Выбор
стратегии развития региона во многом
определяется результатами его позиционирования
среди других регионов, а также на международных
рынках сбыта. Оно помогает регионам и
центру увидеть, какие рыночные роли регион
играет и какие ему целесообразно играть
на тех или иных рынках. Такое позиционирование
предполагает выявление соотношений между
объемами продаж ведущих групп товаров
на конкретных рынках сбыта и продаж таких
же товаров ведущим регионом-конкурентом.
Сильные
стороны |
Слабые стороны |
Экономическое
развитие
- Низкий инвестиционный
риск региона делает регион
привлекательным для инвесторов;
- Усиление
темпа роста промышленного производства
свидетельствуют о росте экономической
активности в регионе;
- Высокая доля
расходов бюджета на социальное обеспечение,
образование способствует как развитию
человеческого капитала, так и поддержке
внутреннего спроса.
|
Экономическое
развитие
- Географическое
положение (наличие рынков сбыта) и природно-климатические
условия не позволяют организовать конкурентоспособное
производство сельскохозяйственной продукции.
|
Социальное
развитие
- Состояние
рынка сбыта на территории региона
- Высокая численность
населения делает объемным потенциальный
рынок сбыта продукции потребительских
рынков.
- Относительно
высокий уровень платежеспособного спроса
(очень низкий уровень безработицы, высокая
среднемесячная номинально начисленная
заработная плата, существенный рост величины
реальных денежных доходов населения),
стимулирует рост спроса на потребительских
рынках.
- Существенный
рост расходов населения, способствующий
развитию торговли и производства потребительских
товаров.
- Высокий уровень
развития человеческого капитала
- Высокий уровень
развития человеческого капитала способствует
снижению социального риска и росту трудового
потенциала области.
- В округе
развита система поддержки научной деятельности.
|
Социальное
развитие
- Состояние
рынка сбыта на территории региона
|
Технологическое
развитие
1.Отраслевая
специализация региона
- В структуре
производства преобладает добывающая
и перерабатывающая промышленность. Высокий
научный потенциал округа.
- Наличие источников
развития производства – человеческого
капитала и рынков сбыта продукции, способствует
развитию производства на территории
региона и привлечению инвестиций в регион.
2.Состояние
инфраструктуры региона
- Преобладание
непродовольственных товаров в структуре
розничной торговли свидетельствует о
высоком уровне платежеспособного спроса.
- Высокий уровень
развития организованной розничной торговли
(организованные торговые площади).
|
Технологическое
развитие
- Не достаточно
развитая транспортная инфраструктура
препятствует как внутрирегиональной
миграции населения, так и повышению транспортных
расходов предприятий.
- Высокий уровень
загрязнения окружающей среды и высокий
экологический риск.
- Высокая цена
на землю и интенсивный рост цены.
|
Политическое
развитие
- Продуманные
программы развития отраслей экономики
региона и социальной сферы свидетельствует
о намерениях местной власти по созданию
и улучшению условий для привлечения инвестиций
и экономическому развитию региона, росту
уровня жизни населения.
- Активная
политика местной власти по привлечению
инвестиций.
- Развития
система поддержки малого и бизнеса способствует
улучшению институциональных условий
работы бизнеса.
|
Политическое
развитие |
Возможности
региона |
Угрозы региона |
- Специализация
промышленности на высокотехнологичных
отраслях и высокий уровень развития науки.
- Высокий уровень
развития человеческого капитала.
- Реализация
конкурентных преимуществ.
- Для реализации
потенциала сельскохозяйственной отрасли
необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную
рабочую силу, качественный посадочный
материал, а также система государственной
поддержки отрасли. Перспективным являются
союзы и совместные предприятия с иностранными
производителями сельскохозяйственной
продукции, а также организация фермерских
хозяйств.
- Специализация
региона на добывающих отраслях (нефте
и газо - добыча, химии и нефтехимии) делает
экономику региона зависимой от инвестиций
в НИОКР. Кроме того, производство этих
отраслей является капиталоемким. Пока
зависимость этих отраслей от внутреннего
спроса чрезвычайно высока, а экспортные
направления этих отраслей развиты не
достаточно. Поэтому перспективой развития
этих отраслей является повышение качества
продукции и внедрение новых технологий.
В качестве возможного источника финансовых
средств и новых технологий будет позитивным,
как сотрудничество с западными компаниями
этих же отраслей, так и создание совместных
предприятий.
- Перспективным
с точки зрения вложений является растущий
рынок платных услуг, особенно следует
обратить внимание на туристический бизнес
и социальные услуги (образование, культура,
здравоохранение).
- В пищевой
промышленности, перспективным является
выпуск продукции с высокой добавленной
стоимостью.
- Проводимые
реформы и реализация программ развития
региона создает возможности для привлечения
инвестиций.
|
- Специализация
региона на двух видах промышленности
делает его экономику подверженной риску
масштабного экономического спада, связанного
со стагнацией хотя бы в одной отрасли.
Подобный спад возможен в случае резкого
снижения спроса на продукцию данных отраслей.
- Риск снижения
платежеспособного спроса в результате
роста уровня безработицы, связанного
как со снижением спроса на продукцию
отраслей экономики региона, так и со снижением
уровня образования населения.
- Риск усиления
темпа инфляции, вызванный как интенсивным
ростом цен производителей, так и дисбалансом
спроса и предложения на конкретном рынке.
Усиление темпа инфляции снижает покупательную
способность населения, и соответственно,
величину внутреннего платежеспособного
спроса.
- Риск снижения
инвестиционной привлекательности в результате
роста инвестиционного риска региона.
Рост инвестиционного риска возможен
за счет роста как политических рисков,
так и социальных рисков.
- Риск снижения
инвестиционной привлекательности в результате
снижения инвестиционного потенциала
региона.
|
2. 3
Анализ инвестиционной
политики Ханты
– Мансийского
автономного округа
– Югры
Ханты-Мансийский
автономный округ - Югра входит в число
наиболее динамично развивающихся
российских регионов с привлекательным
инвестиционным климатом. Округ прочно
удерживает 2-е место после Москвы
по объёмам капитальных вложений
среди субъектов Российской Федерации.
По статистической информации
объем инвестиций в основной
капитал по полному кругу предприятий
за счет всех источников финансирования
в 2011 году увеличился на 19% по
сравнению с 2010 годом и составил
около 650 млрд рублей.
Основной объем инвестиций осуществляется
предприятиями сырьевых отраслей,
среди которых преобладают нефтегазодобывающие
компании. Объем инвестиций за
счет собственных средств нефтедобывающих
предприятий направлен, главным
образом, на строительство эксплуатационных
скважин, приобретение технологического
оборудования, выполнение работ
по обустройству месторождений.
В последние годы на фоне
роста инвестиционной активности
наблюдается увеличение инвестиционных
вложений в ряд других отраслей.
Продолжается реализация программ
Правительства автономного округа
по развитию и реструктуризации
лесопромышленного комплекса, совершенствованию
и развитию сети автомобильных
дорог на территории автономного
округа.
В 2011 году объем работ по
виду деятельности “Строительство”
снизился на 19,6% в сопоставимых
ценах к объему за 2010 год и
составил 197,7 млрд. рублей. Объем строительно-монтажных
работ по зданиям и сооружениям,
выполненных хозяйственным способом,
в 2011 году составил 23,5 млрд. рублей.
По предварительным данным в
2011 году было введено в действие
824,8 тыс. кв. метров общей площади
квартир или 92,5% к уровню 2010 года.
Ввод индивидуального жилья в
общем объеме введённого в
эксплуатацию жилья за отчетный
период составил 229,4 тыс. кв. метров или
на 23,7% больше, чем в 2010 году.
Специфика
экономики округа связана с развитием
топливно-энергетического комплекса.
Округ занимает 1-е место среди
регионов Российской Федерации
по добыче нефти, по объему
промышленного производства, производству
электроэнергии; 2-е место по
добыче природного газа, объему
инвестиций в основной капитал
и объему поступлений налогов
в бюджетную систему РФ; 7-е
место по естественному приросту
населения (15263 человека).
Валовый региональный продукт
в 2011 году составил 1976223,5 миллионов
рублей, объем инвестиций в основной
капитал - 648648,6 миллионов рублей,
который увеличился по сравнению
с 2010 годом - 119,3%.
В
феврале 2011 года международное агентство
Standard & Poor's подтвердило высокий кредитный
рейтинг Югры – BBB- по международной шкале;
ru AAA по Российской шкале.
В декабре 2011 года международное
агентство Moody’s присвоило автономному
округу рейтинги эмитента в национальной
и иностранной валюте - Ваа3 по глобальной
шкале и рейтинг Ааа.ru по российской национальной
шкале.
Югра
занимает третье место после Москвы
и Санкт-Петербурга по указанным
рейтингам.
В 2009 году на фондовой бирже
ММВБ был успешно размещен
облигационный заем автономного
округа на сумму 6 млрд. рублей
в целях финансирования дефицита
регионального бюджета. При этом
спрос превысил предложение почти
в 3 раза и составил 17 млрд.руб.
Последовательность и непрерывность
позитивных экономических преобразований,
плодотворное сотрудничество власти
и бизнеса, развитая инфраструктура
сопровождения инвестиций обуславливают
высокую инвестиционную привлекательность
Югры для российских и зарубежных партнеров.
Законодательство
в инвестиционной сфере.
Неотъемлемой частью проводимой
инвестиционной политики Правительства
Югры является развитая система
нормативно-правовых актов в этой
сфере (полный перечень нормативных
актов приведен в приложении 2).
Так, с 2007 года в регионе
реализуется Программа государственной
поддержки подготовки и (или)
реализации приоритетных инвестиционных
проектов автономного округа. Программой
предусмотрены различные виды
государственной поддержки инвестиционных
проектов. На сегодняшний день
наиболее востребованными являются:
- предоставление
бюджетных инвестиций;
- предоставление
субсидий для компенсации части затрат
по уплате процентов по привлекаемым заемным
средствам;
- предоставление
субсидий на цели строительства и реконструкции
магистральных инженерных сетей и объектов
инженерной инфраструктуры.
В
настоящее время наблюдается
замедление темпов оказания государственной
поддержки инвестиционных проектов,
связанное с сокращением бюджетного
финансирования Программы автономного
округа. В этих условиях ведется
работа по развитию альтернативных механизмов
государственной поддержки, основным
из которых является предоставление
государственных гарантий автономного
округа.
Еще одним видом государственной
поддержки, не требующим прямого
вложения бюджетных средств, являются
налоговые льготы (предоставление
отсрочек, рассрочек и инвестиционных
налоговых кредитов; предоставление
льгот по налогу на прибыль
организаций, налогу на имущество
организаций и транспортному
налогу).
Сферы
экономики, перспективные для привлечения
инвестиций.
В стратегической перспективе
до 2020 года автономный округ стоит
перед объективной необходимостью
выработки политики, обеспечивающей
структурное изменение и модернизацию
экономики.
Принимая во внимание, что в
Югре созданы все условия для
развития инноваций, постепенного
усложнения структуры экономики,
развития “не нефтяных” сфер
деятельности а также огромную значимость
вклада северных территорий в целом, и
Югры в частности, в ускорение экономического
роста и диверсификацию экономики страны,
в настоящее время особое внимание уделяется
развитию территориально-производственных
комплексов (кластеров), как точек роста
экономики округа и страны в целом.
В настоящее время на территории
региона развиваются 4 основных кластера:
- Нефтегазохимический
кластер;
- Лесопромышленный
кластер;
- Горнорудный
кластер;
- Инновационно-технологический
кластер.
Реализация
инвестиционных проектов в рамках данных
кластеров позволит обеспечить устойчивость
экономики округа в первую очередь
за счет радикального повышения эффективности
работы сферы услуг, реального и
инфраструктурного сектора экономики.
Приоритетные
инвестиционные проекты
В 2007 году Правительством Югры
утвержден Реестр приоритетных
инвестиционных проектов автономного
округа. Документ определяет основные
инвестиционные проекты в различных
направлениях развития экономики
– от нефтегазохимии и энергетики
до здравоохранения, образования
и сферы услуг.
Кроме того, утвержден Реестр
инвестиционных паспортов площадок
(земельных участков), выделяемых
для реализации приоритетных
инвестиционных проектов Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры.
По заказу Правительства автономного
округа разработана Информационно-справочная
система “Инвестиционные площадки
Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры”, представленная на
сайте www.investhmao.ru. Система предназначена
для накопления, отображения и
поиска данных об инвестиционных
проектах (площадках) автономного
округа на основе web- и мультимедиа-
решений.
Потенциальные инвесторы могут
получить в Системе расширенную
информацию об инвестиционных
площадках, указав интересующие
параметры.
Развитие
государственно-частного партнерства.
В условиях необходимости оптимизации
и перераспределения нагрузки
на бюджет автономного округа
при реализации инфраструктурных
проектов большое значение приобретают
механизмы реализации инвестиционных
проектов с использованием принципов
государственно-частного партнерства.
В этой связи в настоящее
время ведется работа по формированию
региональной законодательной базы
по данному направлению.
В 2009 году Правительством автономного
округа было подписано соглашение
с Государственной корпорацией
“Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)”. В
рамках подписанного соглашения
ведется активная работа по
созданию Регионального центра
государственно-частного партнёрства,
адаптированного под действующую
в автономном округе систему
реализации проектов.
Сейчас
рассматривается возможность заключения
подобного соглашения с Министерством
регионального развития РФ. Данное
соглашение положит основу для плодотворного
сотрудничества в области развития
региональной инвестиционной политики.
Указанный документ позволяет начать
взаимодействовать с Министерством
по вопросам методологического содействия
при формирования нормативной правовой
базы, вопросам оценки и рассмотрения
перспективных инвестиционных проектов,
которые могут претендовать на участие
в финансировании государственных институтов
развития инвестиционной деятельности.
На
территории Ханты – Мансийского автономного
округа проводится множество международных
форумов, конференций. В октябре 2011 года
прошел ежегодный инвестиционный форум
«Югра-2011». Приехали сотни представителей
бизнеса различных сфер из многих городов
России и зарубежных стран [49].
При
поддержке инвесторов, сейчас идет
реализация крупных проектов. Среди них
особо выделяется строительство Няганской
ГРЭС, что позволит создать 139 рабочих
мест и обеспечить собственными энергоресурсами
западную часть округа.
Бизнесменам,
прежде всего, форум дает возможность
увидеть и понять какие факторы
делают эту территорию инвестиционно
привлекательной, а какие, наоборот, отталкивают
от капиталовложений.