Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.
Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106
Территориями могут быть реализованы разнообразные стратегии маркетинга — имиджа, привлекательности, инфраструктуры, персонала. Их выбор и последовательность реализации определяются с учетом реальных конкурентных преимуществ и потенциала притягательности, имеющихся проблем и угроз, финансовых и других возможностей.
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
Специалисты совершенно справедливо отмечают, что конкурентоспособность представляет собой сложное, многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем, и особенно с его уровнем [38. C.10]. Можно утверждать, что главный уровень обеспечения конкурентоспособности территории— макроэкономический уровень страны, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития региона, отрасли или разветвленной корпорации, охватывающей большую группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества конкретного товара, произведенного в конкретном локальном месте, конкретной фирмой.
Конкурируют ли между собой регионы и, если да, то по поводу чего? Региональный рынок находится в эпицентре, в основе хозяйственного механизма региона при определённой законодательством регулирующей роли федеральных и местных органов власти. На рынках конкурируют между собой товары и предприятия из разных регионов. Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, за трансферты, дотации и федеральные заказы региону, лоббируют интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя,
В
этой связи В.А. Андреев предлагает
определение
Соответствующая теоретическая модель конкурентоспособности региона и составляющие его конкурентоспособности представлены на рис. 3.
Если следовать этой логике, становится ясно, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность региона (RC), выступают:
Ресурсы: Параметры(оценки) кон-
и законодательные
акты и др.
Рисунок 3 – Теоретическая модель конкурентоспособности региона[38. C.14]
Анализ экономической модели конкурентоспособности
региона наиболее правильно вести, используя
такие категории, как "региональный
спрос" и "региональное предложение".
Региональный спрос (RD) представляет собой
сумму всех расходов на конечные товары
и услуги, произведенные в региональной
экономике. Он отражает связь между объе-мом
совокупного выпуска, на который предъявлен
спрос эко-номческими агентами и общим
уровнем цен. Региональное предложение
(RS) показывает наличный реальный объем
производства при каждом возможном уровне
цен. Оба показателя, в свою очередь, тесно
связаны с такими макроэкономическими
показателями, как уровень валового регионального
продукта и дохода (оба — на душу населения).В.Андреев
предлагает следующий алгоритм оценки
конкурентоспособности региона (см. рис.4).
Рисунок 4 – Алгоритм оценки конкурентоспособности региона [38. C.15]
По методике, предложенной В.Андреевым, комплексный показатель конкурентоспособности региона складывается из двух групп:
Y— показатели уровня жизни;
I — инвестиционная привлекательность региона.
Соответственно каждый из них включает в себя-
Y = PC + G + L , где:
PC - покупательная способность населения;,
G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини),
L - уровень безработицы;
I=Ip + Ir + Iq + Q, где:
Ip - инвестиционный потенциал региона;
Ir - инвестиционный риск;
Iq - реальные объемы инвестиций;
Q - число убыточных предприятий в регионе.
В. Андреев предлагает вариант расчета конкурентоспособности региона, основанный на ранжировании регионов по численным значениям каждого из частных показателей с определением соответствующего места региона. Затем ранг (место, занятое регионом) умножается на коэффициент весомости каждого показателя и результаты суммируются. Вес показателя определяется его "влиянием" на всю группу показателей (Y или I) и исходя из выбранной темы исследования, ставящей целью проследить взаимосвязь механизма ценообразования и конкурентоспособности региона. Регион, набравший меньшее количество баллов, считается более конкурентоспособным.
Вес показателя определяется, исходя из таких соображений:
PC = 0,5 — в большей степени учитывает взаимосвязь двух рынков: а) товаров и услуг; б) труда;
G = 0,3 — концентрация доходов является следствием функционирования рынка труда и сильно зависит от социальной политики региональной власти;
L = 0,2 — показатель безработицы, имеет существенные погрешности, так как в условиях кризиса не всегда учитывает большую долю скрытой безработицы;
Iq = 0,7 — объем реальных (как внутренних, так и внешних) инвестиций свидетельствует о действительной инвестиционной привлекательности региона, а следовательно, и об эффективности регионального хозяйствования;
1р
= 0,5 — инвестиционный потенциал
учитывает основные
Ir = 0,4 — интегральный показатель, рассчитываемый консалтинговым агентством "Эксперт — РА" и учитывающий законодательный, политический, экономический, финансовый, криминальный и экологический риски;
Q = 0,3 — количество убыточных предприятий говорит об их слабой адаптированности в силу различных причин к функционированию в условиях рыночной экономик.
Таблица 11 – Расчет показателей конкурентоспособности Ямало – Ненецкого автономного округа и Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в 2011 г [50]
Регион | Показатели уровня жизни% | Показатели инвестиционной привлекательности | ||||||||||||
РС | G | L | lq | lp | lr | Q | ||||||||
ХМАО-
ЮГРА |
7,7 |
1 |
42 |
2 |
0,84 |
1 |
650 млрд. рубл. | 1 |
0,947 |
1 |
0,850 |
2 |
42,9 |
2 |
ЯНАО | 4,3 |
2 |
43 |
1 |
3,8 |
2 |
455,6
млрд. руб. |
2 |
0,905 |
2 |
0,835 |
1 |
22,3 |
1 |
Проведя расчеты, получаем такие показатели конкурентоспособности : RC для Ханты – Мансийского автономного округа – Югры = 1*0,5 + 2*0,3 + 1*0,2 + 1* 0,7 + 1*0,5 + 2*0,4 + 2*0,3 = 3,9, а RC для Ямало – Ненецкого автономного округа = 2*0,5 +1* 0,3 +2*0,2 + 2*0,7 + 2*05 + 1*0,4 + 1*0,3 = 4,8.
На основании этих расчетов можно сделать вывод о том, что Ханты – Мансийский автономный округ – Югра имеет практически равное положение по сравнению с Ямало – Ненецким автономным округом. Лишь по одному показателю положение лучше в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Если анализировать данные таблицы, можно отметить заметное преимущество Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по таким показателям как: покупательная способность, уровень безработицы, реальный объем инвестиций. Это говорит о том, что предприятия данного региона, их отраслевая структура оказались способны быстрее адаптироваться к рыночной экономике.
Вместе с тем примерно одинаковый в этих регионах процент населения, живущего ниже прожиточного минимума, свидетельствует о необходимости проведения активной социальной политики со стороны региональной власти по выравниванию уровня доходов. Кроме того, столь низкий показатель безработицы в Ханты – Мансийского автономного округа – Югры заставляет задуматься о проблемах скрытой безработицы, что говорит о недостаточной эффективности функционирования рынка труда. Большее значение инвестиционного потенциала Ямало – Ненецкого автономного округа свидетельствует о неплохих перспективах развития реального сектора экономики. По-видимому, акцент в экономической политике области должен быть сделан на создании благоприятного инвестиционного климата.
Приведенная здесь методика, безусловно, не может считаться бесспорной. Скорее ее надо рассматривать как один из возможных вариантов построения методики оценки конкурентоспособности региона. Конкретный вариант может быть выстроен под конкретную задачу, а еще точнее — под конкретную целевую группу "потребителей" территории, с учетом которой выбираются как конкуренты, так и собственно критерии и показатели оценки.
Маркетинг регионов имеет как общие, так и особенные черты в сравнении с маркетингом страны. В России специфика маркетинга регионов проявляется и должна учитываться прежде всего в силу значительных географических, климатических, национальных и других различий, связанных с большой протяженностью и другими параметрами крупной страны. В маркетинге регионов выделяются четыре крупных целевых рынка потребителей возможностей и ресурсов региона: приезжие, жители и работающие по найму, отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.) и инвесторы, внешние (в том числе инорегиональные) рынки.