Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;
2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;
3) описать принципы управления деловой организацией;

Содержание

Введение
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства
1.3. Принципы управления деловой организацией
Глава II. Менеджмент в туризме
2.1. Управление турфирмой
2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой
3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент ВОРД.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение      2
Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления       
      1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент      4
      1.2. Основные черты менеджмента как профессиональной сферы деятельности, науки, искусства      11
      1.3. Принципы управления  деловой организацией      13
Глава II. Менеджмент в туризме       
      2.1. Управление турфирмой      22
      2.2. Характеристика модели управления на турфирме «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии      26
Глава III. Рекомендации и совершенствование системы управления турфирмой       
      3.1. Предложения по совершенствованию модели управления турфирмой      34
Заключение      37
Библиографический список      39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

          В энциклопедическом словаре «Управление организацией», созданном в одной из российских научных школ менеджмента – Государственном университете управления, менеджмент трактуется как «совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального коллективного труда». Здесь же отмечается, что «термин «менеджмент» часто используется для обозначения области знаний, связанной с необходимостью планирования, организации, координации, стимулирования и контроля коллективного труда в различных организациях». В рамках этой деятельности «член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию людей по достижению намеченных целей, наемный профессиональный управляющий» осуществляет функции менеджмента и называется менеджером1.

         В России слово «менеджмент»  стало широко использоваться  сравнительно недавно, но его  стремительному распространению  помогают знания и опыт многих  поколений отечественных и зарубежных  исследователей науки и практики  управления.

       Менеджмент – это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры – это миллионы людей в мире, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другим людьми. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами при ограниченных факторах производства.

          Актуальность темы в том, что в нашем современном мире, сотрудники фирм  должны владеть и изучать основы менеджмента, для того чтобы они могли качественно и грамотно управлять людьми в организации и уметь планировать, организовывать, обеспечивать развитие и достижение ими поставленных целей.

           В исследовании на тему «Сущность менеджмента. Основные черты и многозначность менеджмента как профессиональной сферы, науки и искусства. Принципы управления деловой организацией» были использованы литературные источники таких авторов, как: А.Б. Косолапов, Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугина, М.П. Переверзев, Н.А. Шейденко, Л.Е. Басовский, Т.В. Косцов, Н.И. Кабушкин, Н.К. Моисеева и другие.

          Цель работы: «Охарактеризовать модель управления на туристском предприятии «Панорама» г. Петрозаводска в Карелии». И выполнить следующие задачи:

     1) раскрыть сущность и дать понятие менеджмента;

     2) выяснить основные черты менеджмента как науки и искусства, профессиональной сферы деятельности;

     3) описать принципы управления деловой организацией;

     4) охарактеризовать менеджмент туризма  и управление турфирмой;

     5) сделать анализ модели управления турфирмой;

     6) дать рекомендации по совершенствованию  управления турфирмой; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

     1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент

          Технический прогресс во второй половине 19 века стал главным образом возможен благодаря развитию науки. Научные разработки получили стремительное распространение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в управлении и благодаря управлению Феноменом промышленной революции является и менеджмент – мотивационный тип управления в организации, базирующийся на научной методологии и осуществляющийся на профессиональной основе2.

          Менеджменту как типу управления присущи основные черты социального управления. Он возникает вследствие наличия асимметрии отношений между собственниками предприятия и людьми, которые не владеют собственностью предприятия, но могут с ее помощью удовлетворить свои потребности. При этом удовлетворение потребностей организацией осуществляется как непосредственно, так и опосредованно. За свой труд люди получают денежное вознаграждение, за счет которого они могут приобрести определенные блага. Что дает возможность собственникам влиять на этих людей и ставить некоторые условия при приеме на работу и заключении трудового договора. Трудовые правоотношения определяют обязанности, права и ответственность всех работников организации и наделяют менеджеров правом воздействовать на деятельность подчиненных им работников. Таким образом, менеджмент – это также вид подчинительной связи, при которой состояние объекта приводится управляющим субъектом (руководством организации) в соответствие с поставленной целью с помощью воздействия на деятельность управляемого субъекта (подчиненных). Вместе с тем он имеет свои отличительные характеристики, которые не противоречат пониманию социального управления, но отражают менеджмент именно как управление в организации в условиях рыночных отношений. Этому типу управления свойственны, прежде всего, мотивационность, научность и профессионализация.

          Мотивационность менеджмента означает, что управленческое воздействие в организации должно осуществляться с учетом интересов субъектов отношений управления3. Организации зависимы от своих работников, так как испытывают потребность в их высокопроизводительном труде.  Работе современных организаций принимают участие люди, которые свободны в выборе своей деятельности и равноправны с социально-экономической точки зрения. Организации не могут заставить  работников трудиться насильственными методами. Принимая решение о трудоустройстве в конкретной организации, люди ожидают, что в результате получат возможность удовлетворить свои потребности и решить возникающие задачи. И если ожидание не оправдываются, они увольняются – расторгают трудовой договор. Для реализации целей организации необходимы определенные условия для обеспечения высокопроизводительного труда и соответствующие мотиваторы – средства, способные удовлетворит возрастающие потребности людей и их интересы.

          Научность менеджмента предполагает, что он осуществляется на основе достижений науки, с учетом объективных экономических законов. Современный менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей науки, как экономика, социология, психология, педагогика, право и другие. В наиболее общем понимании наука включает в себя сбор данных и разработку теории. Под теорией понимают совокупность понятий и суждений, относящихся к более ли менее широкой предметной области и объединенных в единое целое с помощью определенных логических принципов. Менеджмент как теория устанавливает категории, закономерности, принципы и правила протекания процессов и явлений в области управления в организации. Но не все знания являются научными. Ими могут быть признаны только знания, которые получены научным методом, тремя наиболее важными характеристиками которого являются контролируемость, операциональное определение и повторяемость.

          Контролируемость предполагает  необходимость и возможность  контроля, который позволяет индентифицировать причины и следствия отношений управления и выявить определенные закономерности. Операциональное определение описывает менеджмент в определенных терминах и позволяет сократить неопределенность смысла его понятий и категорий. Сущность повторяемости состоит в подтверждении ранее полученного в исследованиях результата. Если его невозможно повторить, то теория ненадежна и ненаучна.

          Таким образом, научный метод – это набор средств для решения проблемы. Он имеет преимущество перед интуитивным знанием, так как основывается на систематическом научном наблюдении, способен корректировать полученные знания и преодолеть субъективизм исследователей. Научный метод использует различные методы исследования, позволяющие связать разрозненные  научные и эмпирические данные в целостные теории4.

               Мотивационность и научность – два основных параметра, позволяющих идентифицировать типы управления различных эпох.

          Слово «менеджмент» произошло  от глагола to manage, что в переводе с английского языка означает «управлять». В свою очередь, этот глагол произошел от латинского manus – «рука». Первоначально в США этим словом называлось умение объезжать лошадей. Позднее менеджментом стали называть руководство и процесс управления организацией, а менеджерами – работников управления организации. Существует многовековая история управления как искусства и вида деятельности. То, сегодня называется менеджментом, - это не только деятельность и искусство, но и прежде всего наука.

          В «Оксфордском словаре английского  языка» категория «менеджмент»  характеризуется как способ обращения  с людьми, как власть и искусство  управления, как особого рода умение и административные навыки, как орган управления, административная единица5.

          Наука «менеджмент» возникла  из потребностей хозяйственной  практики. Ее цель – изучение  закономерностей развития всей  совокупности управленческих отношений  в организации, формирование теории и практических рекомендаций6. Теория отражает общие свойства явлений, закономерности, присущие многим сторонам управленческой практики, а не отдельным конкретным случаям, и в этом смысле обладает определенной самостоятельностью.

           Основные задачи менеджмента таковы:

     - систематизация управленческих  фактов и выявление существенных  связей между ними;

     - раскрытие закономерностей, принципов  и методов эффективного функционирования  управления в организации;

     - исследование функций и структуры управления;

     - формирование представлений о  логике и технологии управления;

     - исследование экономических, социальных, психологических и организационно-технических  факторов управления;

     - обобщение отечественного и зарубежного  опыта управления7.

          Объект науки менеджмента – реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимосвязей. В объективной реальности эти отношения и взаимосвязи всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде управленческого воздействия, коммуникативных и интерактивных связей.

           Предметом науки менеджмента являются отношения управления в организации. Эти отношения не являются изначальными отношениями между людьми, а базируются на экономических и морально-этических отношениях8. Для формирования отношений управления в организациях наибольшее значение имеют отношения собственности между собственниками и пользователями средств производства между работодателями и работниками и определяющие роль и выполняемые функции работников в процессе совместной трудовой деятельности в организации.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления