Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – теоретически рассмотреть подходы к расчету численности персонала так же ознакомиться с нормативно-правовым и экономическим обоснование расчета численности персонала.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме расчета численности персонала;
2) ознакомиться с методиками расчета численности персонала;
3) ознакомиться с документами, имеющими отношение к численности персонала;
4) обоснование расчета численности персонала в организации.

Работа содержит 1 файл

нов курс 2010 печ.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с принятым во многих организациях и на предприятиях линейно-функциональным принципом управления все выполняемые служащими работы можно разделить на два класса: общее руководство; функциональное обеспечение управления деятельностью.

     Общее руководство осуществляется на двух уровнях:

  • высшим (министром, председателем, директором, их заместителями);
  • среднем (начальником управления, отдела, сектора, группы, их заместителями).

     Для разработки нормативов численности  в соответствии со сложившимся разделением  труда деятельность служащих распределяется на обособленные, но взаимосвязанные  функции управления, которые могут  быть сведены в следующие группы:

    1. Планово-экономическая деятельность.
    2. Организация управления и регулирования деятельности отраслей народного хозяйства и обслуживания населения.
    3. Бухгалтерский учет и анализ деятельности.
    4. Контрольно-ревизионная деятельность.
    5. Автоматизация информационного обеспечения.
    6. Правовое обеспечение.
    7. Кадровое обеспечение.
    8. Организационно-техническое обеспечение.
    9. Управление капитальным строительством и ремонтом.
    10. Транспортное и хозяйственное обслуживание.

     Следует иметь в виду, что в ряде случаев  из-за особенностей и специфики организационных  структур в предложенной группировке могут быть выделены другие группы функций и дополнительные функции или исключены те, которые не имеют большого значения для той или иной отрасли.

     От  полноты и правильности подбора  факторов в значительной степени  зависит качество разработанных нормативных материалов. Выбранные факторы должны удовлетворять следующим условиям:

  • между ними и объектом нормирования должна существовать логическая связь;
  • методика расчета числовой величины фактора должна обеспечить его достоверность.

     Для определения факторов, влияющих на нормативную численность, необходимо начать с изучения объекта исследования и сбора необходимой информации [12,с. 27].

     Уровень напряженности нормативов является одной из характеристик их качества. Поэтому перед утверждением полученных зависимостей, как нормативных, необходима их корректировка. Другими словами, необходимо провести апробацию нормативов численности персонала, т.е. пробный расчет требуемой численности на основе нормативов, их доработку по результатам апробации и подготовить окончательную редакцию нормативов.

     При использовании нормативов численности  число работников в целом и  по функциям управления определяется непосредственно по нормативным  таблицам, в которых должно быть отражено влияние различных факторов на трудоемкость управления или обслуживания.

     При изучении того или иного объекта (организации, предприятия) нормирование с помощью нормативов обслуживания целесообразно распространить только на работы, не стабильные по объему, где  могут быть выделены периодически повторяющиеся элементы, продолжительность выполнения которых может быть регламентирована. Нормирование труда по нормативам обслуживания нередко называют нагрузкой на одного работника по обслуживанию: других работников; предприятий и организаций; участков; оборудования и т.д.

     Для определения количества руководителей  различных уровней, осуществляющих как общее, так и функциональное руководство, необходимо применить  нормативы управляемости. При использовании  нормативов управляемости численность  работников определяется так же, как по нормативам обслуживания. С помощью нормативов обслуживания и управляемости производится дальнейшая детализация нормативной численности работников, установленной по нормативам. Если по нормативам численности можно рассчитать численность служащих по функции в целом, то по нормативам обслуживания и управляемости можно определить число работников тех или иных должностей [6].

     Внутри  служб и подразделений организации  в целях рациональной трудовой нагрузки и расстановки людей на практике применяются нормативы соотношений. С помощью нормативов соотношений устанавливаются, прежде всего, оптимальные соотношения между численностью основных категорий управленческого персонала: руководителей, специалистов и других служащих, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий. Нормы соотношений выражаются отношением, приведенным к единице, либо в виде размерных цепочек. Нормативы соотношений тоже служат для дальнейшей дифференциации числа работников, рассчитанных по нормативам численности.

     В заключение необходимо сказать, что  для более объективной оценки требуемой численности необходимо объединить все вышеуказанные виды нормативных материалов в одну методику по оптимизации численности персонала. На основе нормативов численности по функциям управления, а нормативы обслуживания, управляемости и соотношений использовали как инструменты, составляющие математические модели при расчете оптимальной численности по подфункциям [23].

     При расчете численности работников следует руководствоваться постановлением Росстата от 20.11.2006 № 69 (далее — постановление № 69). В нем подробно изложен порядок определения списочной численности состава организации и общей численности всех сотрудников, включая внешних совместителей и тех, кто трудится по гражданско-правовым договорам.

     Среднесписочная численность.

     В основном бухгалтер рассчитывает среднесписочную  численность работников. Например, в одном из вариантов расчета  доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, нужно определить удельный вес среднесписочной численности работников (ст. 288 НК РФ). Этот показатель используется также в главах 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 149 НК РФ), 24 «Единый социальный налог» (ст. 239 НК РФ) и т. д.

     Кроме того, возможность сдавать налоговую отчетность в бумажном виде предоставляется исходя из данного критерия. Это определено в статье 80 Кодекса. Напомним, что в 2007 году такое право имеют налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год не превышала 250 человек. Это установлено в пункте 6 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ. С 1 января 2008 года ограничение составит 100 человек. Остальные налогоплательщики должны сдавать налоговые декларации в электронном виде, если иной порядок представления информации, составляющей государственную тайну, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

     Ежедневный подсчет работников.

     Среднесписочная численность работников за период рассчитывается исходя из списочной численности  за каждый календарный день по данным табеля учета рабочего времени. (Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 утверждены унифицированные формы № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» и № Т-13 «Табель учета рабочего времени».)

     В списочную численность работников за каждый календарный день включаются работники, с которыми заключен трудовой договор и которые выполняют постоянную, временную или сезонную работу один день и более, в частности работающие собственники организации. В списочной численности работников за каждый день учитываются фактически работающие и отсутствующие на работе по какой-либо причине. Это предусмотрено в пункте 88 постановления № 69. Иначе говоря, работник, находящийся в отпуске или командировке, включается в состав списочной численности за эти дни. Работники, в том числе занятые неполный рабочий день, включаются в списочную численность как целая единица. Те, кто в одной организации получают более одной ставки или оформлены как внутренние совместители, также учитываются в списочной численности как один человек (целая единица).

     Работники, которые не принимаются во внимание при расчете, перечислены в пункте 89 постановления № 69. Это внешние  совместители, сотрудники, выполняющие  работу по договору подряда, и т. д.

     Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший с ней договор гражданско-правового характера, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

     Обратите  внимание: списочная численность  работников определяется за каждый календарный день месяца, включая нерабочие праздничные и выходные дни.

     Расчет за период.

     Среднесписочная численность рассчитывается за период. Чтобы определить среднесписочную  численность работников за месяц, нужно  сначала сложить данные списочной  численности за каждый календарный день месяца, а затем полученную сумму разделить на число календарных дней месяца.

     Некоторые категории работников, учитываемые  в списочном составе как целые  единицы, не участвуют в расчете  среднесписочной численности. Это:

  • женщины, которые находились в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
  • работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ.

     Кроме того, некоторые категории работников учитываются в расчете среднесписочной  численности в особом порядке.

     Так, лица, не состоящие в списочном  составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

     Сотрудники  списочного состава, которые работают по трудовым договорам неполный рабочий день, на неполной ставке включаются в среднесписочную численность пропорционально отработанному времени. Расчет может осуществляться двумя способами.

     Способ 1. Сначала исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных такими сотрудниками. Для этого число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели.

     Затем определяется средняя численность  не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете  на полную занятость. Отработанные человеко-дни следует разделить на число рабочих дней в данном месяце.

     Способ 2 (упрощенный). Работники учитываются  за каждый рабочий день пропорционально  отработанному времени. Полученная величина умножается на число отработанных ими дней и делится на количество рабочих дней в месяце.

     Если  сотрудники с неполной занятостью отсутствовали  на работе (из-за болезни, были в отпуске  и т. д.) в рабочие дни, в число  отработанных человеко-часов условно  включаются часы по предыдущему рабочему дню.

     Обратите  внимание: к рассматриваемой группе не относятся отдельные категории  работников, которым по законодательству положена сокращенная продолжительность  рабочего времени. Среднесписочная  численность за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на 3. Аналогично производится расчет за любой период в году.

     Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности за все месяцы этого года и деления полученной суммы на 12.

     Организация работает неполный период.

     Расчет  среднесписочной численности работников в организациях, вновь созданных  или имеющих сезонный характер работы, производится в аналогичном порядке.

     Средняя численность работников.

     В некоторых случаях необходимо рассчитать не среднесписочную, а среднюю численность  работников. Ограничение по данному  показателю установлено для организаций, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При расчете единого налога на вмененный доход для некоторых видов деятельности в качестве физического показателя используется количество работников, которое определяется как средняя за каждый календарный месяц численность работающих в организации или у индивидуального предпринимателя (ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, одним из критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является именно средняя численность работников. Ограничения по данному показателю установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Информация о работе Миграция рабочей силы