Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;
2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;
3) описать принципы управления деловой организацией;
Введение
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства
1.3. Принципы управления деловой организацией
Глава II. Менеджмент в туризме
2.1. Управление турфирмой
2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой
3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой
Заключение
Библиографический список
Аргументацией в пользу каждой
из сторон категории «
В оценке менеджмента как
Как искусство менеджмент основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система – это сложная открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать21. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.
Менеджер должен опираться на науку и искусство руководства и управления, объединяя их в единый управленческий процесс. Для этого необходим качественно новый специалист – менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями в области своей профессиональной деятельности.
Менеджмент как искусство: - организации – сложные социально-технические системы; - люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования; - практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант; - при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого; - никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.
Профессионализм менеджмента означает, что управление в организации в результате развития труда в направлении его разделения, специализации и профессионализации выделилось в самостоятельную профессию. В настоящее время существует осознаваемая потребность в людях этой профессии – менеджерах. Также это понимание профессионализации менеджмента предполагает профессиональную подготовку специалиста, его профессионализм (сплав образования, знаний, умений, опыта и искусства управлять), а также совокупность организационных и социально-экономических условий, в которых возможна практическая реализации профессионализма (рыночная экономика, система образования, соответствующая государственная политика, общественное сознание, ориентированное на рыночные отношения и профессионализм управленческой деятельности).
В заключение можно сделать вывод, что
менеджмент - это и наука, и искусство.
Наука - потому что в этой сфере деятельности
нельзя без практически ценных знаний.
Искусство - потому что эта сфера деятельности
предполагает творческий подход во всех
возникающих ситуациях.
1.3. Закономерности и принципы управления деловой организацией
Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.
К числу важнейших
1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики22;
2)
определяющее влияние
3)
соответствие социального
4)
соотносительность управляющей
и управляемой подсистем (
5) преимущество сознательного (планомерного) управления23;
6) концентрация и динамичное изменение функций управления в организации;
7) оптимизация (рационализация) уровней управления организацией;
8) рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.
Закономерности имеют
Принципы менеджмента,
Первым сформулировал принципы
управления А. Файоль в книге
«Общее и промышленное
Таблица 3.1.
Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем24
Название принципа | Содержание принципа |
Разделение труда | Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы |
Полномочия и ответственность | Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу |
Дисциплина | Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры – применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка |
Единоначалие | Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником |
Единство действий | Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану |
Подчиненность интересов | Интересы организации имеют преимущества справедливого вознаграждения за свой качественный труд |
Вознаграждение персонала | Получение
работниками справедливого |
Централизация | Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности |
Склярная цепь управления | Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников») |
Порядок | Рабочее место – для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте |
Справедливость | Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях склярной цепи |
Стабильность персонала | Установка работников на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность |
Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ |
Корпоративный дух | Гармония
интересов персонала и |
В дополнение к
- принцип систематичности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении25;
- принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
-
принцип иерархичности,
-
принцип выделения ведущего
-принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Наряду с общими принципами управления выделяют частные принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, особенностей отраслевой специализации.
Например, общие принципы управления в туризме:
- принцип применимости, который означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников;
-
принцип систематичности
-
принцип интеграции
- принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и тому подобное26.
Все эти принципы необходимо учитывать, но и неукоснительно соблюдать. Например, каждый принцип формирует «под себя» систему требований, выполнение которых способствует совершенствованию менеджмента в туристской организации.
Принцип уважения и доверия к человеку – основополагающий и системообразующий в туристском коллективе.
Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и сотрудникам турфирмы: - уважайте личное достоинство человека, признавайте за ним соответствующие права и возможности; - уважайте и берегите человека в себе и в других; - предоставляйте личности свободу выбора; - доверяйте человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы; - создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения; - уважая человека, проявляйте к нему достаточно высокую требовательность; - создавайте обстановку, в которой к нему достаточно высокую требовательность; - создавайте обстановку, в которой он может проявить себя, раскрыть свои возможности; - максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе; - поощряйте достижения и личный вклад каждого в общее дело; - гарантируйте каждому сотруднику личную защищенность в коллективе27.
Принцип целостного взгляда на человека, который отражает ряд конкретных требований к руководителю турфирмы:
- стройте свои отношения с сотрудниками не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
- не ограничивайте отношения только должностными обязанностями, вникайте в жизнь, духовный мир и стремления сотрудника, иначе он неизбежно будет чувствовать отчужденность;
-
помните, что жизнь сотрудника
не ограничивается только
-
общаясь с сотрудником,
-
менеджер должен быть
- создавайте обстановку, чтобы личность сотрудника раскрывалась в ней не только своими служебными сторонами, но и другими скрытыми от окружающих, но очень ценными для коллектива;
-
встречайтесь с сотрудниками
не только в формально-
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления