Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:42, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать концепцию маркетинга территории как новационной составляющей системы территориального управления и инструмента стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях межрегиональной конкуренции.
Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение № 1 106
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Югорский
государственный университет
Институт менеджмента и экономики
Кафедра
менеджмента
Допустить к защите
«____» ________ 20__г.
Зав. кафедрой ____________
к.э.н.,
доцент Хромцова Л.С.
Выпускная
квалификационная работа
на
тему: «Маркетинговые
технологии как средство
позиционирования муниципального
образования»
Исполнитель: студентка группы 4771 /______________/ Захарова М.С..
Научный руководитель:/___________/ Оселедько И.В. - к.э.н., доцент
Нормоконтролер:/_________
Ханты-Мансийск – 2012
Содержание
Введение 3
1 Теоретико – методолические основы формирования территориального маркетинга 14
1.1 Сущность территориального маркетинга и маркетинговых технологий 14
1.2 Инструменты маркетинга территорий 26
1.3 Стратегии маркетинга территорий и их позиционирование 39
2 Анализ маркетинговых технологий в управлении территорией 51
2.1 Оценка конкурентоспособности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры 51
2.2 SWOT-анализ автономного округа 58
2. 3 Анализ инвестиционной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 64
3 Направления совершенствования территориального маркетинга 73
3.1 Проблемы и тенденции регионального маркетинга 73
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию территориального маркетинга и технологий в системе управления регионом 84
Заключение 95
Список использованных источников 100
Приложение
№ 1 106
Маркетинг
территорий занимает все больше места
в деятельности сотрудников государственных
и региональных министерств, ведомств
и обществ содействия хозяйственному
развитию. Цель этих организаций состоит,
с одной стороны, в том, чтобы
привлечь инвесторов и таким образом
создать в стране, регионе или
городе дополнительные рабочие места,
а с другой — в том, чтобы
прочнее привязать к данной территории
уже имеющиеся предприятия. Их деятельность
осуществляется на фоне все более
возрастающей конкуренции территорий.
Маркетинг с его принципами, ориентацией
на потребителя и
Применительно к
По мере того как менеджмент
плавно перетекает или
С другой стороны, в рамках
глобализации в борьбе за
Возникает вопрос, какова природа
индивидуального восприятия
В то время как эти изменения
были изучены, одной из
Актуальность темы исследования. Становление рыночной экономики в России, выход российских регионов на мировые рынки объективно детерминируют необходимость повышения конкурентоспособности территорий, основным инструментом которого выступает территориальный маркетинг, обеспечивающий формирование имиджа территории. Научная дискуссии о принципах, инструментах и перспективах использования территориального маркетинга в процессе модернизации системы территориального управления обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности регионов, вызванной, с одной стороны, активной интеграцией России и ее регионов в мировое экономическое пространство, модернизацией системы и механизмов территориального управления, а, с другой, – демократизацией и развитием институтов гражданского общества, изменением поведенческой ориентации населения и бизнес-сообществ в реализации коммерческих и некоммерческих стратегий, когда достижение индивидуальных целей увязывается с возможностями территории.
При этом системное исследование специфики маркетинга территорий, в пространстве которых формируется особая социальная общность, остается вне поля зрения отечественных и зарубежных участников научно-практической деятельности. Это приводит к фрагментарности, неэффективности использования арсенала маркетинговых приемов в практике управленческой деятельности руководителями территорий (регионов) и отсутствию видимого положительного тренда социально-экономического развития территорий.
Востребованность методологических и эмпирических исследований, теоретических принципов и инструментов маркетинга территорий, выявления условий и предпосылок его становления и закономерностей эволюции, формирования целостного понимания маркетинга территорий как комплекса инструментов, приемов, технологий, сформированных на основе принципов территориального маркетинга и направленных на удовлетворение потребностей экономических субъектов различных общностей, развитие инвестиционно-ресурсного потенциала территории и укрепление конкурентных позиций этих территорий в системе межрегионального разделения труда, аргументирована следующими взаимосвязанными обстоятельствами. Во-первых, это отсутствие четкого представления о маркетинге территорий (регионов) и актуализация значимости углубления структурно-логического анализа парадигмы территориального маркетинга с целью выявления сущностных характеристик маркетинга территорий (специфических территориальных образований, характеризующихся особым масштабом и характером социально-экономических процессов) и систематизации теоретических принципов, раскрывающих возможности и направления его использования в практике территориального управления районами (регионами). Во-вторых, наличие объективных разнонаправленных социально-экономических тенденций развития территорий, в числе которых: повышение конкурентоспособности российских регионов, необходимость реализации конкурсных принципов при распределении средств бюджетной поддержки территорий, развитие лидерской мотивации населения. В силу этого достижение коммерческих или некоммерческих целей тесно увязывается с потенциалом территории, ее инфраструктурными возможностями, что обусловливает значимость поиска маркетинговых аналитико-методических и инструментарных средств, которые, в дополнение к существующему арсеналу приемов территориального управления, способствуют выявлению, формированию и реализации конкурентных преимуществ региона, согласованию интересов ее внутренних и внешних субъектов, повышению инвестиционной привлекательности и формированию благоприятного имиджа.
Обоснование
маркетинга как технологии управления
способами и формами
Оценка
состояния маркетинговой
Теоретические
принципы территориального маркетинга,
методические приемы разработки инструментария,
технологий и приемов маркетингового
воздействия, на территориальные единицы
различных масштабов
Значительный
вклад в исследование факторов внешней
и внутренней среды территорий и
конкурентных тенденций, детерминирующих
их развитие на современном этапе, обусловливающих
целесообразность адаптации маркетинговых
принципов в системе
Проблематика маркетинга территорий (региона) представлена в отечественной и зарубежной литературе небольшим числом публикаций. Так, в работах Бекера Т., Беша М., Баллинга Р., Шадэ Г., Лидке Д. осуществлены попытки проанализировать особенности инструментария регионального маркетинга применительно к регионам, однако в центре внимания авторов были проблемы продвижения аграрной продукции, производимой предприятиями сельских регионов. В работах Балдерьяна И., Даффа К., Котлера Ф., Крэптона Н., Марша П., Рейна И., Хайдера Д., Хилла Э. развивается концепция маркетинга мест и разработаны технологии продвижения отдельных элементов маркетингового потенциала регионов: имиджа, достопримечательностей, инфраструктуры, отраслей региональной экономики. В исследованиях Андреева С. рассматриваются проблемы социального маркетинга применительно к регионам, затрагиваются вопросы продвижения некоммерческих организаций. Исследования Блинова А., Гапоненко А., Рохчина В., Сачук Т., Старовойтова В. и др. посвящены использованию принципов маркетинга в обосновании стратегических планов развития регионов с аграрной специализацией.