Мотивация в стиле экшн

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:54, лекция

Описание работы

Радость от работы, партнерские отношения внутри фирмы, скрупулезное планирование в сочетании со свободой принятия решений — эти идеи предлагались теоретиками менеджмента и маркетинга давно, но именно Клаус Кобьелл, ресторатор и владелец старинной гостиницы, впервые на практике последовательно воплотил их в жизнь. Уникальный новаторский метод мотивации сотрудников, используемый им, является универсальным и может быть эффективно использован в любой сфере бизнеса — будь то гостиница, адвокатская контора, ресторан или автосервис.

Работа содержит 1 файл

Мотивация в стиле экшн.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

 Теперь вы можете себе  представить, с каким настроением наш новый сотрудник в 10.30 приступает к работе. В таком обращении с людьми и кроется причина того, почему у нас производительность в два раза выше, чем в других отелях. Смертельным для любого вида мотивации является то, что делают швабы. Шваб приходит домой с работы; его жена весь день готовила. Он садится за стол и начинает есть. Она сидит напротив него, но не может сидеть спокойно, пока любя, но в то же время ненавязчиво, не спросит приторно сладким голосом: «Ну как, вкусно?» А он отвечает: «Если я ничего не говорю, значит, нормально».

 Самое плохое, что может случиться  с менеджером, — это когда сотрудник приходит и говорит: «Посмотрите, я это правильно сделал?» Он хочет получить признание! Как правило, менеджер отвечает в таком случае: «Я разве что-то говорил? Все в порядке!»

 

 

Забота о сотрудниках и после  первого рабочего дня

 

 Тут я подхожу к разделу  «Благодарность и признание», где  речь пойдет о внутренней мотивации.  У нас есть рабочий кружок  в отеле, который называется  «Молодежь в бизнесе». Рабочий  кружок ведет руководитель одного из отделов. Все ученики состоят в этом кружке, и мы вместе три раза в год совершаем действительно великолепные экскурсии. К примеру, в прошлом году мы были в провинции Шампань, пообедали в ресторане Воуег (3 звезды по категории Michelin); мы также совершили полудневной осмотр предприятий Perrier-Schweppes; по дороге зашли еще в два четырехзвездных ресторана — в общем, все это себя оправдало. Между прочим, таким образом можно очень хорошо использовать спонсорство в любой отрасли. Например, в мебельной отрасли вы можете посетить В+В, Cassina или de Sede, с тем чтобы молодые люди смогли посмотреть, что там за любовь к мебели. А работая в автомобильной отрасли, можно посетить великолепными Monteverdi в Базеле, чтобы затем заглянуть к Porsche и там получить обед, ужин и ночевку бесплатно — вы увидите, ваши ученики будут затем продавать автомобили с горящими глазами.

 В настоящий момент, когда  я это пишу, в отеле учеников  нет. Все 12 вчера в 4.00 или  5 00 часов на скором поезде уехали в Гамбург, переночевали в отеле Elysee, а сегодня у них семинар в одной из самых больших пивных в Европе — семинар фирмы Apollinaris. Вы можете себе представить, сколько мы заплатили за одного человека. Затем их ждет вечеринка в пивной. На следующий день — Movenpick, Tchibo, рыбный рынок и все остальное, а затем они возвращаются. Так пролетят три дня, и это первая поездка, когда моя жена и я в ней не участвуем. Хотя обычно участие в экскурсиях учеников является одной из моих основных функций.

 Вы наверняка уже задались вопросом, как мы это финансируем. На самом деле это не так дорого, как кажется, даже экскурсия в Шампань. Поскольку наши поставщики уже давно поняли, что будущие продавцы шампанского являются сегодня учениками. И у меня еще не было ни одного ученика, с которым мне нужно было беседовать о таких мелочах, как сверхурочные.

 то руководитель типа «строгий  костюм в полоску» сует в  руку уезжающего в Африку сотрудника  банкноту со словами: «Потратьте  это на кокосы», тот обязательно  скажет: «Совсем с ума сошел». И здесь тоже требуется творчество.

 

 

Коллективное самосознание

 

 Теперь несколько пунктов  к созданию коллективного сознания. Как можно внедрить дух коллективизма.

 Есть три пути, которые я  знаю. Первый из них я поставлю  в скобках. Если вы интересуетесь, то попробуйте его, а если нет, сразу же забудьте: NLP — нейро-лингвистическое программирование.

 Второй, более обычный метод  — это приобщение людей. Movenpick является показательным примером. Я знаю в Movenpick несколько руководящих  сотрудников, которые выглядят как Оли Прагер [29] : одинаковая прическа, одинаковый блеск, одинаковый блейзер, золотые пуговицы.

 Другим примером является Siemens. Сотрудника Siemens узнаешь за 100 метров, когда он еще на старте. Ранним  утром он просматривает прессу  — при этом все выглядят одинаково. Это является коллективным сознанием. Все гордятся своим предприятием, именно этим я восхищаюсь. Это своего рода дворянский титул, и это функционирует. Вы можете сразу же решиться на это. Но в этом случае корпоративный дизайн не имеет никакого значения там, где начинается человек. Вы можете сами это попробовать.

 Один предприниматель, с которым  я тесно сотрудничаю, — Райнер Мегеле, руководитель Megele Industrie-fulSboden, — доходит до того, что даже выделяет номера своих служебных автомобилей. На всех стоит N — Nurnberg и RM — Rainer Megele. Все одинакового цвета, ярко-красные. Я всегда говорю, что еще одну такую табличку он должен повесить на дверь, и тогда это будет точно напоминать партию пылесосов фирмы Vorwerk.

 Есть еще третья возможность — создать коллективное сознание. Ее автор Герт Теркин, и именно ее мы пытаемся осуществить. Идея звучит следующим образом:

 

 «Люди — как камни, и  мы не должны ни в коем  случае их обтесывать. Наша организация  — это строительный раствор,  который стремится связать камни, а не наоборот».

 

 Это совершенно новый подход. Наша фрау Кюлеманн является  хорошим примером. Она работает  в нашем отеле полгода горничной  на этаже. Для нее вообще  не проблема расхаживать в  леггинсах по предприятию, но  каждый, видя ее, думает, что она только что вышла из сауны. В другом отеле схватились бы за голову: «О Боже, в каком виде она здесь расхаживает!»

 У нас нет служебной одежды, нет униформы, нет табличек с  именами, поскольку мы хотим  оставить эти острые камни,  эти харизматические личности такими, какие они есть. Мы хотим развить их силы и принять их слабости. Мы хотим иметь гибкую организацию сотрудников (так называемый Soft-Management), которая объединяет эти камни. Так, в ресторане, где атмосфера всегда играет большую роль, мы задаем тему, к примеру, страноведческую: франконская охота [30] . Как сотрудники эту тему проинтерпретируют и претворят в жизнь — это их дело. Кто-то придет в голубой джинсовой юбке с аппликацией в виде красного сердца, а другой — в кожаных брюках (это уже когда-то было), все зависит оттого, веселые ли они и чувствуют ли они себя хорошо. Если кто-то каждый день должен носить куртку цвета мешка с картошкой, он больше не является самим собой. Откуда тогда возьмется мотивация?

 

 

Ежегодное скрупулезное планирование

 

 Одним из наших принципиальных  положений является тщательное  планирование.

 Раз в год вся команда  наших руководящих сотрудников  выезжает за границу в один  из отелей категории люкс. А  когда мы возвращаемся, то привозим  с собой готовый документ под названием «Годовой план целей» на 50-60 листах, с прилагаемым фотоотчетом. В нем содержатся все качественные и количественные цели грядущего года. И конечно, здесь также большую роль играет полная прозрачность. Этот документ рассылается всем лицам, имеющим с нами какие-либо дела, и тем, кто для нас важен. По экземпляру получают наши поставщики и наш банк, и я могу послать эту бумагу даже своему конкуренту, если он этого хочет.

 В позапрошлом году мы  были в Giardino в Асконе, а в  прошлом — ездили в Англию в отель Chewden Glenn, самый лучший деревенский отель, который я знаю. В любом случае это всегда что-то изысканное. Мне было бы просто стыдно повезти моих руководителей в какой-то дешевый отель, тем самым я бы им «просигнализировал», что они не представляют для меня никакой ценности, хотя в действительности это совсем не так!

 Последняя страница этого  годового плана всегда содержит  девиз года. В прошлом году  девиз звучал так: «Все, что  меня окружает, я берегу как  зеницу ока», а годом раньше: «Все  для клиента».

 

 

Использование «других» миров

 

 Все наши руководящие сотрудники  посещают семинары по медитации  Zen. Много внимания мы уделяем  и развитию в личностной области,  но гораздо меньше в профессиональной, так как молодые люди уже  приходят с отличным образованием. Мы думаем со временем отказаться от письменного планирования, поскольку считаем, что, если руководящая команда вместе медитирует и может творчески визуализировать поставленную цель, та становится, таким образом, реально достижимой. Тогда мы смогли бы нашему письменному планированию, которым сегодня так гордимся, придать статус «перил» у лестницы, которые находятся достаточно далеко друг от друга и служат лишь для дополнительной безопасности.

 Конечно же, вы не сможете  воспользоваться этими сторонами человеческих чувств, если управляете в стиле холодного фабриканта начала века или бегаете по предприятию, как порождение экономического чуда 50-х годов с типичным выражением на лице «время — деньги». Этот «другой» мир должен быть для вас открыт, иначе вы не сможете его передать никому.

 Но, как говорится, мы еще  не настолько совершенны, поэтому  продолжаем придерживаться письменного  годового планирования.

 Самым важным в годовом  плане целей является то, что  уже практически на третий  день мы готовы под ним подписаться. При этом можно быть уверенным в том, что запланированные цели будут достигнуты. Самое большое отклонение между планом и реальностью мы имели в 1984 году — оно составило 2,7 процента. Как и все остальное, оборот — это планируемый результат. Если кто-то думает, что оборот — это случайность, то он слишком мало работает.

 Разумеется, есть какие-то обстоятельства  и события, на которые мы  не можем повлиять. Это относится  и к нам. И хотя мы действительно  пытаемся «дотянуться до звезд», пока еще не отправляли наш годовой план целей Господу Богу.

 

 

Инвестиционные приоритеты

 

 В нашем годовом плане  целей мы определяем наши инвестиционные  приоритеты. Мы выделяем три категории-

  Приоритет А — инвестиции  осуществляются всегда в первой  половине года, независимо от того, соответствуют ли наши показатели оборота запланированным целям или нет. При необходимости мы можем обратиться за деньгами в банк.

  Приоритет В — инвестиции  осуществляются во второй половине  года и только при условии,  когда реальные и плановые показатели совпадают.

  Приоритет С — эти инвестиции  мы осуществляем тогда, когда  «купаемся» в деньгах. Сюда  относятся, например, такие, как  папка для материалов по продаже  или новый буклет отеля. Ведь  если мне нужна новая папка  для того, чтобы продавать свои услуги, то что-то в этих услугах не то. Конечно же, красиво и удовлетворяет собственное «я» придумывать различные новшества в этой сфере, но можно это только тогда, когда не знаешь, куда девать деньги. Если завтра утром вы пойдете к продавцу Ferrari и скажете, что хотели бы заказать модель Testarossa, он должен будет сначала дать вам проспект и только после этого улыбаться.

 

 

Годовой отчет — написан самостоятельно и своевременно сдан

 

 В конце каждого месяца  вся команда получает около  20 листов со всеми цифрами, и, таким образом, каждый знает, где и в каком месте процесс тормозится. В конце года я делаю ежегодное сообщение, и это единственное сообщение, которое я готовлю сам.

 Каждый год 1 января я прихожу  в бюро в 6 утра, поскольку, согласно  правилам нашего скрупулезного планирования, я должен выполнять свои обязательства и не могу с этим опаздывать. В 11.00 мое сообщение уже размножено, и в 11.30, чтобы его разослать, я еду в единственное в округе почтовое отделение, которое работает 1 января. А после обеда в 14.00 я уезжаю со своей семьей как минимум на три недели кататься на лыжах. Когда я возвращаюсь снова в бюро после отпуска, то — верите вы или нет — мой письменный стол через 4 часа вновь становится пустым.

 

 

Другие преимущества, стоящие денег

 

 О признании желаемой зарплаты  я уже говорил. Нашим руководящим  работникам мы выплачиваем 14 месячных  окладов в год, естественно  больших, чем по тарифной сетке.

 Все другие критерии мотивации  не должны ни в коем случае  становиться предметом дискуссии  о том, что существует связь между готовностью сотрудника к производительному труду и его представлениями о зарплате. Помимо ежемесячного изменения денежных сумм есть еще другие возможности соответствия этим представлениям. Так, например, для наших руководящих сотрудников у нас существует возможность выбора служебной машины. Наш шеф-повар три года ездил на Porsche, потом он ему надоел, и теперь он ездит на кабриолете BMW 325i. У нас три таких штуки. Самая маленькая служебная машина — это Golf GTI. Естественно, корпоративный дизайн заканчивается там, где начинается личность сотрудника.

 Это означает, что на служебных  машинах нет никакой фирменной  символики, фирменной расцветки  и прочих атрибутов. Если вы  все-таки хотите это сделать,  советую вам приклеить табличку сбоку: Vorwerk [31] . Тогда вы освободите своих сотрудников от их собственных личностей, а вся мотивация пойдет к черту.

 За счет таких условий  получения служебных машин все  сотрудники имеют дополнительные  материальные преимущества, которые  намного значительнее, чем номинальные цифры. Другими словами: со всеми налогами и прочими выплатами на каждые 1000 DM более чем среднего оклада руководящей сотрудницы я выкладываю еще 250-350 DM сверху на налоги и отчисления. За счет предоставления служебного авто, которые мы финансируем через лизинг, я не только укрепляю связь сотрудника с предприятием и доставляю ему удовольствие, но и сумма дополнительных расходов уменьшается почти вдвое.

 

 

Премии должны даваться за дело

 

 Каждый сотрудник нашего  предприятия получает в год премию в размере от 1000 до 7500 DM. Последняя цифра относится к руководящим сотрудникам и зависит от самозапланированного оборота, точнее, от его выполнения, а также от оплаты сотрудников и расходов на закупки. Все остальные получают премии, которые зависят от их достижений, т.е. действий, на которые они сами могут повлиять. Наш техник получает, например, премию в 5000 DM в год. Но это увязано с потребностью в привлечении сторонних ремонтников. Если кофейная машина ломается несколько раз в год, и наш техник каждый раз вызывает сервисную службу, которая только выявляет неисправность, но за каждый вызов получает 120 DM, то он разбрасывается собственными деньгами. Дважды ничего не выдается. Второй техник получает премию в 5000 DM, которая зависит от расхода электроэнергии. Он может настроить отопление более чувствительно и установить более экономичные лампы. Можете быть спокойны, он моментально заметит, если какие-то приборы работают без перерыва только потому, что сломался термостат.

 С помощью этой системы премий вы одновременно теряете безучастных наемных работников и приобретаете коллег-предпринимателей в вашем предприятии.

 

 

Оценка, урожай и назначение премий

 

 Раз в год я провожу  с каждым сотрудником подробную  оценочную беседу, как правило,  в первом квартале. Но сначала выясняю, сколько сотрудник заработал в прошлом году. Возраст моих руководителей — от 26 до 32, но и среди них есть двое, получающие в год более 110 000 DM. Одна сотрудница 27 лет заработала в позапрошлом году 81 700 DM, и это без 14-й зарплаты.

 Затем я считаю количество  рабочих дней. С учетом пятидневной  рабочей недели и всех праздничных  дней в году всего 249 рабочих  дней (и 116 выходных). При этом еще  не учтен отпуск Я обращаю  специально на это внимание, довожу  до сознания людей, что они уже получают очень хорошую зарплату. Затем каждому сотруднику повышается зарплата независимо от его успехов. Ведь мы все раз в году делаем повышение цен. Если вы об этом однажды забудете, то вам придется так старательно это исправлять, что даже клиенты это заметят. А если цены повышаются раз в год, то клиенты этого не замечают, а вам остается только по-умному распределить этот образовавшийся доход среди сотрудников.

Информация о работе Мотивация в стиле экшн