Маркетинговые технологии как средство позиционирования муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 219.57 Кб (Скачать)

      Разработка  проектов маркетинга территорий предполагает особые требования к исполнителям. Они должны знать не только теорию и практику маркетинга территорий, но и иметь высокую вовлеченность в политические, экономические процессы, в полной мере учитывать интересы страны, стратегию государства, макроэкономическую ситуацию.

      Необходимость вовлечение в процесс большого числа заинтересованных групп требует формирования и развития коммуникационных площадок, способных интегрировать усилия различных по форме и содержанию проектов в единый комплекс.

      Позиционирование  региона, муниципального образования  должно быть открытым, прозрачным, обеспечивающим осознание и поддержку, в первую очередь, со стороны жителей.

      Проблемой разработки региональных проектов маркетинга территорий является отсутствие понимания каждым конкретным субъектом Федерации с одной стороны своего уникального преимущества, а с другой стороны своего места в общем социально-экономическом пространстве страны.

      Органы  регионального, муниципального управления не имеют опыта внедрения маркетинга территорий, отсутствуют стимулы изменения сложившейся системы управления. В связи с этим зачастую применяется формальный подход, что сводит на нет саму идею маркетинга территорий.

 

      Заключение

      Акцент  в мировой цивилизации на развитие территориальных сообществ делает актуальной проблематику маркетинга территорий, в общих рамках которого можно  говорить о маркетинге сообществ  государств (ООН, ОПЕК, СНГ и др.), о маркетинге отдельных стран, регионов, муниципальных образований, отдельных  более локальных мест. Сотрудничая  в целом ряде случаев с политическим маркетингом, маркетингом туризма  и др., маркетинг территорий все  более отчетливо заявляет о себе в то же время как о самостоятельном  перспективном направлении развития маркетинга.

             Это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Он осуществляется как внутри, так и за ее пределами по поводу территории в целом, ориентирован преимущественно на внешних по отношению к ней субъектов и имеет целью создание, поддержание или изменение мнений, намерений и (или) поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории. Вновь формируемое мнение должно соответствовать стратегическим задачам развития территории и способствовать привлечению к ней тех субъектов хозяйствования, организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития.

      Наряду  с маркетингом территории правомерно и нужно работать также в направлении  развития маркетинга на территории. Эта  деятельность направлена на становление  и развитие на территории цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода  в отношении территориальных  ресурсов, продукции и услуг и  также должна осуществляться под  руководством, при участии и по заказу территориальных органов  управления - субъектов Федерации  и муниципальных образований.  

      Первостепенными задачами такого маркетинга являются:

  • формирование и развитие некоммерческого маркетинга продукции, финансируемой из федерального, регионального, местного бюджетов, а также продукции расположенных на территории общественных, благотворительных организаций;
  • содействие развитию территориального рынка коммерческих товаров и его субъектов, маркетингового подхода в их управленческой деятельности. Сюда входят: исследование территориальных рынков (включая состояние и динамику спроса и предложения товаров на территории), прогнозирование развития, консультирование, экспертиза, правовая защита, образование по проблемам маркетинга и др.;
  • маркетинг услуг территориальных органов власти - политический маркетинг перед и между выборами органов власти, включая маркетинг личностей политиков, программ действий власти, отдельных территориальных проектов и учреждений власти, а также политику в отношении ассортимента, распределения и продвижения услуг власти, управленческих технологий, регулирующих воздействий в работе с населением, предприятиями и организациями;
  • повышение эффективности рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов и других социальных институтов данного региона с другими регионами и их рыночными субъектами через властные учреждения, включая территориальные органы управления (органы статистики, управления имуществом, антимонопольные управления и др.), общественные организации и объединения (структуры поддержки малого предпринимательства, торгово-промышлен-ные палаты, общества защиты прав потребителей, ассоциации специалистов-профессионалов по маркетингу, рекламе, связям с общественностью и др.)

      Ханты – Мансийский автономный округ –  Югра, став одним из средоточием важнейших импульсов развития России, становления межгосударственных политических и экономических связей, обменов в области культуры, превратилась в крупного и влиятельного субъекта политики. Округ сотрудничает с регионами, национальными правительствами зарубежных стран, укрепляя тем самым позиции России на мировой арене. Благодаря своим политическим, финансовым, информационным возможностям Ханты – Мансийский автономный округ - Югра в настоящее время приобрел определенную самостоятельность на мировой арене. Округ осуществляет собственные транснациональные связи, которые в последнее время получили название «дипломатия городов».

      Кроме того, геополитическое положение  и разветвленные политические, экономические  и культурные связи города используются Россией как крупный стратегический ресурс, приобретающий особое значение в рамках стратегического партнерства  между государствами.

      Ханты – Мансийский автономный округ –  Югра – это, кроме того, информационный центр. Столица аккумулирует в себе рекламные агентства, киностудии, распространяющие информацию, международные исследовательские центры и институты, конференции и сообщества ученых и экспертов.

      Однако  не все достижения округа признаются государственным и мировым сообществом.

      Таким образом, чтобы не быть отброшенной  назад в жесткой конкурентной борьбе городов, округу необходимо не только продолжать упорно работать над своим совершенствованием и постоянным повышением уровня жизни и услуг, но и настойчиво выстраивать в массовом общественном сознании в России и за ее пределами позитивное восприятие округа и городов, давать адекватную картину огромных положительных изменений и достижений, произошедших в нем за последние годы.

      Очевидно, что осуществление мероприятий :

  • позволит наладить координацию действий органов исполнительной власти округа, региональных и зарубежных организаций, направленных на повышение международного  и национального авторитета региона;
  • повысит эффективность использования материальных, финансовых и организационных ресурсов за счет четкого определения приоритетов, целей и задач;
  • создаст благоприятное информационное поле в стране, регионе  и за рубежом для работы на данном направлении;

      Будет содействовать:

  1. признанию округа как стабильно развивающегося экологически чистого и безопасного региона, привлекательного для посещения, экономической и гуманитарной деятельности, проведения крупных международных мероприятий;
  2. повышению привлекательности округа для российских и зарубежных бизнесменов и инвесторов, что позволит увеличить прирост прямых и портфельных инвестиций в округ;
  3. развитию экспорта продукции ханты – мансийских товаропроизводителей и росту объема экспортных поставок, что позволит улучшить существующее в настоящее время соотношение импорта и экспорта;
  4. увеличению количества дней пребывания иностранных граждан, посещающих Ханты – Мансийский автономный округ – Югру, и соответствующих дополнительных поступлений финансовых средств в окружной бюджет;
  5. активизации культурного, гуманитарного, спортивного и иного сотрудничества с зарубежными партнерами;
  6. повышению кредитного рейтинга округа;
  7. привлечению в округ крупных международных форумов, конференций и других мероприятий, повышающих эффективность позиционирования округа;
  8. более активному задействованию экономического, творческого и духовного потенциала российских соотечественников, проживающих за рубежом, в интересах Ханты – Мансийского автономного округа.

 

      Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) // Российская газета. –21 января 2009 г. –  № 4831.
  2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2004 года № 6-оз "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – 2005. - № 4. – С. 337.
  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2007 года № 130-оз "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  2008. - № 10 (ч. 1). – С.1654.
  4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2010 года № 155-оз "Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах" // Новости Югры. 2011. – № 16.
  5. Постановление Правительства автономного округа от 3 февраля 2012 г. № 32-п "Об установлении предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и (или) розничных) надбавок на нефтепродукты" // Новости Югры. 2012. – № 37.
  6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2010 г. № 263-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – 2010. – № 10 (часть II). – С. 890.
  7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 г. № 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – 2011. –  №  17. – С. 2417.
  8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 г. № 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (спецвыпуск), 2011. -  №4, - 256с.
  9. Приказ Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2009 г. № 5-нп "О порядках проведения анализа финансового состояния юридического лица, муниципального образования, претендующих на получение государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" // Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" , 2011. - №2 (часть 2), - 156с.
  10. Распоряжение Правительства автономного округа  от 14 ноября 2008 г. № 491-рп "Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – 2004. – № 6. – С. 1000.
  11. Авдеева Т. Т. Социально-экономическое развитие местного сообщества: теоретико-методологические основы: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Т. Т. Авдеева; Кубан. гос. ун-т. —Краснодар, 2001. 49 с.
  12. Алисов А. Н., Гапоненко А. Л., Демченко О. В., Казарин В. Н. Стратегия развития города: современные подходы и технологии. - М.: МДС, 2008.  – 240с.
  13. Актуальные проблемы управления крупным городом и территориальными сообществами: сб. науч. ст. // Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сев. — Зап. акад. гос. службы. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. – 424с.
  14. Бабун Р. В. Выбор оптимальной модели территориальной организации местного самоуправления в России // Практика муниципального управления – 2011. - № 6. С. 28-38.
  15. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: уч. пособие. 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009. -221 с.
  16. Бажин И. Методика оценки деятельности органов исполнительной власти // Государственная служба – 2009. - № 1. - С.77-82.
  17. Власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика // Управленческое консультирование. 2011. - №3.
  18. Гапоненко A. Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов // Гос. Служба – 2010.- № 6.- С. 90-96.
  19. Гапоненко A. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город.  –М.: РАГС,  2009. – 224 с.
  20. Гапоненко А. Л., Алисов А. Н. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. - М.: «Международный дом сотрудничества», 2008. -  137 с.
  21. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: КНОРУС, 2008. – 278 с.
  22. Дайан А. Маркетинг города. / В кн.: Дайан А. и др. Академия рынка: маркетинг. / пер. с франц.; науч. ред. А.Г.Худокормов. М., Экономика, 2011. – С. 103.
  23. Жихаревич Б. С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. – СПб.: ИСЭП РАН,2008. - 192 с.
  24. Иванова В. Н., ГузовЮ. Н., Безденежных Т. И. Технологии муниципального управления: уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 396 с.
  25. Калиникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: уч. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
  26. Качество жизни населения в России и её регионах: кол. монография / под ред. С. В. Кущенко, Г. П. Литвинцевой, Л. А. Осьмук. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - 560 с.
  27. Кислюк М.Б., Сурнин В.С. Кузбасская модель реформирования экономики (теория, практика, опыт): Кусзбасская энциклопедия: Т. 2. Серия экономическая. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2010. – С. 324.
  28. Кузнецова Е. И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономикой. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. 175 с.
  29. Литвинцева Г. П., Воронкова О. В., Стукаленко Е. А. Региональное неравенство доходов и уровень бедности населения России: анализ с учетом покупательной способности рубля // Пробл. прогнозирования. – 2011 - . № 6. - С. 119-131.
  30. Маркетинг: общий курс. Под ред. Колюжновой Н.Я., Якобсона А.Я. – М.:  Омега-Л, 2008. — 476 с.
  31. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: Пер. с англ. / Стокгольмская школа экономики в России. – СПб.: Питер,  2008. – 620 с.
  32. Молотков Ю. И. Менеджмент социально-экономических объектов:  уч. пособие. – Новосибирск:  СибАГС,  2004. — 496 с.
  33. Национальная экономика. Система потенциалов : учеб. / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 359 с.
  34. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н.  Маркетинг:  Учебник. - М.:  КноРус, 2008. – 270 с.
  35. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 320 с.
  36. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд., дополн. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.: (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  37. Панкрухин А. П. Маркетинг: Основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности: Наглядное учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 290 с.
  38. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - № 3 ; 2011. - № 6.
  39. Радченко В.П. Проблемное поле территориального маркетинга в парадигме управления социально-экономическим развитием территории [Текст] // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. - №1. – c. 12 – 17.
  40. Радченко В.П. Инструментарий тактических маркетинговых решений в условиях межрегиональной конкуренции  [Текст] // Экономика и управление. 2011. № 3. –  c. 9 – 11.
  41. Радченко В.П. Зарубежная практики территориального маркетинга  [Текст] // Экономика и управление. 2011. № 2. – С. 21 – 26.
  42. Радченко В.П., Белокрылова О.С. Инструменты стратегического маркетинга: разработка долгосрочных  сценариев развития территорий [Текст] // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т.8. № 4. Ч.2. – С.18.
  43. Радченко В.П. Организационное обеспечение маркетингового управления сельской территорией [Текст] // Образование и наука в третьем тысячелетии: Сборник научных трудов  /Под ред. В.И. Степанова. Вып. 6. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2010. – С. 14 – 18.
  44. Региональная экономика: учеб. / под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2008. – 638 с.
  45. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / под ред. А. И, Гаврилова. – Нижний Новгород : Издательство ВВАГС, 2005. – 320 с.
  46. Сачук Т. В . Территориальный маркетинг: уч. пособие. - 1-е изд. – СПб : Питер, 2009 год, -  368 с.
  47. Соловьев Б.А. Маркетинг :  Учебник. - М.: Инфра-М, 2009. – 208 с.
  48. Социально-экономическая политика и управление территориальным развитием: сб. науч. ст. / Сев. — Зап. акад. гос. службы; под ред. В. М. Ходачека, М. Ю. Елсукова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – 337 с.
  49. Развитие округа: равнение на инвестиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mngz.ru/official-ugra/city-press-releases/ (дата обращения: 17.10.2011).
  50. Региональная программа развития региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/regionalnaya-programma (дата обращения 02.02. 2011).
  51. Региональный маркетинг: реалии и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.asmedia.ru/publication (дата обращения 17.04.2010).

 

      Приложение  № 1

      Формирование  конкурентоспособности автономного  округа на основе территориального маркетинга

 

 

 
 

      

 
 
 
 
 

 
 


Информация о работе Маркетинговые технологии как средство позиционирования муниципального образования