Мотивация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 09:04, дипломная работа

Описание работы

Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается человеком и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению им групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента. Мотивация труда и трудовое поведение 5
1.1 Развитие менеджмента и его школы. Формирование современных научных подходов в менеджменте 5
1.2 Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки 14
1.3 Понятие и классификация социально-психологических методов управления 19
1.4 Взаимосвязь теории иерархии потребностей Маслоу с системой менеджмента 23
1.5 Применение содержательных теорий мотивации в управлении коллективом 28
Глава 2. Анализ мотивации и отношения к труду в трудовом коллективе 32
и разработка предложений по совершенствованию системы управления 32
персоналом на предприятии 32
2.1 Характеристика предприятия и коллектива 32
2.2 Определение наиболее значимых ценностей членов коллектива предприятия 40
2.3 Обследования применяемых методов мотивации с помощью иерархии потребностей А.Маслоу 41
2.4 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом 45
на предприятии 45
Выводы 52
Заключение 53
Библиография 54

Работа содержит 1 файл

Диплом Мотивация труда.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Содержание  

                                                                               Стр.

 

Введение

 
 

       В условиях современной рыночной экономики  с ее многообразием форм собственности и организации необходимо переосмыслить роль мотивационной системы.

       Актуальность  проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного  работника, но и конечные результаты деятельности предприятия производственной и непроизводственной сфер деятельности.

       Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается человеком и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению им групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию.

       Что следует понимать под эффективной  системой мотивации труда?

       Прежде  всего, - это такая система, которая  способна удовлетворить первичные  и вторичные потребности каждого  из работников.

       Следующим критерием являются затраты на производство, чем меньше затрат идет на производство и сбыт продукции, тем лучше должен стимулироваться такой труд.

       Для того чтобы добиться эффективной  системы мотивации труда, необходимо придерживаться принципа: "Чем лучше человек работает, тем эффективнее должна быть система мотивации".

       Цель  работы – изучение взаимосвязи мотивации  труда и отношения работника  к своему труду.

       Для исследования данной проблемы были изучены  система мотивации труда и проведены социологические исследования в кафе-ресторане «Изумруд».

       В работе решаются следующие задачи:

       - приводится очерк развития школ  менеджмента и отражаются современные  концепции науки управления;

       - рассматривается отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки;

       - приводятся понятие и классификация социально-психологических методов управления;

       - раскрывается взаимосвязь теории  иерархии потребностей Маслоу  с системой менеджмента;

       - описывается применение содержательных  теорий мотивации в управлении  коллективом;

       - проводится анализ мотивации и отношения к труду в трудовом коллективе кафе-ресторана «Изумруд»:

    • дается характеристика предприятия и коллектива;
    • определяются наиболее значимые потребности членов коллектива предприятия;
    • проводится обследования применяемых методов мотивации с помощью иерархии потребностей А.Маслоу; 

       - даются предложения по совершенствованию  мотивации труда на предприятии и системы управления персоналом в целом.

       Для создания эффективной системы мотивации  труда рекомендуется применять  на практике различные теории мотивации, виды мотиваций,  учитывать индивидуальные потребности человека и его заинтересованность в конечных результатах труда.

 

Глава 1. Теоретические основы менеджмента. Мотивация труда и трудовое поведение

1.1  Развитие менеджмента  и его школы. Формирование современных научных подходов в менеджменте

 
 

    Менеджмент - из английского языка, означает управление. Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.

    Многогранность  восприятия менеджмента определило множество школ управления, которые  стали появляться с начала XX века. Концепция каждого учения постепенно добавляла что-то новое в понятие «менеджмент». Накопление происходило неравномерно и даже сейчас можно сказать, что заполнение еще не закончилось.

    В данном разделе схематически отражены основные направления управленческой мысли, их основные представители.

    Как наука менеджмент появился 100 лет  назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления.

    Школы менеджмента:

    1) школа научного управления (рационалистическая  школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;

    2) административная (поведенческая) школа  - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;

    3) школа человеческих отношений  (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для  эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;

    4) поведенческая школа (1950-настоящее  время), представители - Арджирис, Лайкерт,  Мак-Грегир, Блейк - “эффективность  достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;

    5) количественная школа (1950-настоящее  время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

    Можно привести также следующую укрупненную характеристику основных направлений в науке менеджмента:

Таблица 1 – Развитие школ менеджмента

Школа Вклад в развитие науки Выдающиеся  представители
Классическая  школа 1860-по наст время 1.Научное управление.

2.Хронометраж.

3.Функции  управления.

4.Административное  управление.

Гант - 1900

Давис - 1935

Тейлор - 1911

Гилберт -1911

Урвик - 1943

Черч - 1914

Файоль - 1916

Рейли - 1931

Поведенческая школа (бихевиотристская).

Япония 1940 - по н. время.

1.Прикладная мотивация.

2.Профессиональные  менеджеры.

3.Управление  в целом.

Мойо - 1945

Барнард- 1940

Питер Друкер-1954

Макгренер - 1960

Чермен - 1957

Форрестор - 1961

Школа управленческой науки.

Европа.

1.Исследование операций.

2.Моделирование.

3.Теория  Игр.

4.Теория  решений.

5.Математика  моделей.

Райфа - 1911

Маслоу - 1965

Тейлор - 1911

 

    В каждой из вышеперечисленных школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту как системе управления, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам. У каждой из них свои принципы управления.

    Взгляды на управление развивались в русле  развития общественных отношений, бизнеса, совершенствования технологии производства, появления новых средств связи и обработки информации. Естественно, что вектор развития был направлен в сторону усложнения и комплексности восприятия менеджмента. В своей книге «Менеджмент» О.С. Виханский и А.Н. Наумов разделили учения об управлении на «одномерные» и «синтетические»; более доступно это можно представить в виде схемы (рисунок 1).

    Надо  сказать, что выдвинутые и сформулированные ведущими представителями управленческих школ новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению  управления обычно стимулировали широкие  преобразования в практике управления. Это позволило говорить о менеджменте как о полноценной прикладной науке уже на начальных стадиях ее развития.

    

    

    

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Классификация учений об управлении [6, c. 24] 

    Примечание: * В разряд теорий управления авторы также относят так называемую теорию «Z» (теория японского управления), выдвинутую американским ученым У. Оучи в 1981 году. «При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления…» [6, c. 24].  

    Отсчет  развития теории менеджмента принято  вести с момента формирования концепции научного управления. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века. Ее основоположником был Ф. Тейлор. Именно благодаря его концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Тейлор механистически воспринимал работника, поэтому им делалась ставка на максимальную рационализацию труда; хотя Тейлор понимал, что его преобразования будут положительно восприняты рабочими, когда их личные доходы будут расти. Вот некоторые основные принципы научного управления Тейлора:

  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • оплата пропорционально результатам труда;
  • использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

    Менеджмент  по Ф. Тейлору – «истинная наука, покоящаяся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы» [8, c. 57].

    Другое  определение Тейлора: «Менеджмент – это определенная специальность; организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредотачивается на том, что она делает успешнее всего» [8, c. 57].

    Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, что явилось базисом менеджмента как вида деятельности. Выдающимся теоретиком в этой области считается П. Друкер (в некоторых источниках – П. Дракер). Центром идей Друкера об управлении является учение о менеджменте, как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Он считал себя первым в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях.

    По  Друкеру: «Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, профессиональную, производительную группу».

    Другим  видным теоретиком, считавшим менеджмент особым видом деятельности, был А. Файоль. Он определил, что управление включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Именно они, по его мнению, определяли специфику деятельности менеджера.

    Особое  место в менеджменте занимает процесс. Таким образом, речь идет о выделении функционального аспекта менеджмента на внутреннем уровне, если речь идет о работе в организации; и на внешнем, если речь идет о работе организации в условиях внешней среды (маркетинговая деятельность). А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, базирующийся на принципах, правилах и приемах, позволяющих вести эффективную деятельность.

    Отдельно  стоит акцентировать внимание на процессе взаимодействия фирмы с  внешней средой – на маркетинговой деятельности. Здесь основную роль играют принципы ситуационного управления, то есть ситуация в условиях внешней среды формируется, не завися от фирмы и действий ее руководителей. Именно грамотная маркетинговая деятельность позволяет определить наиболее оптимальные пути функционирования фирмы в данных условиях. Признанным  теоретиком в этой области является Ф. Котлер. Именно он первым уделил внимание управлению маркетингом и смог связать и структурировать деятельность менеджера и маркетинговую деятельность на уровне комплексной теории.

Информация о работе Мотивация труда