Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:54, курсовая работа
Цель данной работы – разработка методов отбора и подбора персонала на примере ООО «Автоснаб-Сервис». Задачи проекта: рассмотреть различные методы отбора и подбора персонала; на примере ООО «Автоснаб-Сервис» выявить недостатки методов отбора и подбора персонала и предложить усовершенствования по методам отбора и подбора персонала.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретичекие аспекты организации отбора
персонала.............................................................................................5
1.1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него………………………5
1.2. Критерии отбора………………………………………………………….8
1.3. Методы отбора персонала………………………………………………11
1.3.1. Предварительная отборочная беседа……………............................11
1.3.2.Заполнение бланка заявления и автобиографической
анкеты………………………………………………………………....12
1.3.3. Беседа по найму ……………………………………………………..12
1.3.4.Медицинский осмотр ………………………………………………..18
2. Анализ системы отбора работников в ООО «АВТОСНАБ-СЕРВИС»………………………………………………………………………....20
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Автоснаб-Сервис»……20
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельность предприятия ООО «Автоснаб-Сервис»…………….………………...24
2.3. Анализ фактического состояния вопроса набора и отбора
персонала на предприятии ООО «Автоснаб-Сервис»…………………….28
3. Предложения по совершенствованию систем отбора персонала в ООО «АВТОСНАБ-СЕРВИС»………………………………33
3.1 Предложения по устранению недостатков в процессе отбора и подбора на предприятии ООО "Автоснаб-Сервис"……………….33
Заключение………………………………………………………………….37
Списик использованных источников и литературы………39
приложения………………………………………………………………….
Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские и личные характеристики. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющимися со своими обязанностями. Отбор может быть невозможным, если список требований к работнику со стороны организации будет слишком велик.
Образование. Большинство нанимателей пытаются отбирать работников, во многом, судя о них по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень низшей. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе.
Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе, считая, что человек, занимавшийся подобной деятельностью ранее и желающий выполнить такую же работу, любит её и будет выполнять её хорошо. А поскольку лояльность в отношении работы и предприятия ценится высоко, большинство работодателей предпочитают наём работников с опытом.
Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. На военной службе дата присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы на данной фирме, временем работы на фирме на определённой должности или в составе определённого отдела и т. д.
Физические (медицинские) характеристики. Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определённых физических качеств, обычно сводящихся к выносливости и силе, которые легко поддаются тестированию. С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти данные как критерии, но только тогда, когда все или большинство работников этим данным соответствуют.
Персональные характеристики и типы личности. Одной из важнейших персональных характеристик работника является его социальный статус (положение). Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников, считая, что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы. Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых работников, которые, по их мнению, мобильнее, охотнее соглашаются на смену места и вида работ, работу в выходные дни и сверхурочно. Второй важной персональной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрастном делении, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в фирме на данное время.
Работодатели могут предпочитать определённые типы личности для выполнения различных работ. Например, предпочитать общительных людей замкнутым. Выдающиеся личные качества могут быть необходимы работникам, общающимся с клиентами, для других же мест такие качества не пригодятся.
Работа кадровой
службы будет тем успешнее, чем яснее её
сотрудники представляют себе конкретную
цель работы по набору и отбору кадров.
Например, когда ставится задача просто
привлечь новые кадры для работы в организации,
применяются одни методы. В этом случае
кадровая служба руководствуется критериями,
которые разрабатываются в организации
лицами, принимающими решение. Для набора
отбора кадров на определённую и специфическую
должность кадровая служба использует
аналитические оценки кандидатов, учитывающие
характеристики работы и требования к
человеку, её выполняющему, независимо
от характера деятельности и размеров
организации. В применении аналитических
методов отбора кадров на ту или иную должность
акцент делается на основных показателях
поведения , что облегчает процесс принятия
решений .
1.3. Методы отбора персонала.
1.3.1. Предварительная отборочная беседа.
Эта работа проводится по разному в различных фирмах. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили непосредственно в отдел кадров или на место работы. В этих случаях беседу проводит специалист по персоналу или линейный менеджер. При этом выясняются только лишь самые общие данные о кандидате (например, образование, внешний вид, определяющие личностные качества). Уже после этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора. Беседа может проходить и по телефону, если прибытие кандидата затруднено (например, он живёт в другом городе). В этом случае, перед беседой фирма получает заявление о желании работать здесь и письмо. Письма, посылаемые вместе с заявлением о работе, должны быть напечатаны на хорошей бумаге, быть не более одной страницы и включать в себя следующие пункты (в порядке убывания значимости):
Наиболее важными
пунктами, на которые обычно обращают
внимание при предварительной отборочной
беседе являются: адрес, профилирующее
направление в учебном заведении, оконченные
учебные заведения, цель поступления на
работу, время пребывания на предыдущих
местах работы, желаемая зарплата, цель
карьеры, ограничения по здоровью, общее
состояние здоровья, оценки в университете,
военная служба, членство в организациях,
ближайшая возможная дата выхода на работу.
Количество пунктов
анкеты должно быть минимальным, а запрашиваемая
информация должна определять производительность
бедующей работы претендента. Данные
могут относиться к прошлой работе, складу
ума, то есть, чтобы на их основе можно
было провести психологическую оценку
кандидата. Пункты анкеты должны быть
сформулированы в нейтральном стиле и
предполагать любые возможные ответы,
в том числе и вообще отказ в ответе, а
сами пронумерованные пункты должны вытекать
один из другого. Могут быть заданы вопросы
о мнении претендента по поводу какой-либо
ситуации, допустим: «Что Вы думаете о
частых командировках, если Вы служащий
нашей компании?» Вариантами ответов могут
быть такие: «С удовольствием соглашусь»,
«Не прочь попробовать», «Скорее всего,
соглашусь», «Откажусь от командировок».
Другой разновидностью анкет по биографическим
данным является «сравнительный бланк
заявлений», используемый в США для прогноза
результативности и количества увольнений.
1.3.3. Беседа по найму .
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров . Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев .
Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией) рабочего места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит пользоваться.
Различают беседы формализованные (строго по схеме), слабоформализованные и неформализованные. В ходе любой из них происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Цель практически любого вида беседы - знакомство с претендентом. Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам. В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке. Такой подход, как правило, не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе, так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента.
При проведении беседы по неформализованному типу у человека проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов. Разговор ведётся свободно, в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого заявителя. Но, тем не менее, имеются определённые рекомендации по проведению собеседования по этому типу. Сюда входит запрещение комментариев по поводу пола кандидата, если это не связано как-то с выполнением работы. Недопустимо задавать вопросы, связанные с расовой принадлежностью (о цвете кожи, глаз , волос), увечьями (как они получены , и насколько они серьёзны), возрастом , семейным положением и количеством детей (это выясняется лишь после приёма) , ростом и весом , пригодностью к воинской службе , интересоваться родом войск , в которых служил кандидат , жилищными условиями, судимостью. Запрещается также требовать рекомендации религиозных организаций. Кроме того, есть перечень вопросов, которые должны задаваться с большой осторожностью, это вопросы : о месторождении , пользовании псевдонимом или вторым именем , о религиозных убеждениях, гражданстве, членстве в различных клубах и обществах .
В целом же разговор ведётся достаточно свободно. Здесь нужно постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться к его словам. Разговор, как правило, начинается с какого-либо простого вопроса, допустим: «Что в данной работе Вам нравится больше всего?». После того, как он начнёт говорить, следует делать лишь короткие замечания в тех случаях, когда собеседник отклоняется от темы беседы. Одобрительная улыбка и реплики типа «Это очень интересно, продолжайте, пожалуйста» заставляют кандидата продолжать свои высказывания до тех пор, пока у интервьюера не сложатся правильные представления о нём самом, а также о его истинных намерениях.
Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные части : вступительную, основную и заключительную.
Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания атмосферы взаимопонимания. Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе стороны. При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний, как можно больше проявлять дружелюбие и интерес к личности кандидата . Главная же цель основной части беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств, требуемых для данной должности и принятия решения. При этом желательно, чтобы кандидат говорил сам, а интервьюер внимательно слушал. В заключительной части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на работу. Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём человека рекомендуется уведомить позже.
В ходе беседы менеджеру по персоналу нужно определить:
Что касается продвижения в должности, то по этому вопросу должна быть ясность. Если есть возможность продвижения, то претенденту желательно сообщить , что ему для этого следует делать. Если нет такой возможности , то об этом также следует уведомить будущего работника , но в то же время сказать о льготах , которые он сможет иметь по мере увеличения стажа работы его в организации .
О мотивации действий претендента можно судить , задав ему всего два вопроса : «Почему он ушёл с прежней работы ?» и «Что его привлекает на новой работе?» Уточнение мотивации ориентирует администрацию относительно уровня заинтересованности в работе будущего работника.
В ходе беседы представляется возможным выяснить некоторые способности претендента, например. способности понимать, выражать свои мысли , писать, говорить и пр. Необходимо обратить внимание на опрятность в одежде, в облике в целом, а также на манеру держаться. Предпочтительными надо считать: опрятность, скромность в облике и естественность в поведении.