Разработка
проектов маркетинга территорий предполагает
особые требования к исполнителям. Они
должны знать не только теорию и практику
маркетинга территорий, но и иметь высокую
вовлеченность в политические, экономические
процессы, в полной мере учитывать интересы
страны, стратегию государства, макроэкономическую
ситуацию.
Необходимость
вовлечение в процесс большого числа
заинтересованных групп требует формирования
и развития коммуникационных площадок,
способных интегрировать усилия различных
по форме и содержанию проектов в единый
комплекс.
Позиционирование
региона, муниципального образования
должно быть открытым, прозрачным, обеспечивающим
осознание и поддержку, в первую очередь,
со стороны жителей.
Проблемой
разработки региональных проектов маркетинга
территорий является отсутствие понимания
каждым конкретным субъектом Федерации
с одной стороны своего уникального преимущества,
а с другой стороны своего места в общем
социально-экономическом пространстве
страны.
Органы
регионального, муниципального управления
не имеют опыта внедрения маркетинга территорий,
отсутствуют стимулы изменения сложившейся
системы управления. В связи с этим зачастую
применяется формальный подход, что сводит
на нет саму идею маркетинга территорий.
Заключение
Акцент
в мировой цивилизации на развитие
территориальных сообществ делает
актуальной проблематику маркетинга территорий,
в общих рамках которого можно
говорить о маркетинге сообществ
государств (ООН, ОПЕК, СНГ и др.),
о маркетинге отдельных стран, регионов,
муниципальных образований, отдельных
более локальных мест. Сотрудничая
в целом ряде случаев с политическим
маркетингом, маркетингом туризма
и др., маркетинг территорий все
более отчетливо заявляет о себе
в то же время как о самостоятельном
перспективном направлении развития
маркетинга.
Это маркетинг в интересах территории,
ее внутренних субъектов, а также внешних
субъектов, во внимании которых заинтересована
территория. Он осуществляется как внутри,
так и за ее пределами по поводу территории
в целом, ориентирован преимущественно
на внешних по отношению к ней субъектов
и имеет целью создание, поддержание или
изменение мнений, намерений и (или) поведения
субъектов, внешних по отношению к данной
территории. Вновь формируемое мнение
должно соответствовать стратегическим
задачам развития территории и способствовать
привлечению к ней тех субъектов хозяйствования,
организаций и людей, а также ресурсов
и заказов, которые востребованы территорией,
нужны ей и полезны для ее развития.
Наряду
с маркетингом территории правомерно
и нужно работать также в направлении
развития маркетинга на территории. Эта
деятельность направлена на становление
и развитие на территории цивилизованных
рыночных отношений, маркетингового подхода
в отношении территориальных
ресурсов, продукции и услуг и
также должна осуществляться под
руководством, при участии и по
заказу территориальных органов
управления - субъектов Федерации
и муниципальных образований.
Первостепенными
задачами такого маркетинга являются:
- формирование
и развитие некоммерческого маркетинга
продукции, финансируемой из федерального,
регионального, местного бюджетов, а также
продукции расположенных на территории
общественных, благотворительных организаций;
- содействие
развитию территориального рынка коммерческих
товаров и его субъектов, маркетингового
подхода в их управленческой деятельности.
Сюда входят: исследование территориальных
рынков (включая состояние и динамику
спроса и предложения товаров на территории),
прогнозирование развития, консультирование,
экспертиза, правовая защита, образование
по проблемам маркетинга и др.;
- маркетинг
услуг территориальных органов власти
- политический маркетинг перед и между
выборами органов власти, включая маркетинг
личностей политиков, программ действий
власти, отдельных территориальных проектов
и учреждений власти, а также политику
в отношении ассортимента, распределения
и продвижения услуг власти, управленческих
технологий, регулирующих воздействий
в работе с населением, предприятиями
и организациями;
- повышение
эффективности рыночного взаимодействия
хозяйствующих субъектов и других социальных
институтов данного региона с другими
регионами и их рыночными субъектами через
властные учреждения, включая территориальные
органы управления (органы статистики,
управления имуществом, антимонопольные
управления и др.), общественные организации
и объединения (структуры поддержки малого
предпринимательства, торгово-промышлен-ные
палаты, общества защиты прав потребителей,
ассоциации специалистов-профессионалов
по маркетингу, рекламе, связям с общественностью
и др.)
Ханты
– Мансийский автономный округ –
Югра, став одним из средоточием важнейших
импульсов развития России, становления
межгосударственных политических и экономических
связей, обменов в области культуры, превратилась
в крупного и влиятельного субъекта политики.
Округ сотрудничает с регионами, национальными
правительствами зарубежных стран, укрепляя
тем самым позиции России на мировой арене.
Благодаря своим политическим, финансовым,
информационным возможностям Ханты –
Мансийский автономный округ - Югра в настоящее
время приобрел определенную самостоятельность
на мировой арене. Округ осуществляет
собственные транснациональные связи,
которые в последнее время получили название
«дипломатия городов».
Кроме
того, геополитическое положение
и разветвленные политические, экономические
и культурные связи города используются
Россией как крупный стратегический
ресурс, приобретающий особое значение
в рамках стратегического партнерства
между государствами.
Ханты
– Мансийский автономный округ –
Югра – это, кроме того, информационный
центр. Столица аккумулирует в себе рекламные
агентства, киностудии, распространяющие
информацию, международные исследовательские
центры и институты, конференции и сообщества
ученых и экспертов.
Однако
не все достижения округа признаются
государственным и мировым сообществом.
Таким
образом, чтобы не быть отброшенной
назад в жесткой конкурентной
борьбе городов, округу необходимо не
только продолжать упорно работать над
своим совершенствованием и постоянным
повышением уровня жизни и услуг, но и
настойчиво выстраивать в массовом общественном
сознании в России и за ее пределами позитивное
восприятие округа и городов, давать адекватную
картину огромных положительных изменений
и достижений, произошедших в нем за последние
годы.
Очевидно,
что осуществление мероприятий :
- позволит
наладить координацию действий органов
исполнительной власти округа, региональных
и зарубежных организаций, направленных
на повышение международного и национального
авторитета региона;
- повысит эффективность
использования материальных, финансовых
и организационных ресурсов за счет четкого
определения приоритетов, целей и задач;
- создаст благоприятное
информационное поле в стране, регионе
и за рубежом для работы на данном направлении;
Будет
содействовать:
- признанию
округа как стабильно развивающегося
экологически чистого и безопасного региона,
привлекательного для посещения, экономической
и гуманитарной деятельности, проведения
крупных международных мероприятий;
- повышению
привлекательности округа для российских
и зарубежных бизнесменов и инвесторов,
что позволит увеличить прирост прямых
и портфельных инвестиций в округ;
- развитию
экспорта продукции ханты – мансийских
товаропроизводителей и росту объема
экспортных поставок, что позволит улучшить
существующее в настоящее время соотношение
импорта и экспорта;
- увеличению
количества дней пребывания иностранных
граждан, посещающих Ханты – Мансийский
автономный округ – Югру, и соответствующих
дополнительных поступлений финансовых
средств в окружной бюджет;
- активизации
культурного, гуманитарного, спортивного
и иного сотрудничества с зарубежными
партнерами;
- повышению
кредитного рейтинга округа;
- привлечению
в округ крупных международных форумов,
конференций и других мероприятий, повышающих
эффективность позиционирования округа;
- более активному
задействованию экономического, творческого
и духовного потенциала российских соотечественников,
проживающих за рубежом, в интересах Ханты
– Мансийского автономного округа.
Список
использованных источников
- Конституция
Российской Федерации (12 декабря 1993г.) //
Российская газета. –21 января 2009 г. –
№ 4831.
- Закон Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 12 марта 2004
года № 6-оз "О поддержке инвестиционной
деятельности органами государственной
власти автономного округа на территории
Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры" // Собрание законодательства
Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры. – 2005. - № 4. – С. 337.
- Закон Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 12 октября
2007 года № 130-оз "О порядке предоставления
государственных гарантий Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры" // Собрание
законодательства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры. 2008. - № 10 (ч. 1). – С.1654.
- Закон Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 18 октября
2010 года № 155-оз "Об участии Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры в государственно-частных
партнерствах" // Новости Югры. 2011. –
№ 16.
- Постановление
Правительства автономного округа от
3 февраля 2012 г. № 32-п "Об установлении
предельных размеров снабженческо-сбытовых
и торговых (оптовых и (или) розничных)
надбавок на нефтепродукты" // Новости
Югры. 2012. – № 37.
- Постановление
Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 19 октября 2010 г. № 263-п "О
целевой программе Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "Развитие
агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах"
// Собрание законодательства Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры. – 2010. – №
10 (часть II). – С. 890.
- Постановление
Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 3 ноября 2010 г. № 284-п "О
целевой программе Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "Развитие
лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы"
// Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры. – 2011. – № 17. –
С. 2417.
- Постановление
Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 3 ноября 2010 г. № 285-п "О
целевой программе Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "Содействие
развитию жилищного строительства на
2011 - 2013 годы и период до 2015 года" // Собрание
законодательства Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры" (спецвыпуск), 2011. - №4,
- 256с.
- Приказ Департамента
финансов Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 10 июля 2009 г. № 5-нп "О
порядках проведения анализа финансового
состояния юридического лица, муниципального
образования, претендующих на получение
государственной гарантии Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры" // Собрание
Законодательства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры" , 2011. - №2 (часть 2), - 156с.
- Распоряжение
Правительства автономного округа
от 14 ноября 2008 г. № 491-рп "Стратегия
социально-экономического развития Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры до 2020 года"
// Собрание законодательства Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры. – 2004. – №
6. – С. 1000.
- Авдеева
Т. Т. Социально-экономическое развитие
местного сообщества: теоретико-методологические
основы: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01
/ Т. Т. Авдеева; Кубан. гос. ун-т. —Краснодар,
2001. 49 с.
- Алисов А.
Н., Гапоненко А. Л., Демченко О. В., Казарин
В. Н. Стратегия развития города: современные
подходы и технологии. - М.: МДС, 2008. –
240с.
- Актуальные
проблемы управления крупным городом
и территориальными сообществами: сб.
науч. ст. // Рос. акад. гос. службы при Президенте
Рос. Федерации, Сев. — Зап. акад. гос. службы.
— СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. – 424с.
- Бабун Р.
В. Выбор оптимальной модели территориальной
организации местного самоуправления
в России // Практика муниципального управления
– 2011. - № 6. С. 28-38.
- Бабун Р.
В. Организация местного самоуправления:
уч. пособие. 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009. -221 с.
- Бажин И.
Методика оценки деятельности органов
исполнительной власти // Государственная
служба – 2009. - № 1. - С.77-82.
- Власова
Н. Стратегическое планирование городского
развития: теория и практика // Управленческое
консультирование. 2011. - №3.
- Гапоненко
A. Л. Стратегическое планирование социально-экономического
развития регионов и городов // Гос. Служба
– 2010.- № 6.- С. 90-96.
- Гапоненко
A. Л. Стратегия социально-экономического
развития: страна, регион, город. –М.:
РАГС, 2009. – 224 с.
- Гапоненко
А. Л., Алисов А. Н. Управление социально-экономическим
развитием города: современные подходы
и технологии. - М.: «Международный дом
сотрудничества», 2008. - 137 с.
- Голубков
Е.П. Маркетинговые исследования. М.: КНОРУС,
2008. – 278 с.
- Дайан А.
Маркетинг города. / В кн.: Дайан А. и др.
Академия рынка: маркетинг. / пер. с франц.;
науч. ред. А.Г.Худокормов. М., Экономика,
2011. – С. 103.
- Жихаревич
Б. С. Современная экономическая политика
городских и региональных властей. – СПб.:
ИСЭП РАН,2008. - 192 с.
- Иванова
В. Н., ГузовЮ. Н., Безденежных Т. И. Технологии
муниципального управления: уч. пособие.
- М.: Финансы и статистика, 2008. - 396 с.
- Калиникова
И. О. Управление социально-экономическим
потенциалом региона: уч. пособие. - СПб.:
Питер, 2009. - 240 с.
- Качество
жизни населения в России и её регионах:
кол. монография / под ред. С. В. Кущенко,
Г. П. Литвинцевой, Л. А. Осьмук. - Новосибирск:
Изд-во НГТУ, 2009. - 560 с.
- Кислюк М.Б.,
Сурнин В.С. Кузбасская модель реформирования
экономики (теория, практика, опыт): Кусзбасская
энциклопедия: Т. 2. Серия экономическая.
Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2010. – С. 324.
- Кузнецова
Е. И. Стратегический анализ в системе
государственного управления национальной
экономикой. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.
175 с.
- Литвинцева
Г. П., Воронкова О. В., Стукаленко Е. А. Региональное
неравенство доходов и уровень бедности
населения России: анализ с учетом покупательной
способности рубля // Пробл. прогнозирования.
– 2011 - . № 6. - С. 119-131.
- Маркетинг:
общий курс. Под ред. Колюжновой Н.Я., Якобсона
А.Я. – М.: Омега-Л, 2008. — 476 с.
- Маркетинг
мест. Привлечение инвестиций, предприятий,
жителей и туристов в города, коммуны,
регионы и страны Европы: Пер. с англ. /
Стокгольмская школа экономики в России.
– СПб.: Питер, 2008. – 620 с.
- Молотков
Ю. И. Менеджмент социально-экономических
объектов: уч. пособие. – Новосибирск:
СибАГС, 2004. — 496 с.
- Национальная
экономика. Система потенциалов : учеб.
/ под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 359 с.
- Парамонова
Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг: Учебник.
- М.: КноРус, 2008. – 270 с.
- Панкрухин
А. П. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: ИКЦ
«МарТ», 2008. – 320 с.
- Панкрухин
А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд., дополн.
– СПб.: Питер, 2010. – 416 с.: (Серия «Маркетинг
для профессионалов»).
- Панкрухин
А. П. Маркетинг: Основы теории, стратегии
и технологии, становление в России, особенности
в различных сферах деятельности: Наглядное
учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. –
290 с.
- Панкрухин
А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг
в России и за рубежом. – 2010. - № 3 ; 2011. -
№ 6.
- Радченко
В.П. Проблемное поле территориального
маркетинга в парадигме управления социально-экономическим
развитием территории [Текст] // Известия
Санкт-Петербургского университета экономики
и финансов. 2011. - №1. – c. 12 – 17.
- Радченко
В.П. Инструментарий тактических маркетинговых
решений в условиях межрегиональной конкуренции
[Текст] // Экономика и управление. 2011. №
3. – c. 9 – 11.
- Радченко
В.П. Зарубежная практики территориального
маркетинга [Текст] // Экономика и управление.
2011. № 2. – С. 21 – 26.
- Радченко
В.П., Белокрылова О.С. Инструменты стратегического
маркетинга: разработка долгосрочных
сценариев развития территорий [Текст]
// TERRA ECONOMICUS. 2010. Т.8. № 4. Ч.2. – С.18.
- Радченко
В.П. Организационное обеспечение маркетингового
управления сельской территорией [Текст]
// Образование и наука в третьем тысячелетии:
Сборник научных трудов /Под ред. В.И.
Степанова. Вып. 6. – Барнаул: Изд-во АГУ,
2010. – С. 14 – 18.
- Региональная
экономика: учеб. / под ред. В.Н. Видяпина,
М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2008. – 638 с.
- Региональная
экономика и управление: учеб. пособие
/ под ред. А. И, Гаврилова. – Нижний Новгород
: Издательство ВВАГС, 2005. – 320 с.
- Сачук Т.
В . Территориальный маркетинг: уч. пособие.
- 1-е изд. – СПб : Питер, 2009 год, - 368 с.
- Соловьев
Б.А. Маркетинг : Учебник. - М.: Инфра-М,
2009. – 208 с.
- Социально-экономическая
политика и управление территориальным
развитием: сб. науч. ст. / Сев. — Зап. акад.
гос. службы; под ред. В. М. Ходачека, М. Ю.
Елсукова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – 337 с.
- Развитие
округа: равнение на инвестиции [Электронный
ресурс]. – Режим доступа : http://www.mngz.ru/official-ugra/city-press-releases/
(дата обращения: 17.10.2011).
- Региональная
программа развития региона [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/regionalnaya-programma (дата обращения 02.02.
2011).
- Региональный
маркетинг: реалии и перспективы [Электронный
ресурс]. – Режим доступа : http://www.asmedia.ru/publication (дата обращения 17.04.2010).
Приложение
№ 1
Формирование
конкурентоспособности автономного
округа на основе территориального маркетинга