Маркетинговые технологии как средство позиционирования муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 219.57 Кб (Скачать)

      В маркетинге городов и других более локальных территорий особую роль играют жилищно-коммунальные услуги и услуги гостеприимства, общественного питания и др. Структура этого комплекса, ассортимент и качество услуг в значительной мере определяющие качество и стоимость жизни (временного проживания), вплоть до соответствия доминирующего и предлагаемого конкретной территорией жизненного уклада привычному и желательному стилю жизни. А это – чрезвычайно сложное, комплексное, многоаспектное, иерархизированное и инерционное психолого-личностное образование, ставящее весьма сложные задачи, как перед производителями таких услуг, так и перед маркетологами. Более того, внедрение маркетингового подхода к управлению жилищно-коммунальным хозяйством становится возможным по мере того, как потребитель получает возможность выбора количества и качества оказываемых услуг при условии соответствующей оплаты.

      Соучаствовать в маркетинговых отношениях и  действиях могут органы управления, целые сферы экономики (транспорт, торговля и сфера выставочно-ярмарочной деятельности, индустрия гостеприимства, туризма и отдыха), средства массовой информации, учебные и научные  учреждения, общественные организации. Известно, например, что востребованное создание одного нового рабочего места  в сфере туризма влечет за собой  появление от 10 до 20 рабочих мест в других отраслях экономики. Активными участниками маркетинга территорий могут и должны выступать территориальные органы регистрации физических и юридических лиц, налоговые органы, органы статистики. Важнейшим современным направлением маркетинга территорий является привлечение населения к принятию решений по вопросам территориальных благ и потребительских ценностей, к их созданию, предоставлению и продвижению.

      Основные  технологии маркетинга территорий могут  быть охарактеризованы следующей последовательностью [42.  C.18]:

  • определение и выбор целевых аудиторий, наиболее значимых для улучшения качества жизни на территории и ее развития;
  • анализ конкурентоспособности территории в сравнении с ее соседями и SWOT-анализ территории представителями целевых аудиторий, т.е анализ ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды;
  • анализ восприятия территории представителями целевых аудиторий, в т.ч. из числа тех, кто реально ни разу не был на данной территории, т.е. пользовался чужой информацией или не обладает ею в принципе;
  • XYZ- и CLV-анализ потребителей территориальных благ, т.е. анализ и группировка потребителей по степени предсказуемости их спроса и по величине так называемой «пожизненной стоимости клиента», т.е. по денежному эквиваленту величины спроса, который может быть предъявлен постоянным, лояльным данному городу клиентом;
  • ABC-анализ ассортимента предоставляемых благ, услуг, возможностей;
  • позиционирование предоставляемых благ по уровню качества и востребованности целевыми аудиториями;
  • анализ стоимости жизни (временного проживания) и развития бизнеса на территории, включая величину усилий, затрачиваемого времени, эмоциональных переживаний и других ресурсов;
  • анализ социального самочувствия и степени идентификации жителей с территорией;
  • выбор и ранжирование критериев и показателей оценки эффективности будущей стратегии развития и продвижения территории;
  • формирование вариантов стратегии развития и продвижения территории, включая развитие имеющихся и формирование новых конкурентных преимуществ с учетом результатов проведенных исследований;
  • сравнительная оценка эффективности, выбор наилучшего варианта и его насыщение удачными идеями других вариантов;
  • разработка программ развития и продвижения территории.

      Приведенный список состоит практически только из аналитических и прогнозных технологий. А ведь есть еще и технологии действий.

      Многие  регионы Сибири – начиная с  Урала и включая республику Бурятия  – прекрасно поняли, что маркетинг  – это далеко не только имиджевая работа, а в первую очередь – преобразование всего комплекса благ и возможностей, которые территория может предоставить целевым группам, своим желательным клиентам, и надо понять их стиль жизни, различия в запросах и позициях. Но нельзя не отметить и тот факт, что желание «казаться» пока преобладает над желанием «быть», а соответствующие активности могут даже не пересекаться.

      Субъекты  маркетинга территорий их цели и интересы.

      Выявлять  специфику содержания маркетинга территорий наиболее продуктивно по критерию нахождения интересующихся территорией субъектов — вовне или внутри ее. Внешние субъекты заинтересованы в благополучии региона преимущественно потому, что хотят вывезти часть этого благополучия (физических ресурсов, продуктов труда дешевой рабочей силы, возможностей реализации финансовых средств и др.) за пределы данной территории, преобразовав ее благополучие в благополучие личное и своей (т. е. иной) территории. Внутренние же субъекты связывают свое личное благополучие с благополучием своего родного региона, своей "родины". Каждая из этих двух позиций может быть интересна для территории, но явно по-разному, а потому и подходы к этим двум категориям потребителей должны быть различными.

      К основным субъектам маркетинга в  любой сфере деятельности относятся производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.), его потребители (покупатели, пользователи) и посредники. Соучаствовать в маркетинговых отношениях и действиях могут органы управления, целые сферы экономики (например, торговля), средства массовой информации, учебные и научные учреждения, организации и их системы. Наиболее активными участниками маркетинговых отношений традиционно выступают производители продуктов, а субъектами, пользующимися особым вниманием к себе, — потребители.

      Целевые группы (рынки), "потребители территорий" могут быть классифицированы по ряду признаков, критериев. Наиболее крупные из них составляют пары "резиденты — нерезиденты" (критерий территориальной принадлежности, постоянного проживания, расположения) и "физические лица — юридические лица" (критерий юридического статуса). Вместе с тем надо иметь в виду: потребители территорий могут при определенных условиях становиться субъектами, заинтересованными в дальнейшем продвижении или, наоборот, непродвижении территорий.

      Резиденты—  физические лица— это основной кадровый потенциал любой территории. Одновременно они — основной объект внимания и воздействия в политическом маркетинге, поскольку представляют собой электорат. По срокам проживания на территории могут быть выделены люди, родившиеся и постоянно живущие на ней, родившиеся на других территориях, но длительное время живущие здесь, и так называемые новые резиденты.

      Нерезиденты — физические лица могут быть классифицированы по срокам пребывания в пределах данной территории, его целям, роду занятий и т.п. Наиболее многочисленная, разношерстная, переменчивая группа— туристы. Другая значимая категория, имеющая относительно постоянный состав, — лица, в течение длительного срока обучающиеся в пределах данной территории или приехавшие с целью временной работы, занятости (специалисты различного профиля, рабочие разных уровней квалификации). Особая категория — это приезжие деловые люди: предприниматели (производственники и торговцы), потенциальные инвесторы, посетители выставок и ярмарок, командированные лица. Отдельно (прежде всего в силу трудностей планирования этого контингента) могут быть выделены лица, приезжающие в гости, по другим личным делам, путешественники.

      В числе юридических лиц— потребителей территорий могут быть названы предприятия, учреждения и организации, центральные офисы и представительства корпораций, холдингов, ассоциаций и т.п., особенно — ориентированные на внешнеэкономическую деятельность. Основные группы отраслей— добывающая промышленность (например, на основе концессий), перерабатывающие отрасли, предприятия связи, финансовые учреждения, гостиничные сети и другие отрасли, представители инфраструктуры бизнеса и рынка.

      В чем заинтересованы субъекты — реальные и потенциальные потребители территории? В наиболее общем виде — в эффективном использовании конкурентных преимуществ данной территории: для жизни, для бизнеса, для краткосрочного пребывания. Более конкретно это могут быть: объем рынка и величина платежеспособного спроса, развитость инфраструктуры, культурный и оздоровительный потенциал территории, комфорт, богатые сырьевые ресурсы и различные характеристики рабочей силы (например, определенные профили подготовки и специальности, уровень квалификации, дешевизна рабочей силы) и др.

      Чтобы эффективно продвигать территорию, место, нужно знать[12. C.103]:

      1.Какие  люди, организации вовлечены в  процесс принятия решения о выборе территории и каковы их роли.

      2.  Какие критерии оценки, сопоставления территорий используются ими.

      3. Каковы типичные образцы, стереотипы, приемы инициировать, влияния и принятия решения по выбору территории. Один  из принципиальных вопросов маркетинга территорий — осмысление того, как и на основании чего осуществляют выбор их потребители – реальные и потенциальные. В маркетинге известно как минимум шесть основных категорий лиц, так или иначе участвующих в процессе принятия решения, воздействующих на него. Среди них:

      1.Инициатор – субъект, первым осознавший проблему, потребность, или возможность и осуществляющий первые, чаще всего предварительные действия, например: сбор информации, первое формулирование или упоминание проблемы в разговоре с другими лицами, часто более значимыми. Инициаторами могут быть общественные организации и деятели, отдельные граждане, представители науки, органов статистики и т.п.

      2.Лицо влияния (Influencer) – лицо, которое вовлекается на некоторой стадии в принятие решений, обрабатывает информацию и оказывает некоторое влияние на решение. Среди прочих здесь журналисты, в целом средства массовой информации.

      3. Лицо, принимающее решение — лицо (орган), имеющее власть, полномочия, чтобы принять окончательное или хотя бы необходимое промежуточное решение (например, вынести варианты решения проблемы на обсуждение, референдум).

      4.Лицо, утверждающее решение — тот,  чье одобрение, санкция требуется для вступления решения в силу, и кто в праве отменить решение.

      5.Покупатель  — лицо, орган, которые реализуют  принятое решение, используя для этого имеющиеся у них ресурсы.

      6.Пользователь  — субъект, который потребляет, использует конечный территориальный продукт или услугу.

      В зависимости от ответов на эти вопросы можно выбирать эффективные маркетинговые   коммуникации   и  другие инструменты, а также адресовать их в правильном направлении и в лучший момент времени.

      Как конкретная организация, так и человек  даже в единственном лице могут исполнять последовательно все шесть ролей. Например, осознав необходимость личного отдыха (роль 1), человек вспоминает, собирает и анализирует информацию о возможных местах отдыха (роль 2), выбирает конкретное место (роль 3), подписывает договор с соответствующей фирмой (роль 4), финансирует поездку (роль 5) и отправляется в путешествие (роль 6).

      Понятно, что в каждой роли, на каждом этапе  принятия и реализации решения есть свои проблемы, однако ясно и то что ключевой в любом случае является информация, адекватная возникшим проблемам и имеющимся ресурсам. Ведущим современным средством предоставления информации для выбора территорий являются геоинформационные системы (ГИСы).

      Субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, "продажу территорий", выступают территориальные органы власти и управления, местные экономические агентства развития, туристические операторы и агентства, торговые дома, спортивные комитеты и федерации, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных новых, в том числе внешних потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже имеющихся.

      Деятельность  этих субъектов маркетинга территории ориентирована на создание, поддержание или изменение определенных мнений, намерений и/или поведения субъектов-потребителей относительно территории, ее возможностей, а также возможностей самих этих субъектов не этой территории. Более конкретными целями в этом отношении являются:

  • притягательность, престиж территории (места) в целом;
  • привлекательность сосредоточенных на территории при родных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.

      Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территории разрабатывает комплекс мер, обеспечивающих:

  • формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности (интегральная задача);
  • расширение участия территории и ее субъектов в реализации  международных,  федеральных,  региональных программ (деятельность за пределами территории);
  • привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к ней заказов (новые виды и задачи деятельности на территории);
  • повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов (импорт ресурсов);
  • стимулирование    приобретения     и    использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах (экспорт ресурсов).

      Интересы  и цели этой традиционно наиболее активной категории субъектов маркетинга территорий могут быть различны в отношении различных категорий потребителей. В большинстве случаев, территория и ее представители заинтересованы в привлечении сюда недостающих ресурсов и заказов на свою продукцию. Вместе с тем, на территорию могут прибывать субъекты, к которым она относится нейтрально, как к приемлемым и не подлежащим преследованию, а также нуждающимся в социальной помощи (беженцы, вынужденные переселенцы, политические эмигранты и др.); это, почти безусловно, создает дополнительную нагрузку на территорию, однако умелая постановка работы с такими категориями потребителей может создать территории дополнительный престиж. Однако есть и третья категория — нежелательные субъекты потребления территории: экс- и действующие преступники, торговцы наркотиками, сомнительные предприниматели, другие деятели социально вредных сфер. В таком случае применим так называемый демаркетинг территорий.

Информация о работе Маркетинговые технологии как средство позиционирования муниципального образования