Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;
2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;
3) описать принципы управления деловой организацией;

Содержание

Введение
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства
1.3. Принципы управления деловой организацией
Глава II. Менеджмент в туризме
2.1. Управление турфирмой
2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой
3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент ВОРД.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

           Собственность на средства производства  дает ее обладателю возможности  влиять на людей, использующих  эту собственность для удовлетворения своих потребностей. В современных организациях возникающие вследствие этого властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, а выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Иерархические отношения руководства и подчинения в организациях формализуются в имеющих юридическую силу организационных документах. Это позволяет деперсонифицировать личностные отношения, и снять с них психологическую окраску.

           Природа отношений управления  в организации обуславливает  двойственность менеджмента. С  одной стороны, менеджмент –  это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Менеджмент предполагает выполнение общественно необходимых задач по планированию, регулированию, организации, мотивации и контролю социально-экономических процессов. С другой стороны, менеджмент – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит различие между наемным трудом как непосредственным производителем и работодателем как собственником средств производства9. Эти стороны менеджмента характеризуют общечеловеческое и классовое в сущности менеджмента, его социальное назначение и историческую цель.

          Определение предмета науки «менеджмент»  связано с выделением всех  проблем, которые входят в ее содержательную область. Условно его можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков.

           Первый – социально-психологический  блок, включающий социально-психологические  отношения, психологические характеристики самих партнеров) особенности их психической структуры, их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности, а также особенности отношений управления, обусловленные этнокультурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью). Кроме того, блок включает универсальные этические принципы менеджмента, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют в отношениях управления, а также способы социального и психологического воздействия.10

          Второй блок предметной области  науки «менеджмент» - экономический.  Управленческие отношения в организации  – часть производственных отношений.  Однако между ними имеются и существенные различия: последние выделяются по объекту (производство, обмен, распределение) и характеризуют его, а управленческие по своей сути – производственные отношения, характеризующие участников, носителей этих отношений. Таким образом, производственные отношения и их отдельные стороны можно определить в качестве объекта управления. При этом исходным базовым социальным процессом реализации и развития производственных отношений является труд, обусловленный логикой трудового поведения работников. Кроме того, блок включает в себя способы экономического воздействия.

          Третий блок -  организационно-технический.  Он включает в себя организационно-технические  параметры отношений управления. К ним относятся пространственно-временные рамки менеджмента, а также действия, организационные структуры, процедуры, средства, приемы, различные техники и технологии, применяемые в нем.

          Отмеченные особенности предмета  науки «менеджмент» определяют  ее место среди других наук  и сформированных на их основе  научных учебных дисциплин11.

           Менеджмент базируется на основных положениях экономической теории, однако не является исключительно экономической наукой. Существенную роль в формировании менеджмента как науки сыграли гуманитарные (философия, психология, социология, педагогика и другие), естественно-научные (математика, информатика, концепции современного естествознания, эконометрика и другие), а также общепрофессиональные (статистика, хозяйственное право экономический анализ и другие) дисциплины. Сам менеджмент служит основой для ряда специальных дисциплин (финансового менеджмента, планирования, антикризисного управления и др.). Вместе с тем междисциплинарные связи характеризуются и обратным влиянием. Развитие любой науки в значительной мере определяется применяемыми управленческими технологиями их организации.

           Менеджмент – это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала, земли) и финансов, которая основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям внешней среды12. Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах: управление производственными операциями раскрывает технический аспект менеджмента в организации; управление трудовыми операциями – социальный аспект; управление маркетингом – рыночный аспект; управление коммуникациями – информационный аспект; управление собственностью раскрывает имущественный аспект.

           В организации указанные аспекты  менеджмента системно связаны  между собой и должны развиваться  комплексно. Однако в зависимости  от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различных сочетаниях перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия «менеджмент» позволяет подчеркнуть его адекватность понятию «управление», что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых.

           Основным средством построения менеджмента как науки являются его методы. Они включают в себя способы, примы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, управленческих воздействий. Методы менеджмента не только раскрывают сущность и особенности управленческих отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность управления в организациях13. В силу сложности и многомерности самого предмета менеджмента при его построении применяют большой арсенал методов, которые могут быть подразделены на общефилософские, общенаучные и частные. К первой группе относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия и моделирование. Ко второй -  методы наблюдения, описания, сравнения, измерения, эксперимента, формализации, аксиоматический, гипотетико-индуктивный и исторический. К третьей – многообразие методов конкретных наук, прежде всего методы экономических, социальных и психологических исследований, которые находят свое применение в познании менеджмента. Методологическую основу всех исследований менеджмента составляют диалектический метод познания и системный подход.

          Методологический фундамент и  рамки предметной области науки «менеджмент» определяют ее социальные функции14. Важнейшая из них – гносеологическая. Она проявляется в том, что наука «менеджмент» способствует познанию отношений управления в организации.

          Регулятивно-динамическая функция менеджмента направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата15.

          Регулятивно-статистическая функция проявляется в разработке механизма поддержания объекта управления в неизменном состоянии различных организационных форм управления, порядка формирования и полномочий органов управления, основ различных функций и отраслей менеджмента. Кроме того, реализация ее направлена на сохранение и закрепление сложившихся экономических, политических, социально-культурных отношений в обществе путем рационализации умонастроений собственников, менеджеров и рабочих. Таким образом, менеджмент – одно из основных инструментов предотвращения социальных конфликтов в обществе.

          Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций менеджмента. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение несанкционированных действий в организации, защита и восстановление сложившихся отношений управления. Вместе с тем эта функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям или вступающих в противоречие с поставленными целями отношений.

          Большое значение имеет инструментально-трансляционная функция менеджмента, которая проявляется в разработке различных способов и приемов передачи, получения и интерпретации информации при осуществлении управленческого воздействия.

          Воспитательная функция охватывает своим содержанием часть менеджмента, которая осуществляется не специально управленческими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (воспитание, социализация, культура, общие нравственные принципы и т.п.). Эта функция обращена на формирование организационной культуры, воспитание персонала в духе уважения друг к другу, к труду, закону. Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета управления, служит средством объединения персонала, способствует усвоению навыков делового взаимодействия и реализации управленческих воздействий.

          В менеджменте важно не только  понимать состояние управленческой  ситуации, но и прогнозировать  возможные ее изменения. Поэтому  менеджменту свойственна и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики развития субъекта и объекта, предсказании эффективности использования различных приемов и способов управленческого воздействия, эффективности и результативности функционирования организации. Прогностическая функция проявляется в разработке практических рекомендаций.

          Аксиологическая функция менеджмента связана с утверждением в управленческих отношениях универсальных этических принципов, ценностных ориентаций и установок, профессионально ориентированного делового этикета16.

          Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях.

          Содержание науки «менеджмент»  раскрывается в ее основных  понятиях и категориях. К ним  можно отнести такие понятия,  как менеджмент, отношения управления, функции управления, организационная структура управления, организационная культура, персонал, среда менеджмента, методы управления, процесс управления. Содержательный смысл понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития, как самой науки «менеджмент», так и практики управления. Базовым понятием в системе всех категорий науки «менеджмент» служит понятие «менеджмент». 

     1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства

          Принято считать, что менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - начале XX века. К этому же времени относятся и первые работы ученых и практиков, попытавшихся обобщить накоплений в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается О.Тейлор, хотя имеется не менее веское обоснование тому, что явление управления, определяемое совокупностью осознанных приемов координации и мотивации целенаправленных действий, появилось тогда, когда труд перестал быть индивидуальным. Еще в древнем Египте около 70 веков управление крупными строительными проектами выявило необходимость выделения штабных функций в отдельный род занятий с одновременным использованием письменных документов как средства коммуникации и координации работ.  
Через 3000 лет, при правлении вавилонского царя Хаммурапи появились первые профессиональные бюрократы. Так называемый свод законов Хаммурапи по сути   является первой формально существующей системой администрирования. Еще через 12 веков, при Навуходоносоре II, фактически выделилась группа людей, профессионально занимавшихся управлением на производстве и в строительстве менеджеры! Навуходоносор вводит контроль качества на производстве (цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи) и стимулирование труда через зарплату.  
Конечно, этого недостаточно, чтобы утверждать об оформлении управления как науки. Перечисленные примеры иллюстрируют лишь зарождение профессии с интуитивно, методом «проб и ошибок», формирующимся набором приемов и методов. Утверждать о появлении новой науки можно лишь тогда, когда формируется строгая система понятий, математический аппарат для их описания, а также философия, обосновывающая самостоятельность данного рода деятельности.

          В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожогова и Н.Ю. Шведовой категория «менеджмент» определена как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. В соответствии с этой трактовкой менеджер определен как специалист по управлению производством, работой предприятия.

          Менеджмент – это одновременно и наука, и искусство. В учебнике «Менеджмент» обосновано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее, - междисциплинарная область, которую правильнее всео назвать управленческой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством17 …».

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления