Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;
2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;
3) описать принципы управления деловой организацией;

Содержание

Введение
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства
1.3. Принципы управления деловой организацией
Глава II. Менеджмент в туризме
2.1. Управление турфирмой
2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой
3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент ВОРД.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

            В реальной практике все направления осуществления партисипативного управления, описанные выше, обычно используются в определенной комбинации, так как они тесно связаны друг с другом и хорошо дополняют друг друга. Наиболее наглядным примером этого являются кружки качества, широко используемые в управлении японскими фирмами. Также идеи партисипативного менеджмента могут быть соотнесены с идеями теорий мотивации, опирающихся на анализ потребностей человека. Теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они, тем не менее, имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям. Теория иерархии потребностей Маслоу относится к позиции последователей школы человеческих отношений, которые обращались к проблемам мотивации труда, «человеческого фактора», основателями которой были Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, что прослеживается в управлении турфирмы «Панорама», где присутствуют формальные (официальные) отношения между работниками, что моральный климат на фирме, также как и удовлетворенность работников, являются продуктом творческого решения проблем, вызванных соучастием работников в управлении. И важен в управлении турфирмой «Панорама» человеческий, личностный фактор, когда формальные (официальные) отношения влияют на экономические показатели фирмы.

        Участие в принятии решения, в постановке целей и в их последующей реализации способствует удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждении работников турфирмы «Панорама». Определенная связь имеется между партисипативным управлением и теорией ожидания, так как участие в принятии решения делает для работника более реальным и ясным, что ему ожидать в качестве результата своей деятельности и каковым может быть вознаграждение за его деятельность.

          Таким образом, можно сделать вывод, что это малое туристское предприятие  имеет линейную структуру управления, которая соответствует цели деятельности организации на данный момент и через которую осуществляется организация гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой, что способствует эффективности управления турфирмой. Так как организация имеет своей целью встать на инновационный путь развития, то ей потребуется ввести гибкую структуру управления. Для повышения качества важно искать пути инвестирования для развития материально-технической базы. И, если ООО «Панорама» будет умело решать и дальше все вопросы,  своевременно корректировать и изменять свою структуру в зависимости от поставленных стратегических целей и задач, она будет успешно функционировать как организация и быть конкурентоспособной.  
 
 

     Глава III. Рекомендации по совершенствованию системы управления турфирмой

     3.1. Предложения по совершенствованию системы управления турфирмой

        Характеристика управления турфирмой «Панорама» показывает, что компания, успешно конкурирующая в сфере туризма, должна руководствоваться тремя стратегическими методами, применяемыми как отдельно, так и в сочетании:  развитие действующего продукта по сложившимся направлениям туризма; расширение географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения;  введение встречных сфер туристской деятельности, в том числе через создание новых компаний.

          Проанализировав систему управления  турфирмой «Панорама», можно дать следующие рекомендации и предложения по дальнейшему усовершенствованию системы управления.

      1) Одной из ключевых особенностей  малых турфирм является специфичность  их персонала, сотрудники должны  быть многофункциональны и исполнять  несколько функций в случае  болезни или отпуска другого  сотрудника, поэтому турфирме необходимо проводить обучение сотрудников  всем видам туристской деятельности.

     2) Для увеличения объема продаж  и конкурентоспособности фирмы,  ей необходимо расширить свою  деятельность и не только заниматься  продажей туров, но и стать  туроператором (создавать свои турпродукты),  необходимо увеличить штат сотрудников и прописать четко все их должностные инструкции. 

     4) Расширить использование социально-психологических факторов в стимулировании персонала. Поддерживать благоприятный психологический климата в коллективе на основе развития системы управления конфликтами, дальнейшее формирование и развитие организационной культуры. Создание на предприятии системы предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий позволит обеспечить высокую эффективность функционирования системы управления в турфирме, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

           Турфирма «Панорама» для совершенствования системы управления к подготовке к будущему должна:

     1) проводить процесс планирования совместно, что помогает людям понять лучше процесс управления; 2) сотрудники будут учиться работать в команде; 3) сотрудники будут учиться устанавливать цели и расписание, чтобы удостовериться, что цели будут выполнены; 4) также сотрудникам необходимо учиться процессу установления реалистических стратегий и тактики; 5) сотрудникам, которым понравилось участвовать в процессе планирования, будет легче сделать карьеру; 6) больше мотивировать своих подчиненных.

          Для совершенствования действующей в турфирме системы воздействия на трудовую мотивацию персонала можно провести серьезную аналитическую работу. Можно предложить следующий набор методов, которые могут быть использованы для такой оценки:

     1. Анализ эффективности действующей  в организации системы материального стимулирования (оплата труда, премирование, льготы).

     2. Анализ эффективности действующих  в организации мер нематериального  стимулирования труда. 

     3. Опросы, интервью с работниками  организации. 

     4. Оценка рабочих показателей персонала. 

     5. Наблюдение за рабочим поведением  персонала, за отношением к  работе.

     6. Оценка состояния трудовой морали, трудовой и исполнительской дисциплины  различных категорий персонала. 

     7. Оценка степени приверженности  работников своей организации  и ее целям. 

     8. Экспертные оценки.

     Для более глубокого анализа можно использовать анализ документов и ряд вспомогательных инструментов. Возможна подготовка специализированного опросника для более детального ответа на вопросы о должностных инструкциях, используемых системах оценки рабочих показателей, поощряемых рабочих качествах, рабочих результатах и др. Для совершенствования системы мотивации в турфирме «Панорама» можно дать следующие рекомендации: - внедрение системы постановки целей, задач и индоктринация персонала;

     - создание надежной системы оценки  эффективности сотрудника и определения  потенциала его развития (аттестационная  система);

     - разработка системы окладов, грейдирование  позиций; разработка системы бонусов,  завязанных на результат и  основанных на KPI по системе сбалансированных карт показателей; дизайн работ, обогащение содержания работ, ротация;

      - создание команд, работающих в  автономном режиме;

     - создание прозрачных и ясных  маршрутов карьерного продвижения; 

     - создание «золотого» кадрового  резерва, включая планы подготовки резервистов;

      - реализация «быстрых» резервов (с самыми короткими сроками  окупаемости);

     - формирование пакета неотложных  приказов;

     - грейдирование должностей и формирование  повременной части оплаты труда;

      - финансовое моделирование и присвоение ставок по грейдам;

     - разработка мотивационной системы  ключевых показателей эффективности; 

     - разработка аттестационной системы; 

     - разработка системы формирования  сдельно-премиальной части заработной  платы;

     - подготовка документооборота и  системы исполнения «Положения о мотивации сотрудников»;

     - также можно организовать неформально, процедуру подготовки индивидуальных планов развития каждого сотрудника, что может стать мощным инструментом формирования нематериальных стимулов сотрудников компании. Адекватную мотивацию, связанную с перспективами роста масштабов бизнеса, открытия новых направлений, а также возможностями ротации персонала.

     -  С одной стороны, в турфирме необходимо продолжить дальнейшее обучение менеджеров в области знаний, относительно реализуемого турпродукта или туристской услуги; в области знаний, умений и навыков относительно продаж как бизнес-процесса. С другой стороны, обучение менеджеров, продающих туры туроператоров, можно проводить на семинарах по обмену опытом с участием успешных турагентов; семинарах по разбору конкретных ситуаций профессиональной деятельности для вновь принятых сотрудников туротдела; специальных тренингах.

          Если рассматривать продажи как процесс, то в качестве предмета обучения можно выделить: знание ассортимента туристских услуг, турпродуктов и товаров; умение работать с турпродуктом - демонстрация, характеристика преимуществ; установление контакта с клиентом; убеждение (аргументация); ускорение принятия решения о покупке; работа с возражениями клиента; поведение в сложных ситуациях; завершение сделки (при совершении покупки и при отказе от покупки). Важным направлением в обучении менеджеров туротдела следует признать тренинг по турпродукту продаж, на котором специалисты туротдела приобретают соответствующие умения и навыки демонстрации турпродукта, его основных характеристик, достоинств и преимуществ. Обучение сотрудников туротдела можно осуществить с использованием следующих методов: лекции, семинары, дискуссии и обсуждения, тренинги, деловые и ролевые игры, демонстрация приемов работы, ознакомление с опытом других туристских организаций, бенчмаркинг (оценка деятельности туристской организации на основе стандартов деятельности подобных организаций).

     - Применять новые стимулирующие формы оплаты труда.

          В целом можно сделать вывод, что внедрение предложенных мероприятий по дальнейшему усовершенствованию системы управления турфирмой в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием, будет способствовать имиджу фирмы и увеличению уровня объема продаж туристского продукта и качеству туристских услуг. 
 
 
 

     Заключение

           В данной работе были рассмотрены сущность менеджмента, основные черты и многозначность менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки и искусства, принципы управления деловой организацией.

           Проанализировав специальную литературу таких авторов, как А.Б. Косолапова, Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугиной, М.П. Переверзева, Н.А. Шейденко, Л.Е. Басовского, Т.В. Косцова, Н.И. Кабушкина, Н.К. Моисеевой были раскрыты следующие задачи: сущность и понятие менеджмента; выяснены основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности; описаны принципы управления деловой организацией; охарактеризован менеджмент туризма и управление турфирмой. Также сделан анализ модели управления турфирмой; даны рекомендации по совершенствованию управления турфирмой.

          В соответствии с поставленными методами и задачами были сделаны следующие выводы. Развитие товарно-денежных отношений, становление рынка ставят ряд задач перед высшей школой, в частности по подготовке специалистов, владеющих  рыночными методами ведения хозяйства, знаниями об управлении в современных организациях. Менеджмент как вид деятельности предполагает наличие профессионально подготовленных специалистов. Но одних научных знаний недостаточно для умения управлять. Умения и навыки вырабатываются долгим и кропотливым трудом, опытом и практикой. Управление – это всегда только самостоятельное усвоение. Обучение управлению – это, прежде всего, воспитание будущего и настоящего менеджера путем постепенного приобщения к ответственности. Различные элементы системы управления взаимосвязаны и их невозможно, рассматривать изолированно. Управление объективно сопровождает любую деятельность человека, и любая деятельность человека нуждается в управлении. Содержание управления как вида деятельности состоит в планировании, организации работы, координации деятельности во времени и пространстве, контроле и учете участия людей в трудовом процессе. Поэтому сотрудники любой организации, которые желают быть профессионалами в своем виде деятельности и умело управлять фирмой, необходимы знания менеджмента, а также опыт и практика работы в организации.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления