Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;
2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;
3) описать принципы управления деловой организацией;

Содержание

Введение
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства
1.3. Принципы управления деловой организацией
Глава II. Менеджмент в туризме
2.1. Управление турфирмой
2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой
3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент ВОРД.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

           Принцип сотрудничества в управлении предусматривает перевод управления на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-субъектным отношениям.

           Отсюда вытекают следующие требования28: - считайтесь с человеком как с активным фактором, а не пассивным элементом турфирмы; - знайте и учитывайте личные качества сотрудников и на основе этого формируйте оптимальные социальные связи между ними, создавайте рабочую высокопродуктивную атмосферу в турфирме; - цените в сотруднике гуманное отношение к клиентам турфирмы, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела; - создавайте атмосферу не только возложения на сотрудника ответственности, но и принятия ее, осознания им роли и необходимости участия в процессе управления и общественной жизни; - бережно относитесь к проявлению любой инициативы со стороны своих менеджеров и требуйте от них того же по отношению к сотрудникам; - основами совместной деятельности руководителя и сотрудников турфирмы должны быть человечность, сознательная дисциплина, инициатива, разнообразная работа; - сначала пристальное внимание, анализ, диагноз, потом принятие решения – вот основа сотрудничества; - одной из повседневных задач деятельности менеджера является соединение, «притесывание» одной индивидуальности к другой, объединение их в рабочее единство; - чутко и бережно относитесь к своим сотрудникам, помните, что самой страшной бедой для фирмы является противоборство администрации и сотрудников.

          Принцип социальной справедливости – важнейшее руководящее положение, на основе которого осуществляется управление. Здесь выделяются следующие требования:

     - стремитесь равномерно распространять  трудовую нагрузку среди сотрудников, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

     - создавайте условия и предпосылки,  дающие возможность проявить  свои профессиональные и другие  способности всем сотрудникам;

     - поощряйте, оценивайте деятельность  своих сотрудников без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;

     - всегда при оценке труда своего сотрудника приводите в соответствие заслуги его труда и их общественное признание;

     - помните, что одной из гарантий социальной справедливости в фирме является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

     - руководитель турфирмы должен  учитывать, что уровень социальной  справедливости всегда находит  отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;

     - ощущение несправедливости возникает  в том случае, когда человек  признает, что его вклад и достигнутые  им результаты недооценены по  сравнению с вкладом и результатами  других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты29.

           Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей сотрудников фирмы, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социально опыта.   

           Требования следующие: - индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого сотрудника и его личности; - на основе изучения индивидуализируйте объем, частоту и форму общения с педагогом, уровень его самостоятельности, свободы, поощрение одних и повышение требований к другим; - систематически повышайте качество и глубину анализа работы сотрудника; - помочь создать каждому сотруднику собственную творческую лабораторию; - в ходе индивидуальной работы с сотрудником помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он располагает; - одна из главных задач индивидуального подхода – выравнивание профессионального мастерства сотрудников; - необходимо корректировать и учитывать временные эмоциональные состояния членов турфирмы; - определить для каждого сотрудника его индивидуальные цели и рубежи их достижения, этим вы обеспечите ему путь к успеху.

           Сущность этого подхода составляет  выбор руководителем тех или  иных видов управленческого воздействия  на отдельного сотрудника в соответствии с индивидуальными особенностями его личности30.

          Принцип обогащения работы сотрудника турфирмы исходит из того, что труд менеджера турфирмы несколько разнообразен.

           Этот принцип обуславливает ряд конкретных требований: - через определенные промежутки времени менять нагрузку; - определить перспективу профессионального роста каждого, разработав вместе с ним конкретный план; - проводить с сотрудниками консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей; - проводить семинары, «круглые столы», бизнес тренинг по проблемам в сфере туризма.

          Принцип личного  стимулирования. Требования, вытекающие из этого принципа:

     - используйте стимулы, особенно  материальные и моральные, справедливо,  в противном случае, они вместо пользы внесут раздор в коллективе;

     - каждый менеджер должен иметь  хорошо продуманную систему стимулов, не сводя ее только к премированию  и награждению. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение  менеджера к человеку – это  тоже стимулы, иногда более сильно действующие, чем награждение;

     - вся работа руководителя с  сотрудниками должна строиться  на основе стимулирования их  деятельности – создании условий  для труда, атмосферы взаимной  удовлетворенности, системы саморазвития  сотрудника;

     - используйте стимулы для того, чтобы привлечь внимание сотрудников  к ключевым направлениям деятельности;

     - стимулы являются очень действенным  инструментом создания в турфирме  хорошего настроения, здорового  микроклимата.

          Принцип единого статуса. Все работники турфирмы, независимо от занимаемой должности и положения должны находиться в одинаковых демократических условиях.

          Принцип консенсуса. Этот принцип тоже обуславливает определенные требования:

     - основой консенсуса должна быть  объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

     - менеджер должен четко и логично  аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое  большинство» коллектива;

     - основным инструментом менеджера  при осуществлении принципа консенсуса должен быть логический анализ ошибочных суждений;

     - широко используйте метод «акцентирования»: повторяйте и варьируйте в разговорах с членами коллектива, в выступлениях перед ними те или иные идеи, по которым в будущем необходимо буде принять решение. «Приучайте» коллектив к правильному мнению;

     - умейте идти на компромисс, но  не во вред делу. Люди должны  привыкнуть к новой идее, понять  ее суть, сами прийти к осознанию  того, что без нового им не  обойтись.

          Принцип коллективно принятия решения – один из путей демократизации управления. Требования этого принципа: - коллективные решения следует принимать по важным, перспективным, стратегическим вопросам; - с информацией, на основе которой будет приниматься решение, заранее должен ознакомиться каждый член коллектива; - решение только в том случае будет активно поддерживаться коллективом, если сотрудники активно участвовали в его подготовке; - руководителю до принятия решения необходимо учесть расстановку сил в коллективе; - всегда необходимо учитывать, что там, где решение принято большинством, бывает и несогласное меньшенство, с которым необходимо вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.

          Принцип участия в управлении и делегировании полномочий. Требования следующие: - включайте сотрудника в процесс управления только с его согласия; - приобщая сотрудника к управлению, старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, способности и стремления; - помогите понять сотруднику, что включение его в процесс управления – свидетельство доверия, одна из возможностей его дальнейшего профессионального роста; - добивайтесь, чтобы работа сотрудника на порученном ему участке привела к успеху, оказывайте ему постоянные внимание и помощь; - поощряйте любой положительный результат, достигнутый на управленческом поприще. Делайте его достоянием коллектива, добивайтесь общественного признания результатов управленческой деятельности сотрудника.

           Принцип целевой гармонизации. Этот принцип предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу менеджера, в результате которой в организации появляется целевая целостность. Требования, вытекающие из принципа: - работа по целеполаганию должна стать неотъемлемой частью деятельности руководителя. Этому он должен научить весь коллектив; - необходимо помнить, что целевая целостность в обучении формируется в результате длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами, поэтому вся система этой работы должна быть во всех деталях продумана менеджером и спланирована31.    

          Принцип горизонтальных связей осуществляет следующие требования:

     - менеджер должен помнить, что  этот принцип может осуществляться  через следование менеджера таким  принципам, как делегирование  полномочий, коллективное принятие  управленческого решения, единый статус для всех работников и др.; - горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время; - при формировании такой системы связей нельзя упускать из виду неформальные, дружеские связи в коллективе; - развитая система горизонтальных связей, являясь противоположностью вертикальным иерархическим связям управления, не должна противостоять им.

         Принцип автономизации управления чрезвычайно важен в турфирмах. При этом выдвигаются следующие требования: - автономные участки управления должны возглавлять высококвалифицированные сотрудники, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью; - такая работа обязательно вознаграждается материально в зависимости от объема и сложности затраченного труда; - важно, чтобы сотрудники, руководящие конкретными участками управления процессом в турфирме, выбирались на собрании всего коллектива; - автономизация управления тесно связана со всей системой управленческих принципов, и осуществить ее эффективно вне этой связи невозможно; - все сотрудники, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.

          Принцип постоянного обновления – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий в туризме, методик общения с клиентами и так далее. Основные требования к его осуществлению:

     - любые крупные изменения необходимо заранее подготавливать, создавая в коллективе определенный психологический настрой; - изменения должны быть основаны на детальном плане и расчете, при обязательной уверенности в успехе; - еще до начала изменений надо формировать в коллективе убеждение в их необходимости.

           Эти принципы менеджмента являются  наиболее полными и совершенными, отвечают требованиям современного  менеджмента и могут быть рекомендованы организациям с различными формой собственности, видам деятельности, отраслевыми особенностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Менеджмент в туризме

     2.1. Управление турфирмой

         Управление турфирмой во многом аналогично управлению любым другим предприятием, однако имеет свои особенности. Они связаны с многовариантностью туристской деятельности, неопределенностью конечного результата, часто зависящего от партнеров (перевозчиков, хотельеров и так далее), быстрой изменчивостью факторов внешнего окружения, необходимостью работы с потребителями услуг, не только в момент продажи, но и в процессе их реализации32.

           Туризм оказывает большое влияние на экономику, экологию, политику, которые, в свою очередь, воздействуют на туризм. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект. Региону выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от туризма пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления