Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;
2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;
3) описать принципы управления деловой организацией;

Содержание

Введение
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства
1.3. Принципы управления деловой организацией
Глава II. Менеджмент в туризме
2.1. Управление турфирмой
2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой
3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент ВОРД.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

          Аргументацией в пользу каждой  из сторон категории «менеджмент»  может служить экскурс в раскрытие  его содержания. Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами18. Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации. Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессиональные подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации, являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами. Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления. Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации.

          В оценке менеджмента как науки  аргументами служат следующие соображения: управление – это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных человечеством знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения19. Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей20.

         Как искусство менеджмент основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система – это сложная открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать21. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.

          Менеджер должен опираться на науку и искусство руководства и управления, объединяя их в единый управленческий процесс. Для этого необходим качественно новый специалист – менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями в области своей профессиональной деятельности.

           Менеджмент как искусство: - организации – сложные социально-технические системы; - люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования; - практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант; - при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого; - никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

           Профессионализм менеджмента означает, что управление в организации в результате развития труда в направлении его разделения, специализации и профессионализации выделилось в самостоятельную профессию. В настоящее время существует осознаваемая потребность в людях этой профессии – менеджерах. Также это понимание профессионализации менеджмента предполагает профессиональную подготовку специалиста, его профессионализм (сплав образования, знаний, умений, опыта и искусства управлять), а также совокупность организационных и социально-экономических условий, в которых возможна практическая реализации профессионализма (рыночная экономика, система образования, соответствующая государственная политика, общественное сознание, ориентированное на рыночные отношения и профессионализм управленческой деятельности).

          В заключение можно сделать вывод, что менеджмент - это и наука, и искусство. Наука - потому что в этой сфере деятельности нельзя без практически ценных знаний. Искусство - потому что эта сфера деятельности предполагает творческий подход во всех возникающих ситуациях.  

     1.3. Закономерности и принципы управления  деловой организацией

          Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

          К числу важнейших закономерностей  менеджмента следует отнести:

     1) развитие теории и практики  менеджмента в соответствии с  трансформацией форм и методов  организации экономики22;

     2) определяющее влияние состояния  внешней среды в выборе и фомировании системы управления организацией;

     3) соответствие социального содержания  управления формам собственности  на имущество организации;

     4) соотносительность управляющей  и управляемой подсистем (субъекта  и объекта управления);

     5) преимущество сознательного (планомерного) управления23;

     6) концентрация и динамичное изменение функций управления в организации;

     7) оптимизация (рационализация) уровней  управления организацией;

     8) рациональное использование в  процессах управления функций  контроля, учета и анализа.

          Закономерности имеют объективный  характер, а реализуются в процессе  деятельности людей. Это в полной  мере относится и к закономерностям  менеджмента. Под воздействием  проявления закономерностей в  организациях формируются принципы  менеджмента.

           Принципы менеджмента, синтезируя  объективные закономерности управления, определяют черты реальной управленческой  практики в любой организации.  Представляя собой общие правила,  принципы формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.

           Первым сформулировал принципы  управления А. Файоль в книге  «Общее и промышленное управление»  в 1916 году (см. табл. 3.1.).

     Таблица 3.1.

     Принципы  менеджмента, сформулированные А. Файолем24

     Название  принципа      Содержание  принципа
     Разделение  труда      Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
     Полномочия  и ответственность      Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
     Дисциплина       Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры  – применять справедливые санкции  к нарушителям норм порядка
     Единоначалие      Работник  получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
     Единство  действий      Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
     Подчиненность интересов      Интересы  организации имеют преимущества справедливого вознаграждения за свой качественный труд
     Вознаграждение  персонала      Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
     Централизация      Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при  верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности
     Склярная  цепь управления      Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
     Порядок      Рабочее место – для каждого работника  и каждый работник на своем рабочем  месте
     Справедливость       Установленные правила и соглашения должны проводиться  в жизнь справедливо на всех уровнях  склярной цепи
     Стабильность  персонала      Установка работников на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
     Инициатива       Поощрение работающих к выработке независимых  суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
     Корпоративный дух      Гармония  интересов персонала и организации  обеспечивает единство усилий (в единстве - сила)

          В дополнение к сформулированным  А. Файолем принципам, проверенным  последующей практикой, эволюция  менеджмента позволила добавить  следующие:

     - принцип систематичности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении25;

     - принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;

     - принцип иерархичности, предполагающий  выделение уровней управления  на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;

     - принцип выделения ведущего звена,  предполагающий выбор наиболее  значимой цели и  наиболее  важных ресурсов для ее достижения;

     -принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

          Наряду с общими принципами  управления выделяют частные  принципы, соблюдение которых позволяет  регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, особенностей отраслевой специализации.

          Например, общие принципы управления в туризме:

     - принцип применимости, который означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников;

     - принцип систематичности выражается  в том, что менеджмент охватывает  различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение цели);

     - принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные  способы отношений и взгляды  сотрудников должны интегрироваться,  а вне фирмы может происходить  разделение на свои миры;

     - принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и тому подобное26.

           Все эти принципы необходимо  учитывать, но и неукоснительно соблюдать. Например, каждый принцип формирует «под себя» систему требований, выполнение которых способствует совершенствованию менеджмента в туристской организации.

          Принцип уважения и доверия к человеку – основополагающий и системообразующий в туристском коллективе.

          Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и сотрудникам турфирмы: - уважайте личное достоинство человека, признавайте за ним соответствующие права и возможности; - уважайте и берегите человека в себе и в других; - предоставляйте личности свободу выбора; - доверяйте человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы; - создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения; - уважая человека, проявляйте к нему достаточно высокую требовательность; - создавайте обстановку, в которой к нему достаточно высокую требовательность; - создавайте обстановку, в которой он может проявить себя, раскрыть свои возможности; - максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе; - поощряйте достижения и личный вклад каждого в общее дело; - гарантируйте каждому сотруднику личную защищенность в коллективе27.

           Принцип целостного  взгляда на человека, который отражает ряд конкретных требований к руководителю турфирмы:

     - стройте свои отношения с сотрудниками не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;

     - не ограничивайте отношения только должностными обязанностями, вникайте в жизнь, духовный мир и стремления сотрудника, иначе он неизбежно будет чувствовать отчужденность;

     - помните, что жизнь сотрудника  не ограничивается только часами, проведенными в турфирме. Она  шире и богаче;

     - общаясь с сотрудником, никогда  не забывайте, что его работа  в то же время составляет  большую часть его жизни, она  определяет его жизнь, сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе, были для него светлыми и радостными;

     - менеджер должен быть причастен  к образу жизни членов турфирмы, он должен понимать, в чем состоят  общие потребности;

     - создавайте обстановку, чтобы личность сотрудника раскрывалась в ней не только своими служебными сторонами, но и другими скрытыми от окружающих, но очень ценными для коллектива;

     - встречайтесь с сотрудниками  не только в формально-официальной  обстановке, но и в такой, где  можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления