Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:41, контрольная работа
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" [6], в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.
Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.
Метод мозгового штурма
Основные
положения
Метод мозгового
штурма появился в Соединенных Штатах
Америки в конце 30-х годов, а
окончательно оформился и стал известен
широкому кругу специалистов с выходом
в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое
воображение" [6], в которой были
раскрыты принципы и процедуры творческого
мышления.
Структурно метод
довольно прост. Он представляет собой
двухэтапную процедуру решения
задачи: на первом этапе выдвигаются
идеи, а на втором они конкретизируются,
развиваются.
Осборн столкнулся
с обыденной ситуацией, которую
большинство граждан как
Итак, для того, чтобы
идею приняли специалисты, она должна
быть выдвинута оформленной "по 'всем
правилам" - таково широко распространенное
мнение.
Важнейшим элементом
метода, предложенного Осборном, является
снятие этого ограничения. "Почему
бы не разделить каждую проблему таким
образом, чтобы одна часть опытных
экспертов позаботилась об изыскании
фактов о юридическом суждении, тогда
как творческие консультанты сосредоточились
бы только на выдвижении одной идеи за
другой", - пишет А. Осборн.
В этом разделении процесса
поиска идеи на конструктивные этапы
и в подборе людей для
Приведем рекомендуемую
им /последовательность действий при
решении задач.
"1. Продумайте
все аспекты проблемы. Наиболее
важные из них часто бывают
так сложны, что для их выявления
требуется работа воображения.
2. Отберите подпроблемы
.для "атаки". Обратитесь к списку
всевозможных аспектов проблемы, тщательно
проанализируйте их, выделите несколько
целей.
3. Обдумайте, какие
данные могут пригодиться. Мы
сформулировали проблему, теперь
нужна вполне определенная
4. Отберите самые
предпочтительные источники
5. Придумайте всевозможные
идеи - "ключи" к проблеме. o Эта
часть процесса мышления, безусловно,
требует свободы воображения, не сопровождаемой
и не прерываемой критическим мышлением.
6. Отберите идеи,
которые вероятнее всего ведут
к решению. Этот процесс
7. Придумайте всевозможные
пути для проверки. Здесь мы
опять нуждаемся в творческом
мышлении. Часто удается обнаружить
совершенно новые способы
8. Отберите наиболее
основательные способы
9. Представьте себе
все возможные области
10. Дайте окончательный
ответ".
Здесь ясно видно
чередование творческих, синтезирующих
этапов и аналитических, рассудочных.
Это чередование расширений и
сужений поискового поля присуще
всем развитым методам поиска. Широкую
известность приобрела более
короткая последовательность действий,
также описанная в книге "Практическое
воображение" и составляющая суть
метода мозгового штурма. Метод включает
в себя два основных этапа:
- Этап выдвижения
(генерации) идей.
- Этап анализа
выдвинутых идей.
Работа в рамках
этих этапов должна выполняться 'при
соблюдении ряда основных правил. На этапе
генерации их три:
1. Запрет критики.
2. Запрет обоснований
выдвигаемых идей.
3. Поощрение всех
выдвигаемых идей, включая нереальные
и фантастические.
На этапе анализа
основное правило:
4. Выявление рациональной
основы в каждой анализируемой
идее.
Метод, предложенный А. Осборном получил название "Ьгаin-storming" ("мозговой штурм").