Мотивация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 09:04, дипломная работа

Описание работы

Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается человеком и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению им групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента. Мотивация труда и трудовое поведение 5
1.1 Развитие менеджмента и его школы. Формирование современных научных подходов в менеджменте 5
1.2 Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки 14
1.3 Понятие и классификация социально-психологических методов управления 19
1.4 Взаимосвязь теории иерархии потребностей Маслоу с системой менеджмента 23
1.5 Применение содержательных теорий мотивации в управлении коллективом 28
Глава 2. Анализ мотивации и отношения к труду в трудовом коллективе 32
и разработка предложений по совершенствованию системы управления 32
персоналом на предприятии 32
2.1 Характеристика предприятия и коллектива 32
2.2 Определение наиболее значимых ценностей членов коллектива предприятия 40
2.3 Обследования применяемых методов мотивации с помощью иерархии потребностей А.Маслоу 41
2.4 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом 45
на предприятии 45
Выводы 52
Заключение 53
Библиография 54

Работа содержит 1 файл

Диплом Мотивация труда.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

      Главная задача современной системы управления персоналом — выявлять и привлекать новых перспективных работников, консультировать менеджмент по вопросам руководства людьми, разрабатывать политику оплаты труда, проводить переговоры с профсоюзами и поддерживать эффективные трудовые отношения на производстве.

      Результат экономической деятельности зависит  от имеющихся ресурсов и эффективности их использования, которая во многом определяется отношением людей к труду, формами и методами мотивации.

      Основные  понятия теории мотивации трактуются в литературе по-разному. Нет единства в употреблении самих понятий "мотивация" и "стимулирование".

      Мотивация — это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. При выборе форм и методов мотивации прежде всего необходимо учитывать мотивы людей, т. е. то, что вызывает их действия. Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду. Наряду с содержанием существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека, полезность данного вида деятельности для группы людей и общества, соответствие этой деятельности убеждениям работника, его этической ориентации [8, c. 58].

      Мотивационная структура характеризует соотношение  мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и действовал.

      В общем плане мотивы поведения человека можно разделить на эгоистические и альтруистические.

      Первые  направлены на благосостояние индивидуума, вторые — семьи, коллектива и общества в целом.

      При анализе экономических систем обычно исходят из эгоистических мотивов (концепция "экономического человека"). Такой подход оправдан в большинстве практических ситуаций. Вместе с тем альтруистические мотивы так же органично присущи человеку, как эгоистические. В ходе эволюции сохранялись и развивались те группы людей, которые обеспечивали эффективную заботу о детях, стариках, больных и слабых [26, c. 72].

      Обратимся теперь к более привычным проблемам  анализа эгоистических мотивов  экономической деятельности. Прежде всего, можно выделить две группы таких мотивов по их ориентации на: процесс работы; результат работы.

    В первом случае мотивы обусловлены содержанием  работы, условиями труда, характером взаимоотношений между сотрудниками, возможностями проявления и развития способностей человека.

      Во  втором случае могут быть три основных мотива: значимость работы; материальное вознаграждение; свободное время.

      Значимость  работы оценивается работающим с  учетом мнений его семьи, знакомых, средств массовой информации и т. д. Для многих людей престижность их деятельности является достаточно важным мотивом.

      Материальное  вознаграждение может иметь различные  формы. Чаще всего это денежные доходы. К данной группе мотивов относится также уверенность в обеспеченности работой, доступ к дефицитным благам, социальная защищенность и т.д.

      Свободное время является важным мотивом деятельности для творческих личностей, тех, кто совмещает работу с учебой, для женщин, имеющих малолетних детей, и др. По мере роста благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается.

      В ближайшей перспективе трудно ожидать  сколько-нибудь существенного сокращения обязательного времени труда в развитых странах. Это объективно обусловлено сложной экономической конъюнктурой в мировом хозяйстве, истощением запасов природных ресурсов и другими факторами. Кроме того, организация досуга является достаточно сложной проблемой для людей, не имеющих творческих интересов и не склонных к духовному совершенствованию. Таким образом, сокращение времени труда далеко не всегда является благом.

      Как показывают результаты социологических  опросов, мотивационная структура существенно зависит от уровня благосостояния, традиций, возраста и других факторов.

      В практике управления важно учитывать  различие людей по их мотивационной структуре. Определение мотивов деятельности каждого сотрудника, согласование этих мотивов с целями предприятия является одной из основных задач управления персоналом.

      Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

      Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.

      Трудовая  мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

      Это определение показывает тесную взаимосвязь  управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности.

      При рассмотрении мотивации следует  сосредоточиться на факторах, которые  заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

      Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими потребность в привязанности, уважении, успехе.

      Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для  себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

      «Внутреннее»  вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

      «Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение  по службе, символы служебного статуса и престижа.

      Стержнем  управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

      Для управления трудом на основе мотивации  необходимы такие предпосылки, как  выявление склонностей и интересов  работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

      Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

      Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей. 

1.5 Применение содержательных теорий мотивации в управлении коллективом

 
 

       Для достижения эффективной работы сотрудников, а следовательно  эффективной  системы мотивации рекомендуется учитывать различные ее виды, о которых пойдет речь в данном параграфе. Принято выделять следующие виды мотивации:

       Материальная  мотивация. Мотивы: стабильная заработная плата и своевременность ее выплаты; выплата ежемесячной премии  в размере 100%; выплата надбавки ежемесячно за стаж работы; выплата материальной помощи в размере двух окладов к отпуску  и по итогам работы за год; бесплатный проезд на городском транспорте; стабильность рабочего места.

       Социальная  мотивация. Мотивы: достаточно большая общественная значимость выполняемой работы; возможность получения второго высшего образования; предоставление дополнительного 12 - дневного отпуска за общий стаж работы свыше 15 лет; хорошие отношения с отдельными членами коллектива.

       Информационная мотивация. Мотивы: доступность необходимой информации; возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней соответствующую потребность.

       Неэкономические способы мотивации. К неэкономическим  способам мотивации относятся организационные и морально – психологические. Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию  в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется  право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников более независимыми, самостоятельными, придает им  уверенность в завтрашнем дне. Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, содержательной работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда, когда каждый по возможности должен быть сам себе шефом.

       Морально  – психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы.

       1) Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за  ее результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то.

       Для того, чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать определенную долю риска и возможность добиться успеха.

       2) Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности,  выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно носить имя своего создателя. Например, отличившиеся работники получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, что дает им возможность ощутить свою значимость.

Информация о работе Мотивация труда