Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.
Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106
Организация регионального маркетинга территорий.
Уже сама сфера производства часто вынуждена учитывать региональные особенности своего рынка. Крупные предприятия и особенно корпорации сами строят свои маркетинговые службы по региональному признаку, стремясь добиться от своих "белых воротничков" максимальной адаптированности к запросам целевых региональных рынков. Возможный вариант региональной структуры службы маркетинга крупного предприятия, локализованного в России, представлен на рис 7.
Рисунок 7 – Вариант региональной структуры службы маркетинга [35. C.320]
В администрации региона маркетинговый подход может и должен быть реализован практически всеми подразделениями: экономики, транспорта, образования, туризма и др. В определенной степени функции органа территориального маркетинга могут взять на себя торгово-промышленные палаты, региональные антимонопольные управления, центры содействия предпринимательству, другие структуры, реализующие принцип партнерства государства и частного сектора (Public—Private—Partnership). Ряд регионов России уже начинает осмысливать необходимость создания специализированных, профессиональных региональных, городских служб (центров) маркетинга.
Организационно-правовые формы, статус и связанные с ними источники финансовых средств таких организаций могут быть различными. По своей форме это может быть, например: структурное подразделение при администрации региона; акционерное общество с участием региональной администрации; независимая, но пользующаяся поддержкой администрации организация. Учредителями могут быть органы исполнительной или представительной власти, предприятия, организации, банки независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы и организации, объединяющие предприятия и предпринимателей по отраслевому или региональному признаку (ассоциации, союзы), а также физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В некоторых регионах, в частности, такую роль пытаются взять на себя отдельные частные проекты, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость.
Еще
один путь – последовательное и
целенаправленное превращение информационно-
Ориентируясь на задачи маркетинга региона или города, учитывая результаты исследования состояния рынка ряда городов России, зарубежный опыт конструирования хозяйственных систем, а также исходя из финансовых возможностей (имеется в виду современное состояние местного бюджета и нелегкое финансовое положение абсолютного большинства хозяйствующих субъектов), наиболее целесообразной, следует признать матрично-штабную модель Центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием — как за счет средств регионального бюджета, так и за счет взноса учредителей,— и с перспективой перехода к сетевой модели корпоративного типа.
В
проекте организационной
Руководитель Центра со своим аппаратом может выполнять следующие функции:
• обеспечивать рекомендации по выбору наиболее выгодного рынка в соответствии с ресурсами и экспортными возможностями;
Большую роль в эффективной работе Центра имеет служба, отвечающая за организацию общественного мнения — "паблик рилейшнз", так как в число ее задач входит предвосхищение возможных осложнений в отношениях с общественностью и заказчиками, разбор жалоб, работа со средствами массовой информации, укрепление образа фирмы и т.д.
Заданные параметры образуемой структуры способны обеспечить ее гибкость, динамичность и постоянную обновляемость, быстрое восприятие перемен экономической и социальной ситуации в данном муниципальном образовании.
В качестве основных направлений деятельности Центра регионального маркетинга могут быть рекомендованы следующие:
1.Направления деятельности, общие как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории:
2.Направления
деятельности в русле
- сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.
3.Направления деятельности в русле маркетинга на территории:
Руководство
Ханты – Мансийского
В настоящее время округ находится на начальной стадии продвижения информации, т. е. на стадии формирования благоприятного имиджа региона. Основная задача на этом этапе: довести до потенциальных партнёров информацию о том, Ханты – Мансийский автономный округ - Югра - не только нефть и газ, но и в целом индустриально-развитый, передовой регион с благоприятными условиями для ведения бизнеса, со стабильной и спокойной деловой средой, с прагматичным и прогрессивным руководством.
Как уже отмечалось выше, стратегическое направление маркетинга региона – обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций, что является важной составной частью информационного маркетинга территории.
Для этого в первую очередь необходимо формировать благоприятный имидж региональной исполнительной власти.
Для улучшения имиджа власти нужно начинать работу в двух направлениях:
Организационная структура представляет собой внутреннее строение организации, логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Особенности конкретных структур определяются выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления, а выбор той или иной структуры — задачами и условиями функционирования и развития организации.
Наиболее адекватны современному состоянию общества рыночно ориентированные структуры, особенно те из них, которые предполагают информационную открытость, готовность к сотрудничеству и базируются на сетевом принципе их построения.
Эффективность функционирования маркетинговой службы территории определяется тем, способна ли территория перейти от инструментального к концептуальному, стратегическому пониманию роли маркетинга как общей концепции, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на рынок. Важно, чтобы лица и подразделения в администрации территории, ответственные за маркетинг, стали ответственными за достижение целей территории при соответствующем расширении их полномочий.
Маркетинг территорий работает со сложными, многоуровневыми структурами. Ошибки и просчеты проекта неизбежно влекут социальные, политические, экономические последствия. Такая ситуация делает необходимым организацию и внедрение системы аудита проектов маркетинга территорий. Разработка проектов маркетинга территорий предполагает особые требования к исполнителям. Они должны знать не только теорию и практику маркетинга территорий, но и иметь высокую вовлеченность в политические, экономические процессы, в полной мере учитывать интересы страны, стратегию государства, макроэкономическую ситуацию.