Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.
Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106
Для
того чтобы расширить возможности
развития, регионам, городам и районам
предстоит овладеть специальными навыками,
новыми инструментами и технологиями.
При этом источником ноу-хау, примером
успешного управленческого
Одним из активно перенимаемых у бизнеса новшеств является стратегическое рыночное планирование. Концепция этого инструмента исходит из того, что будущее какой-либо территории является неопределенным, но на это будущее можно повлиять с помощью спланированных особым способом действий, цель которых состоит в достижении нового состояния территории, удовлетворяющего потребностям рынка. Причем все шире распространяется убеждение в том, что с территорией надо обращаться как с бизнес-структурой, а значит, для нее нужен, как и для производства товаров и услуг, стратегический маркетинговый план.
Вот почему стратегическое рыночное планирование должно приобрести характер функциональной деятельности, для осуществления которой требуется создание специальной организационной системы, опирающейся на специальные подразделения территориальных администраций, частно – государственные корпорации, общественные организации и другие структуры. При этом следует учитывать, что для территории, как и для бизнеса, существует принципиальная возможность найти цели и измеримые критерии оценки результатов своего развития. В регионе, например, успех может измеряться расширением базы налогообложения, появлением новых видов бизнеса, притоком жителей, улучшением экологических параметров и т. д. Эти способы измерения уже существуют, и задача состоит в корректном введении их в процесс стратегического планирования.
Представим схему процесса стратегического планирования в территориальном маркетинге, которая включает в себя несколько стадий (см.рис.6).
Рисунок 6 – Схема процесса стратегического планирования в территориальном маркетинге [51]
Указанная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Однако в территориальном маркетинге основная задача, встающая на первом этапе перед командой, ответственной за планирование будущего курса развития территории, заключается в том, чтобы отчетливо понять, в каком состоянии находится территория, каковы ее конкурентные преимущества, что она может предложить основным целевым группам. Для этого проводится аудит (диагностика) территориальной ситуации, позволяющий выявлять ее сильные и слабые стороны, а также прогнозировать возможности территорий и угрозы, с которыми они могут столкнуться в процессе будущего развития.
Цель
диагностики должна состоять не только
в определении ключевых, наиболее
сильно сдерживающих развитие территории
проблем, но и в выявлении ее конкурентных
преимуществ и предпосылок
Использование маркетингового подхода в управлении бизнес-структурами, в свою очередь, становится актуальным и в сфере территориального управления. Известные специалисты, долгие годы занимавшиеся исследованиями проблем маркетинга в бизнесе, производстве товаров и услуг, активно переключаются на вопросы маркетинга территорий. Речь идет о разработках, ориентированных на бизнес, который начинает проявлять возрастающий интерес к территориальным аспектам стратегий своего размещения и развития.
Зарубежная практика показывает, что заимствование у бизнеса этой идеи может улучшить управление территориальным развитием. Поэтому в отличие от коммерческого продуктового маркетинга в территориальном маркетинге решающую роль играют усилия по консолидации территориального сообщества, налаживание в рамках процесса принятия решений о будущем состоянии территории конструктивного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. Успеха в своем рыночном продвижении способны добиться только те территории, в которых избраны пользующиеся доверием лидеры, действуют институты и процедуры, позволяющие государственным и частным структурам, неформальным группам и гражданам достигать консенсуса. Как правило, территории, где таких предпосылок не имеется, приходят в упадок или состояние застоя.
В такой ситуации осознание необходимости применения территориального маркетинга в региональном управлении приходит разными путями и по разным основаниям. В некоторых случаях – при столкновении с фактом снижения притягательности региона для туристов, инвесторов, других лиц, способных придать региону новые силы, большую известность, узнаваемость. В других случаях – если возникает озабоченность в связи с оттоком финансовых, трудовых и других ресурсов из региона.
Вместе
с тем инструментарий территориального
маркетинга в регионе используется
недостаточно широко. Для комплексного
решения задач
Маркетинговый
подход, по нашему мнению, должен быть
реализован практически всеми
Организационно-правовые
формы, статус таких организаций, а
также связанные с ним
Учредителями
могут выступать органы исполнительной
или представительной власти, предприятия,
организации, банки, независимо от форм
собственности и
Еще
один путь – последовательное и
целенаправленное превращение информационно-
Таким образом, применение территориального маркетинга в региональном управлении позволит:
Маркетинговая
политика округа будет направлена на поддержку
социально-экономического развития и
привлечение инвестиций, концентрацию
усилий в продвижении региональных продуктов
как на внешних рынках, так и на внутренних,
поддержку сложившихся и развитие новых
связей с другими территориями, повышение
конкурентоспособности.
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом
К
территориальным органам
На фирме, по мере того как маркетинг из инструментальной фазы переходит в фазу общей концепции, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на рынок, качественно изменяется ответственность руководителя службы маркетинга: он становится не только главным судьей, арбитром между фактом продажи и всеми теми действиями подразделений, которые могли повлиять на продажу, но и ответственным за рыночные цели предприятия и их достижение, а тот, кто отвечает за цели, неизбежно должен отвечать и за все элементы, которые ведут к их достижению. Иначе обстоят дела в учреждении, территориальной администрации.
Управляющий (директор) по вопросам маркетинга со своим аппаратом выполняет следующие функции: