Методы отбора персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка методов отбора и подбора персонала на примере ООО «Автоснаб-Сервис». Задачи проекта: рассмотреть различные методы отбора и подбора персонала; на примере ООО «Автоснаб-Сервис» выявить недостатки методов отбора и подбора персонала и предложить усовершенствования по методам отбора и подбора персонала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретичекие аспекты организации отбора
персонала.............................................................................................5

1.1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него………………………5

1.2. Критерии отбора………………………………………………………….8

1.3. Методы отбора персонала………………………………………………11

1.3.1. Предварительная отборочная беседа……………............................11

1.3.2.Заполнение бланка заявления и автобиографической
анкеты………………………………………………………………....12

1.3.3. Беседа по найму ……………………………………………………..12

1.3.4.Медицинский осмотр ………………………………………………..18

2. Анализ системы отбора работников в ООО «АВТОСНАБ-СЕРВИС»………………………………………………………………………....20

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Автоснаб-Сервис»……20

2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельность предприятия ООО «Автоснаб-Сервис»…………….………………...24

2.3. Анализ фактического состояния вопроса набора и отбора

персонала на предприятии ООО «Автоснаб-Сервис»…………………….28

3. Предложения по совершенствованию систем отбора персонала в ООО «АВТОСНАБ-СЕРВИС»………………………………33

3.1 Предложения по устранению недостатков в процессе отбора и подбора на предприятии ООО "Автоснаб-Сервис"……………….33

Заключение………………………………………………………………….37

Списик использованных источников и литературы………39

приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 

КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ» 
 
 

Курсовая  работа 

на тему: “ Методы отбора персонала 
 

                                                                                         Работу выполнил:

                                                                                         Студентка: 

                                                                       Группа  

                                                                             Работу проверил:

                                                                                       ____________________ 
 

Дата  защиты  Оценка  Подпись

“___”_______  _______  ________ 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретичекие аспекты организации отбора  
персонала
.............................................................................................5

   1.1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него………………………5

   1.2. Критерии отбора………………………………………………………….8

   1.3. Методы отбора персонала………………………………………………11

    1.3.1. Предварительная отборочная беседа……………............................11

    1.3.2.Заполнение бланка заявления и автобиографической  
                 анкеты………………………………………………………………....12

    1.3.3. Беседа по найму ……………………………………………………..12

    1.3.4.Медицинский осмотр ………………………………………………..18

2. Анализ системы отбора работников в ООО «АВТОСНАБ-СЕРВИС»………………………………………………………………………....20

     2.1. Краткая характеристика предприятия  ООО «Автоснаб-Сервис»……20

    2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельность предприятия ООО «Автоснаб-Сервис»…………….………………...24

    2.3. Анализ фактического состояния вопроса набора и отбора

      персонала на предприятии ООО «Автоснаб-Сервис»…………………….28

3. Предложения по совершенствованию систем отбора персонала в ООО «АВТОСНАБ-СЕРВИС»………………………………33

   3.1 Предложения по устранению недостатков в процессе отбора и подбора на предприятии ООО "Автоснаб-Сервис"……………….33

Заключение………………………………………………………………….37

Списик  использованных источников и литературы………39

приложения………………………………………………………………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

         Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и  рынка рабочей силы приобретает особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как не возобновляемый ресурс или человеческий капитал. Одним из важных видов деятельности менеджеров  при управлении человеческими ресурсами является приём на работу. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учётом места и времен, а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задачу.   Хотя многие менеджеры при приёме на работу ориентируются, прежде всего, на то, где раньше работал человек, получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки, существуют определённые  технологии подбора персонала, которые с успехом используются в мировой практике. Они включают два различных вида деятельности: набор и отбор персонала. Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти тех людей, которые хотели бы её получить. В этом и заключается набор - создать необходимый резерв кандидатов на все должности, из которых затем будут отобраны наиболее подходящие работники. То есть отсюда главная задача отбора персонала - выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. При этом используются многочисленные формы и методы отбора, с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей. Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач.

     Основной  задачей при найме на работу персонала  является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и соответствию качеств претендентов требованиям предается большое значение. Чтобы определить критерии отбора персонала, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: опыт, здоровье и личностные характеристики. “Эталонные” уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями.

      При подборе сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника.

      Цель  данной работы –  разработка методов отбора и подбора персонала на примере ООО «Автоснаб-Сервис». Задачи проекта: рассмотреть различные методы отбора и подбора персонала; на примере ООО «Автоснаб-Сервис» выявить недостатки методов отбора и подбора персонала и предложить усовершенствования по методам отбора и подбора персонала.

    1.1. Отбор кандидатов  и факторы, влияющие  на него. 

         Прежде чем организация  предложит кому-либо, она должна найти людей, которые бы хотели её получить. Приём на работу является необходимой частью управления персоналом. Этот процесс состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем и квалификации кандидата. Поскольку работодатель предлагает место, гарантирующее определённое вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определённым требованиям. Если требования, предъявляемые организацией  и требования кандидата хотя бы частично совпадают, то проводится их сопоставление. Процесс приёма на работу обычно требует уступок в требованиях обеих сторон. При управлении персоналом, на стадии отбора происходит процесс, с помощью которого организация выбирает из ряда кандидатов одного или нескольких людей, наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное место. При этом, конечно же должна обеспечиваться удовлетворённость самих работников и возможность полного раскрытия и использования их возможностей. Каждый приём работника на работу влечёт за собой большие затраты для организации, ошибки при приёме увеличиваются многократно.

         Специфика предприятия. На отбор влияют многие факторы, его процедуры, как правило, несколько отличаются в государственном и частном секторе. Так, в государственных организациях на отбор значительное влияние оказывает политическое покровительство. В частом секторе дружба с менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение, но не до такой степени, как в государственных организациях, здесь всё же целью отбора персонала является отбор по достоинствам.

         Важными характеристиками предприятия, влияющими на отбор, являются его размер, сложность и технологическая изменчивость. Систематические, надёжные и действенные методы отбора, как уже известно, требуют больших материальных затрат, и лишь относительно большие организации берутся за их использование. Разработка этих методов оправдана в случае большого числа вакантных мест и ещё большего числа кандидатов. Если предприятие имеет много вакантных мест, но количество претендентов не велико, то особенно сложные методы отбора не требуются.

       Сущность рынка рабочей силы. Следующим обстоятельством, влияющим на процесс отбора, является рынок рабочей силы. Если желающих много, то выбирать метод отбора сложнее; если желающих не много, выбор сравнительно прост. Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы, особенно там, где оно расположено. На процесс отбора влияют условия работы, предлагаемые предприятием, сама работа и имидж фирмы.

          Менеджеры по  персоналу, анализируя эффективность  методов отбора, обычно используют  такой показатель, как коэффициент отбора. Он определяется как отношение количества отобранных работников, к количеству желающих, из которых осуществляется отбор. Для разных профессий величина коэффициента отбора разная: менеджеры - около 1:2, профессионально-технические работники - 1:1, клерки - около 1:2, квалифицированные рабочие - около 1:1, чернорабочие - почти 1:2. Если коэффициент отбора близок к 1:1, то процесс отбора короток и прост. Число желающих, из которого осуществляется отбор невелико. При коэффициенте отбора 1:2 процесс может стать непростым. Меньший коэффициент означает, что организация может быть более разборчива при отборе. При коэффициенте 1:2 вероятность тог, что организация наймёт на работу более соответствующих её критериям работников, больше, чем когда коэффициент равен 1:1.

         Местоположение  предприятия. Многие крупные фирмы, выпускающие товары, пользующиеся повышенным спросом, располагают свои предприятия в нескольких городах, и эти города обычно обеспечивают постоянный поток желающих работать. Как правило, такие регионы страны привлекают достаточно большое число работников, имеющих необходимые навыки и подготовку.

         Непосредственное  окружение и отбор. Основная цель отбора - набрать работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми контролирующими интересы компании. Администрация предприятия устанавливает различные цели набора, например, привлечение работников с высоким качеством работы:

  • готовых работать на фирме много лет;
  • с низким показателем несчастных случаев;
  • умеющих общаться с коллегами и клиентами и т. д.

         В малых фирмах, где  нет отдела по управлению персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего профиля. В больших  и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе привлечены линейный менеджер и функциональный менеджер (Таблица 1). В больших организациях человека, ответственного за отбор, называют менеджером по найму.

         Таблица 1.

Участие линейного и функционального  менеджеров в процессе отбора 

Функции отбора Линейный менеджер (ЛМ) Менеджер по управлению персоналом (МУП)
Выбор критериев отбора 
 
 

Утверждение критериев отбора

Отборочная  беседа

Работа  с заявлениями и анкетами по биографическим данным

Беседа  по поводу принятия на работу

Проведение  тестов

Заполнение  таблицы квалификации и рекомендаций

Конечное  решение при отборе

Осуществляет  выбор критериев 
 

----- 

-----

Иногда  проводит 
 

Совместно 

-----

----- 
 

Принимает после рассмотрения рекомендаций менеджера по управлению персоналом

Консультирует выбор и вводит критерии , отражающие особенности работы

Утверждает 

Проводит

Обычно  выполняет  
 

Совместно 

Проводит 

Заполняет 
 

Даёт  рекомендации линейному менеджеру

Информация о работе Методы отбора персонала