Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 09:04, дипломная работа
Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается человеком и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению им групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента. Мотивация труда и трудовое поведение 5
1.1 Развитие менеджмента и его школы. Формирование современных научных подходов в менеджменте 5
1.2 Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки 14
1.3 Понятие и классификация социально-психологических методов управления 19
1.4 Взаимосвязь теории иерархии потребностей Маслоу с системой менеджмента 23
1.5 Применение содержательных теорий мотивации в управлении коллективом 28
Глава 2. Анализ мотивации и отношения к труду в трудовом коллективе 32
и разработка предложений по совершенствованию системы управления 32
персоналом на предприятии 32
2.1 Характеристика предприятия и коллектива 32
2.2 Определение наиболее значимых ценностей членов коллектива предприятия 40
2.3 Обследования применяемых методов мотивации с помощью иерархии потребностей А.Маслоу 41
2.4 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом 45
на предприятии 45
Выводы 52
Заключение 53
Библиография 54
Содержание
В условиях современной рыночной экономики с ее многообразием форм собственности и организации необходимо переосмыслить роль мотивационной системы.
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятия производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается человеком и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению им групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию.
Что следует понимать под эффективной системой мотивации труда?
Прежде
всего, - это такая система, которая
способна удовлетворить первичные
и вторичные потребности
Следующим критерием являются затраты на производство, чем меньше затрат идет на производство и сбыт продукции, тем лучше должен стимулироваться такой труд.
Для того чтобы добиться эффективной системы мотивации труда, необходимо придерживаться принципа: "Чем лучше человек работает, тем эффективнее должна быть система мотивации".
Цель работы – изучение взаимосвязи мотивации труда и отношения работника к своему труду.
Для исследования данной проблемы были изучены система мотивации труда и проведены социологические исследования в кафе-ресторане «Изумруд».
В работе решаются следующие задачи:
-
приводится очерк развития
- рассматривается отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки;
- приводятся понятие и классификация социально-психологических методов управления;
-
раскрывается взаимосвязь
-
описывается применение
- проводится анализ мотивации и отношения к труду в трудовом коллективе кафе-ресторана «Изумруд»:
-
даются предложения по
Для создания эффективной системы мотивации труда рекомендуется применять на практике различные теории мотивации, виды мотиваций, учитывать индивидуальные потребности человека и его заинтересованность в конечных результатах труда.
Менеджмент - из английского языка, означает управление. Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.
Многогранность восприятия менеджмента определило множество школ управления, которые стали появляться с начала XX века. Концепция каждого учения постепенно добавляла что-то новое в понятие «менеджмент». Накопление происходило неравномерно и даже сейчас можно сказать, что заполнение еще не закончилось.
В данном разделе схематически отражены основные направления управленческой мысли, их основные представители.
Как наука менеджмент появился 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления.
Школы менеджмента:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4)
поведенческая школа (1950-
5)
количественная школа (1950-
Можно привести также следующую укрупненную характеристику основных направлений в науке менеджмента:
Таблица 1 – Развитие школ менеджмента
Школа | Вклад в развитие науки | Выдающиеся представители |
Классическая школа 1860-по наст время | 1.Научное управление.
2.Хронометраж. 3.Функции управления. 4.Административное управление. |
Гант - 1900
Давис - 1935 Тейлор - 1911 Гилберт -1911 Урвик - 1943 Черч - 1914 Файоль - 1916 Рейли - 1931 |
Поведенческая
школа (бихевиотристская).
Япония 1940 - по н. время. |
1.Прикладная мотивация.
2.Профессиональные менеджеры. 3.Управление в целом. |
Мойо - 1945
Барнард- 1940 Питер Друкер-1954 Макгренер - 1960 Чермен - 1957 Форрестор - 1961 |
Школа управленческой
науки.
Европа. |
1.Исследование операций.
2.Моделирование. 3.Теория Игр. 4.Теория решений. 5.Математика моделей. |
Райфа - 1911
Маслоу - 1965 Тейлор - 1911 |
В каждой из вышеперечисленных школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту как системе управления, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам. У каждой из них свои принципы управления.
Взгляды на управление развивались в русле развития общественных отношений, бизнеса, совершенствования технологии производства, появления новых средств связи и обработки информации. Естественно, что вектор развития был направлен в сторону усложнения и комплексности восприятия менеджмента. В своей книге «Менеджмент» О.С. Виханский и А.Н. Наумов разделили учения об управлении на «одномерные» и «синтетические»; более доступно это можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Надо
сказать, что выдвинутые и сформулированные
ведущими представителями управленческих
школ новые идеи в области управления
и новые подходы к
Рисунок
1 – Классификация учений об управлении
[6, c. 24]
Примечание:
* В разряд теорий управления авторы также
относят так называемую теорию «Z» (теория
японского управления), выдвинутую американским
ученым У. Оучи в 1981 году. «При этом, хотя
теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих
теорий управления, так как она скорее
дает набор характеристик управления,
данная теория знаменовала попытку отказа
от ситуационного подхода в пользу создания
обобщенного описания управления…» [6,
c. 24].
Отсчет развития теории менеджмента принято вести с момента формирования концепции научного управления. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века. Ее основоположником был Ф. Тейлор. Именно благодаря его концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Тейлор механистически воспринимал работника, поэтому им делалась ставка на максимальную рационализацию труда; хотя Тейлор понимал, что его преобразования будут положительно восприняты рабочими, когда их личные доходы будут расти. Вот некоторые основные принципы научного управления Тейлора:
Менеджмент по Ф. Тейлору – «истинная наука, покоящаяся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы» [8, c. 57].
Другое определение Тейлора: «Менеджмент – это определенная специальность; организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредотачивается на том, что она делает успешнее всего» [8, c. 57].
Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, что явилось базисом менеджмента как вида деятельности. Выдающимся теоретиком в этой области считается П. Друкер (в некоторых источниках – П. Дракер). Центром идей Друкера об управлении является учение о менеджменте, как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Он считал себя первым в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях.
По Друкеру: «Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, профессиональную, производительную группу».
Другим видным теоретиком, считавшим менеджмент особым видом деятельности, был А. Файоль. Он определил, что управление включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Именно они, по его мнению, определяли специфику деятельности менеджера.
Особое место в менеджменте занимает процесс. Таким образом, речь идет о выделении функционального аспекта менеджмента на внутреннем уровне, если речь идет о работе в организации; и на внешнем, если речь идет о работе организации в условиях внешней среды (маркетинговая деятельность). А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, базирующийся на принципах, правилах и приемах, позволяющих вести эффективную деятельность.
Отдельно стоит акцентировать внимание на процессе взаимодействия фирмы с внешней средой – на маркетинговой деятельности. Здесь основную роль играют принципы ситуационного управления, то есть ситуация в условиях внешней среды формируется, не завися от фирмы и действий ее руководителей. Именно грамотная маркетинговая деятельность позволяет определить наиболее оптимальные пути функционирования фирмы в данных условиях. Признанным теоретиком в этой области является Ф. Котлер. Именно он первым уделил внимание управлению маркетингом и смог связать и структурировать деятельность менеджера и маркетинговую деятельность на уровне комплексной теории.