Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 09:04, дипломная работа
Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается человеком и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению им групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента. Мотивация труда и трудовое поведение 5
1.1 Развитие менеджмента и его школы. Формирование современных научных подходов в менеджменте 5
1.2 Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки 14
1.3 Понятие и классификация социально-психологических методов управления 19
1.4 Взаимосвязь теории иерархии потребностей Маслоу с системой менеджмента 23
1.5 Применение содержательных теорий мотивации в управлении коллективом 28
Глава 2. Анализ мотивации и отношения к труду в трудовом коллективе 32
и разработка предложений по совершенствованию системы управления 32
персоналом на предприятии 32
2.1 Характеристика предприятия и коллектива 32
2.2 Определение наиболее значимых ценностей членов коллектива предприятия 40
2.3 Обследования применяемых методов мотивации с помощью иерархии потребностей А.Маслоу 41
2.4 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом 45
на предприятии 45
Выводы 52
Заключение 53
Библиография 54
3) Признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, предоставляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране оно широкого распространения еще не получило. Публичное признание знакомо нам намного лучше.
Правилами внутреннего распорядка могут быть предусмотрены и другие поощрения, например почетные звания своей организации.
За особые трудовые заслуги работников представляют к поощрению, награждению орденами и медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками, присвоению почетных званий и званий лучших по данной профессии.
Поощрение призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других, а для этого оно должно восприниматься коллективом как справедливое. При этом допускается соединение нескольких мер поощрения, например морального и материального стимулирования. В течение срока действия дисциплинарного взыскания в соответствии с положениями КЗОТ меры поощрения к работнику не применяются, но своеобразной его формой является досрочное снятие взыскания.
Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет действенной.
4) К морально – психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.
5) Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.
Существует еще одна форма мотивации, которая по – существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).
В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Нужно иметь в виду, что перечисленные организационные и морально- психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, и после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность падает.
Результаты коллективного труда, психологический климат, удовлетворенность работников трудом выступают на первое место в совокупности факторов, определяющих качество трудовой жизни. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего развития личности человека как важнейшая составная часть глобальной жизненной цели гуманного общества.
Кафе-ресторан «Изумруд» входит в гостиничный комплекс «Изумруд-отель», который расположен в живописном районе Екатеринбурга в парковой зоне.
К услугам кафе-ресторана «Изумруд» - европейская кухня, бар, банкетный зал (возможность проведения корпоративных вечеринок). Кафе имеет современный оригинальный дизайн и отделку. Разнообразие блюд, удобный подъезд с Московского тракта (15 минут от центра), охраняемая стоянка с автосервисом, круглосуточный режим работы – являются конкурентными преимуществами кафе. Заботливый персонал проявляет индивидуальный подход к каждому гостю.
Основные факторы внутренней среды организации – цели (миссия), организационная структура, ресурсы технология и люди.
Миссию
организации можно
Факторы внешней среды следующие: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции, социальные.
Для кафе-ресторана «Изумруд» наиболее значимыми факторами представляются: конкуренция, технологии, социальные, международные.
Также можно выделить следующие элементы внешней среды:
Клиенты – посетители кафе-ресторан (гости). Постоянная потребность постояльцев гостиничного комплекса, гостей и жителей города в услугах общественного питания обеспечивает определенное количество посетителей кафе, хотя при более благоприятном месте расположения (в центре) количество посетителей могло быть и больше.
Поставщики предоставляют
Конкуренты - ограничивая свободу
организации, конкуренция
Научно-технический прогресс - одна из главных движущих сил общества - создают основу для высокой конкуренции. Кафе-ресторан применяет в определенной мере новые технологии.
Государство - устанавливает “правила игры”, влияет на деятельность организации с помощью законов. Для предприятий общественного питания, прежде всего, важны уровень налогообложения и влияние государственных органов на ценообразование (например, акцизные товары).
Финансовые организации. Иногда кафе-ресторан пользуется услугами банков для пополнения оборотных средств в форме овердрафта.
Учебные заведения и рынок труда. Многие работники кафе имеют профессиональное образование соответствующее их квалификации, но большая текучесть кадров требует постоянного поиска профессионалов на рынке труда.
Рассмотрим ресурсы предприятия.
Основным ресурсом, используемым организацией, являются люди. Человеческий фактор становится определяющим в успешной деятельности предприятия. Опыт показал, что при прочих равных условиях, объем продаж, осуществляемый тем или иным официантом или барменом, может отличаться в несколько раз. Кафе-ресторан «Изумруд» располагает квалифицированным коллективом, готовым и способным к осуществлению изложенной миссии предприятия.
Финансовые ресурсы. Собственные ресурсы - это в основном уставный фонд и основные средства, направленные на решение организационных задач предприятия. Кредитные ресурсы - это банковский кредит, направленный на формирование оборотных средств. Товарные ресурсы - это товары поставщиков, находящиеся в обороте. Возможность привлечения капитала на сегодняшний день практически не ограничена, ввиду давних и прочных отношений с кредитной организацией.
Материалы - это, прежде всего, продукты питания для приготовления блюд и вино-водочные изделия, продукты готового производства (табачные изделия и др.), оборудование, инвентарь и мебель, расходные материалы (упаковка, кассовая лента, п/э мешки, картриджи, бумага, канцелярские товары и т.д.). Потребность в материалах решена полностью. Все материальные ресурсы легко доступны, проблем с приобретением не возникает.
Информация. Статистическая отчетность ведется постоянно, на ее основе принимаются управленческие решения. Внешняя информация необходима для наблюдения за поведением и политикой конкурентов, партнеров. Такая работа проводится постоянно, на основе полученных данных, руководство принимает решения о тех или иных шагах, акциях.
Первостепенное значение имеет человеческий фактор.
Далее по степени важности идет информация. Внутренняя информация позволяет:
- вовремя заметить намечающиеся проблемы, своевременно предотвратить их
-
эффективно управлять
-
планировать развитие
- вовремя производить кадровые перестановки.
Получение внешней информации обеспечивает:
- возможность анализа факторов внешней среды
-
использование положительных и
максимальную защиту от
-
возможность всегда иметь "
-
возможность планировать свои
действия с точки зрения
Современные технологии также очень важны в соперничестве с конкурентами. Наряду с информацией это один из самых дорогостоящих ресурсов предприятия.
Капитал и материалы - легко достижимые ресурсы и потребность в них на сегодняшний день решена.
За недолгое время своей работы кафе-ресторан сумел завоевать популярность у покупателей. Появились постоянные клиенты, среди которых много приезжих, которых привлекает расположение кафе рядом с гостиничным комплексом и цены, которые несколько ниже, чем в аналогичных заведениях центральной части города. Посетителей привлекают также чистота, интерьер, спокойная атмосфера (музыка), и, конечно, большой ассортимент.
Как
уже говорилось, для кафе-ресторана
«Изумруд» наиболее значимыми факторами
представляются: конкуренция, технологии,
социальные, международные, их анализ
представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка влияния факторов внешней среды
Факторы | Благоприятные возможности | Угрозы |
Конкуренция | -возможность
быстро переориентироваться в ситуации
изменения потребительских предпочтений
по сравнению с действующими конкурентами
-возможность "учиться на чужих ошибках" |
-меньший опыт работы
в высоко конкурентной отрасли
-необходимость налаживать новые связи -недостаток информации о конкурентах и поставщиках |
Технология | -освоение новых
прогрессивных технологий приготовления,
продаж,
учета, движения материальных ценностей -внедрение новейших технических систем (кассовые терминалы) |
-дороговизна инноваций
-большой срок окупаемости |
Социальные | -возможность
обеспечить некоторую |
-рост социальной
напряженности
-отставание роста заработной платы от роста цен |
Международные | -возможность
формирования широкого |
-уход с российского
рынка ряда крупных местных производителей,
экспансия импорта
-ужесточение условий поставки товаров (100 % предоплата и т.д.) |
Рассмотрение
дополнительных факторов позволяет выделить
следующие сильные и слабые стороны в
его деятельности предприятия (таблица
3).
Таблица 3 - Оценка влияния факторов внутренней среды организации
Функциональные области | Сильные стороны | Слабые строны |
Маркетинг | -по возможности
проводится изучение рынка
-продуманная ассортиментная политика, широкий ассортимент и «средние» цены |
-работа
по сбору информации носит хаотичный неплановый
характер
-нет четкой
определенной программы |
Финансы | -потребность в финансах решается своевременно | -снижение прибыльности предприятия за счет дороговизны ресурсов |
Производство | -применение современных технологий продаж товара | -дефицит подсобных помещений |
Персонал | -высококвалифицированный персонал с достаточно большим опытом работы в данной отрасли | - высокая текучесть
кадров
- слабая заинтересованность работников в результатах труда -есть проблемы, связанные с отбором кадров -есть случаи нарушения трудовой дисциплины на рабочих местах |
Организационная культура | - | -неудовлетворительный
морально-психологический -организационная культура отсутствует |