принципах — «отсрочка
вынесения приговора идее» и «из количества
рождается качество». Этот подход предполагает
применение нескольких правил.
Критика
исключается: на стадии генерации идей
высказывание любой критики в
адрес авторов идей (как своих,
так и чужих) не допускается. Работающие
в интерактивных группах должны
быть свободны от опасений, что их будут
оценивать по предлагаемым ими идеям.
Приветствуется
свободный полет фантазии: люди должны
попытаться максимально раскрепостить
свое воображение. Разрешено высказывать
любые, даже самые абсурдные или
фантастические идеи. Не существует идей
настолько несуразных либо непрактичных,
чтобы их нельзя было высказать вслух.
Идей
должно быть много: каждого участника
сессии просят представить максимально
возможное количество идей.
Комбинирование
и совершенствование
На завершающем
этапе производится отбор лучшего
решения, исходя из экспертных оценок.
Были
проведены многочисленные экспериментальные
исследования, с целью сравнения
количества и качества идей, созданных
группами в процессе мозгового штурма
и людьми, работающими индивидуально,
Результаты свидетельствуют о том, что
при условии правильного применения данной
техники интерактивные группы нередко
генерируют большее количество значимых
идей, чем отдельные индивиды. Однако на
сегодняшний день не существует доказательств
в пользу более высокого качества идей,
генерируемых группами.
В последние
годы широкое распространение
Мозговой штурм
дает возможность объединить в процессе
поиска решений очень разных людей; а если
группе удается найти решение, то ее участники
обычно становятся стойкими приверженцами
его реализации. В настоящее время метод
мозгового штурма может быть эффективно
использован организациями для улучшения
качества работы в командах.
Метод
мозгового штурма
Очень
часто решение об использовании
метода мозгового штурма принимается
в ситуации, когда не удалось решить
проблему обычным путем, когда кажется,
что все возможные пути решения
уже рассмотрены, и при обсуждении
проблемы все уже просто «ходят по кругу».
В целом
процессы принятия групповых решений
подчинены основной психологически
обусловленной модели, которая может
быть представлена следующей достаточно
простой последовательностью
Зачастую на него в меньшей степени обращают внимание, чем на последующие, однако именно этот этап задает те рамки, в соответствии с которыми процесс будет далее реализован. Вначале всем участникам необходимо четко определить для себя, осознать, для чего они все тут собрались. Поэтому лидеру, организатору группового действия необходимо обсудить с участниками процесса такие вопросы, как:
Это позволяет
максимально сблизить понимание
цели и задач, сориентироваться и
выбрать наиболее актуальный ракурс
рассмотрения вопроса и, наконец, внутренне
настроиться на определенный интервал
времени, отведенный для процесса.
Необходимо соблюдать
правило безоценочного принятия
предложений от всех участников процесса.
Безусловно, велик соблазн перейти
к обсуждению услышанных предложений.
Очень важно удержаться, так как
если начать обсуждать уже озвученные
предложения, в то время как остальные
еще не были озвучены, они так и останутся
невысказанными.
Самый трудоемкий
в плане обсуждения предложений.
На этом этапе необходимо проанализировать
все предложения, рассмотреть их с разных
точек зрения. Взвесить все плюсы и минусы.
Это этап принятия решения, выбора окончательного варианта, оптимального по всем параметрам.
------------------------------
Описанная
модель — это самая элементарная
и универсальная схема ведения
группового процесса. Соблюдение законов
и последовательности таких этапов
позволяет повысить эффективность
группового процесса принятия решения.
продолжение про мозговой штурм
Варианты
осуществления мозгового штурма
разнообразны: все зависит от задачи,
которую призван решать процесс.
В одном случае собирается группа
специалистов определенной узкой области,
а в другом — возникнет необходимость
объединить специалистов разных областей.
С точки зрения анализа метода наиболее
интересный состав участников группового
процесса — это когда наряду со специалистами
определенной области в группу приглашаются
люди из совершено других сфер деятельности.
Благодаря этому появляется возможность
найти что-то действительно необычное,
новое, что могло бы остаться «за кадром»
из-за своей непривычности.
Если
говорить о количественном составе
группы мозгового штурма, то оптимальное
количество участников – 5-10 человек. Также
обязательно необходим
Наряду
с правилами существуют и особенности
процесса, которые надо знать и
учитывать. Работа может быть эффективной
только в отдельном, изолированном
помещении. Желательно обеспечить равенство
участников, для чего они должны быть рассажены
в режиме «круглого стола». Форма стола
может быть любой, важно только обеспечить
психологическое равенство. Идеи должны
оперативно фиксироваться любым доступным
способом. Записанные идеи необходимо
оперативно расшифровывать. Ведущий должен
контролировать время работы. Оптимальное
время процесса генерации при постановке
одной проблемы – 40 минут, при необходимости
решения нескольких задач время колеблется
от 15 до 30 минут на каждую.
Следует
учитывать требования, предъявляемые
к участникам группового процесса.
Целесообразно привлекать людей, отличающихся
хорошими творческими способностями,
высокой креативностью, большой
скоростью мыслительных процессов,
легкостью включения в новые ситуации,
гибкостью, способностью быстро переключать
внимание с одного аспекта на другой. Умение
отойти от привычных установок и психологических
ограничений позволяет расширить область
возможностей каждого из участников штурма.
Люди, обладающие повышенной чувствительностью
к информации, к очень тонким ассоциациям,
способны продуцировать неожиданные,
оригинальные, а иногда — шокирующие творческие
находки. При взаимодействии с такими
людьми в силу их повышенной чувствительности
особо внимательно нужно следить за созданием
для них в ходе мозгового штурма комфортной
обстановки.
Ведущих
мозгового штурма лучше выбирать
среди лиц, обладающих высокой творческой
активностью в сочетании с
доброжелательностью по отношению
к идеям, высказанным другими
людьми. Кроме того, ведущий должен органично
сочетать в себе способности генератора
и аналитика идей. Важнейшими его качествами
являются скорость реакции, богатство
ассоциативных связей, легкость генерирования
идей в сочетании с хорошими аналитическими
способностями, чувством юмора.
На ведущего возлагается:
Сама
процедура мозгового
штурма может иметь
много вариантов.
Рассмотрим двухэтапную
технологию мозгового
штурма.
1-й
этап: выдвижение
идей (генерация)
Время,
необходимое для реализации данного
этапа — около 40 минут, хотя в
реальности некоторые штурмы достигают
длительности в несколько часов.
Регламент — до двух минут на
выступление. Как правило, считается хорошим
результатом штурма генерация 50 идей.
На этом этапе можно выделить несколько значимых шагов:
«включение» — создание рабочей обстановки;
«наполнение» — основная фаза, в течение которой происходит выдвижение большей части идей;
«прорыв» — когда производится генерация идей по ключевому пункту проблемы или по одному из перспективных направлений;
«индукция» —
поиск новых и доработка
Порядок осуществления
процесса ведение дискуссии таков: ведущий
формулирует перед группой тему обсуждения,
она должна быть сформулирована четко
и ясно, а также должен быть обозначен
конкретный результат, который планируется
получить во время штурма.
Процедура
ведения процесса: участники высказывают
как можно больше вариантов решения проблемы,
принимаются любые идеи. Тут важно остановить
попытки перейти к обсуждению этих идей
и сосредоточиться только на их сборе.
Сам ведущий не предлагает вариантов решения.
Он следит за тем, чтобы каждый участник
чувствовал себя максимально комфортно,
поддерживает атмосферу доброжелательности,
подбадривает участников и поощряет выдвижение
самых, казалось бы, невозможных идей.
Кроме того, он стремится организовать
по возможности равное количество высказываний
каждого присутствующего.
В определенный
момент, если все предыдущие правила
и нюансы процедуры были соблюдены,
наступает прорыв, и идеи начинают
рождаться свободно и в большом
количестве — происходит так называемая
непроизвольная генерация гипотез. На
следующем этапе из всего многообразия
высказанных идей к серьезному рассмотрению
будут приняты не более 15%, но пока идет
их сбор, принимаются все высказывания,
причем все сказанное записывается на
доске.
2-й
этап: оценка идей
и работа с ними
На этом
этапе происходит анализ предложений.
Идет работа со стенограммой, оцениваются
и выбираются лучшие идеи. Обычно создается
группа экспертов, которая осуществляет
оценку идей и предложений. Возможен
вариант, когда та же самая группа,
которая продуцировала идеи, после перерыва
возвращается к работе над своими же предложениями,
но уже в роли экспертов. Перерыв необходим
для того, чтобы участники группового
обсуждения почувствовали завершение
одного процесса — генерации идей — и
переход к другому процессу — экспертизе
предложений. Может оказаться более эффективным,
если оценивать предложение будут только
специалисты, причем те, которые не принимали
участия в генерации идей.