Маркетинговые технологии как средство позиционирования муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 219.57 Кб (Скачать)

     Понятно, что в силу географических особенностей в Ханты-Мансийском автономном округе расположена большая часть нефтяных месторождений. Такой подарок природы уже несколько десятилетий является одним из важнейших для развития страны. Поэтому инвестировать в большую нефть всегда было выгодно.

     Однако, как подчеркнула на международном  пленарном заседании Губернатор Югры Наталья Комарова, « при извлечении выгоды нефтяные компании не должны забывать и о людях, проживающих на территории региона. Как ни крути, а все мы, живущие в Югре, тесно связаны с нефтегазовым комплексом»[50].

     Конечно, трудно сегодня упрекнуть хозяйствующие  компании в малой социальной ответственности. С их помощью и на их деньги строятся социальные объекты: нефтяники активно  направляют деньги на ремонт и строительство дорог, детских садов, школ, больниц во всех муниципалитетах Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.

     Например, директор «ТНК - ВР Западная Сибирь», Олег Нам сообщил, что возглавляемое  им предприятие сегодня успешно  работает в восьми муниципальных  образованиях округа и в каждом уделяет  большое внимание развитию социальной сферы. Сейчас в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре по поддержанной региональной программе «Новая школа Югры» идет строительство 56 детских садов, 6 из которых возводятся за счет инвесторов. Таким образом, очередность в дошкольные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа должна исчезнуть уже через 2 года.

     Вице-президент  ОАО «ЛУКойл» Азат Шамсуаров также отметил социальную ориентированность компании. Он дал гарантию, что «ЛУКойл» еще долгие годы будет оставаться надежным помощником в решении региональных задач.

Сегодня Югра — это надежный партнер. Стабильность нашего региона очевидна. Об этом говорит и тот факт, что в регионе сокращается инфляция. Инвесторы готовы вкладываться и вкладываются не только в добычу и переработку нефтепродуктов, но и в строительство жилья, торговых центров, продвижение рационализаторских изобретений».

     Но  все же Югра — уникальный регион, в котором сочетаются сельское хозяйство, промыслы коренных народов и добыча углеводородов. Если инвестиции сегодня  активно идут в топливно-энергетический комплекс, то остальные отрасли пока, мягко говоря, не дотягивают. Однако предпосылки к инвестированию все  же есть — региональные власти идут навстречу желающим вложиться в  эти отрасли: помимо того, что разработан комплекс программ, правительство Югры еще и страхует инвесторов.

     На примере крупных городов Ханты – Мансийского автономного округа – Югры были тщательно разобраны перспективы их развития до 2020 года. Как отметил в докладе глава Ханты-Мансийска Василий Филипенко, окружная столица будет стремительно развиваться. Так, например, через 9 лет население города с нынешних 80 тысяч человек вырастет до 120 тысяч.

     В Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте  и Ханты-Мансийске (ключевых для  региона городах) будет продолжать развиваться здравоохранение, строительство  жилья и социальных объектов. Отдельно главы городов остановились на системе  образования. После окончания школы молодые люди не должны уезжать за пределы округа, чтобы получить диплом о высшем или среднем образовании.

     Необходимо  сделать профессионально – технологические училища, колледжи и вузы конкурентоспособными, чтобы дипломы югорских учебных заведений котировались во всех городах нашей страны. В целом перспективы самого крупного муниципалитета Югры вполне очевидны.

     В 2012 году в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре будет добыта 10-миллиардная тонна нефти. Разведанных запасов сейчас на территории всего Ханты-Мансийского округа более 40 миллиардов. Кроме того, привлечение инвестиций и развитие бизнеса в городах, поселках и селах также скажется положительно на региональной экономике. А значит, югорчанам, не стоит переживать за свое будущее.

 

      3 Направления совершенствования  территориального  маркетинга

      3.1 Проблемы  и тенденции  регионального маркетинга

      Еще в январе 2008 г. правительство РФ утвердило  концепцию продвижения национального и региональных брендов территорий страны. За 2 года актуальность темы возросла: репутация России за рубежом и репутация отдельных регионов внутри страны, несмотря на ее растущие амбиции, ухудшается. Только за 10 месяцев 2011года отток частного капитала из России достиг 84,2 млрд долл. против 33,6 млрд долл. в 2010 году.

      Регионы остро нуждаются в укреплении своих социально-экономических позиций, усилении конкурентных преимуществ и повышении инвестиционной привлекательности. Одной из приоритетных задач становится определение «своего лица» (наиболее сильной конкурентной позиции) округа, при этом избегая негативных последствий моноспециализации.

      Кроме того, сегодня, решая задачи маркетинга территорий, важно не идти по пути «дикой» конкуренции между городами и регионами, а выстраивать систему, при которой развитие разных территорий дает общий синергетический эффект, основу для развития страны в целом. Общественные инициативы, действия бизнес-сообщества имеют разрозненный, фрагментарный и точечный характер.

      Но  для того чтобы они играли важную роль в развитии регионов и могли решать проблемы в полном объеме, они должны носить комплексный характер.

      Органы  государственного управления, которые  являются ключевым звеном в разработке проектов маркетинга территорий, недостаточно полно используют его инструменты, не имеют маркетингового мышления, необходимого для создания имиджа региона, привлечения дополнительных ресурсов и инвестиций. В настоящий момент маркетинг территорий – это процесс, когда образ территории, ее привлекательность формируется стихийным, малоуправляемым образом, что влечет за собой неизбежные ошибки.

      Внедрение в жизнь современных маркетинговых  технологий, активное участие органов власти и других заинтересованных групп должно позволить эффективно использовать имеющиеся ресурсы и добиваться реальных результатов. Основная проблема российского регионального маркетинга заключается в отсутствии комплексного подхода, мероприятия носят разрозненный характер, что не позволяет создать единый узнаваемый и эффективный образ территории. Уровень развития маркетинга территорий, маркетинговый подход к управлению регионом остается сегодня на среднем уровне, недостаточном для получения ощутимых результатов в перспективе.

      «…  сегодня мы находимся чуть выше нижней части жизненного цикла регионального маркетинга, у нас даже нет еще роста, мы только на этапе становления. Я считаю, что, как любой продукт маркетинг территорий, пройдет все этапы. И следующим обязательно должен быть его рост!» [14. C.28]

      Существуют  различные проекты маркетинга территорий, эксперты выделяют наиболее типичные, которые заметно отражают подходы к развитию регионов:

  • использование уже имеющихся ресурсов, усиление конкурентных позиций;
  • создание нового образа, переориентация социально-экономического пространства;
  • разработка потенциально перспективных направлений, искусственное создание информационных поводов, легенд, мифов. Эксперты выразили мнение, что приоритетными целевыми группами сегодня являются: жители, особенно молодые активные люди, предприниматели, инвесторы.

            Далее уже идут федеральные органы управления, целевые группы работников, различные организации, туристы, отдельные группы потребителей, ученые, иностранные граждане.

      Тенденции маркетинга  территории.

      Региональные  и муниципальные органы власти по прежнему ждут распоряжений, финансирования, указов с верху, следуя по старому пути: «скажут – сделаем».

      Наибольшее  значение приобретает принцип первого руководителя. Государство не создает препятствий к реализации проектов регионального маркетинга, ведущая роль остается за Главой территории. Маркетинг территорий строится на развитии социально-экономической привлекательности городов. В первую очередь муниципальное управление может стать главным фактором развития регионов. Органы муниципального управления не понимают своей роли в использовании маркетинга территорий. Чиновники не знают теории и не владеют информацией о практике маркетинга территории, как мировой, так накопленного российского опыта. Власть не идет на конструктивный диалог с заинтересованными группами. Профессионалов в области маркетинга не всегда привлекают к участию в решении задач маркетинга территорий.

      Если  раньше бизнес был пассивным участником данного процесса, то теперь ситуация меняется, именно бизнес становится инициатором и главным действующим лицом.

      Создание  «искусственных», тематических праздников, поводов с целью привлечения внимания, закрепления в особой индивидуальной нише. Прежде всего таких, которые имеют коммерческий успех. Использование Интернета с целями маркетинга территории как главного ресурса формирования информационного поля.

      Недостаточное использование возможностей Интернета  органами управления, субъектами предпринимательской, культурной, образовательной деятельности.

      Активное  включение молодежи в процесс формирования имиджа региона, наличие общественных инициатив. Актуальные проблемы маркетинга территорий. Отсутствие внятных стратегических целей маркетинга конкретных территории, понятных и значимых для всех участников процесса. Недостаточная работа по анализу конкурентных позиций территории, полное отсутствие управление ими. Отсутствие критериев оценки эффективности как процесса в целом, так и отдельных участников, направлений. Недостаток глубоких исследований общественного мнения, макроэкономической ситуации, актуального состояния и прогнозов развития. Недостаточное применение (зачастую их отсутствие) новых управленческих технологий, в первую очередь, в органах государственного управления. Несогласованность действий разных заинтересованных групп (бизнес – сообщества, государственных органов, общественных инициатив), что значительно снижает эффективность процесса.

      Для регионов переход к самостоятельному поиску путей своего развития и повышения  конкурентоспособности – это  не только заветная цель, но и непростая  задача. В свою очередь, усиливающаяся  в последнее время конкуренция  между регионами, требует использования новых подходов в принятии и реализации управленческих решений.

        В условиях рыночных отношений  становится все более очевидным,  что города и районы, а следом  и регионы, в процессе интеграции  в мировую экономику вынуждены  активнее конкурировать между  собой:

  • за средства федерального бюджета в целях размещения крупных федеральных объектов инфраструктуры, промышленных проектов, технопарков, особых экономических зон;
  • инвесторов (отечественные и зарубежные компании);
  • малый бизнес (физические и юридические лица);
  • туристов;
  • проведение мероприятий различного уровня;
  • потенциальных жителей;
  • квалифицированную рабочую силу;
  • покрытие растущих потребностей населения в повышении уровня жизни, в качестве коммунальных услуг.

            Региональная конкуренция проявляется в борьбе за целевые группы, т. е. потенциальных потребителей территории, в привлечении которых она заинтересована(см. рис.5).

   Конкурентоспособность                              Конкурентоспособность

 

 

 
 
 
 
 
 

     Рисунок 5 – Конкурентоспособность региона [51]

      Территория  становится не просто местом проведения экономических акций, а продавцом  товаров и услуг, т. е. равноправным участником рынка.

        Речь идет о территориальном  маркетинге как составной части  региональной (экономической) политики, которая должна быть направлена  на максимальное удовлетворение  потребностей целевых групп.

      Ошибочно  думать, что долгосрочного и стабильного  успеха в территориальном развитии удастся достичь только благодаря  умению губернатора или мэра добиваться увеличения объема федеральных субсидий или сотрудничать с потенциальными инвесторами.

Информация о работе Маркетинговые технологии как средство позиционирования муниципального образования