Маркетинг в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
4. Разработать типологическую модель организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».

Содержание

Введение 3
глава 1 Сущность и значение маркетинга в сфере культуры 6
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры 6
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры 10
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры 18
глава 2 Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица» 28
2.1 Характеристика объекта исследования 28
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг 34
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры 47
Глава 3 Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры 55
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга 55
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра 68
Заключение 78
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

диплом по маркетингу.doc

— 1.07 Мб (Скачать)
 

     Проведем  анализ ситуации, которая сложилась  на рынке театральных услуг за последние три года. Рассмотрим таблицу 12, в которой представлена динамика цен и объем продаж спектаклей.

     Таблица 12

     Динамика  товарооборота, объемов продаж и  цен на театральные услуги

Период V продаж, тыс.шт. цена  за единицу, руб. Товарооборот цепные  темпы роста
v продаж цена Товаро

оборот

2004 3850 0,45 1732,5 - - -
2005 4005 0,7 2803,5 104,03% 155,56% 161,82%
2007 4150 0,8 3320 103,62% 114,29% 118,42%
 

     

     Рис. 12. Изменение объемов продаж от цены

     На  всем промежутке исследуемого периода  объем продаж и товарооборот имел устойчивую тенденцию к росту с примерно равными темпами прироста. Цены увеличивались незначительно, вероятно, это было обусловлено влиянием инфляции. Зависимость изменения объема продаж от цены не просматривается. Поэтому обстановка за исследуемый период складывается довольно положительно для нашего театра – увеличивается товарооборот при повышении уровня цен.

     Тенденцию увеличения объемов продаж можно  смоделировать, рассчитав уравнение  тренда (рис. 13).

     

     Рис. 13. Моделирование линии тренда

     Таблица 13

     Расчет  тренда продаж

Периоды V продаж ti' ti' 2 ti' * yi Yi (Yi-yi)2
1 3850 -1 1 -3850 3769,2 6528,64
2 4005 0 0 0 3806,7 39322,89
3 4150 1 1 4150 3821,7 107780,9
Всего 12005   2 300 11397,6 153632,4

    В результате проведенных расчетов (таблица 13) мы установили, что тренд увеличения продаж характеризуется уравнением:

    y=150 х + 3701,7,

      где `y – теоретическое (сглаженное) значение объема продаж, тыс. шт.;

      t –  номер рассматриваемого периода.

     Коэффициент вариации (отклонение от тренда) рассчитывается по следующей формуле:

      , где 

      Vy – отклонение от тренда, %;

      уi и yi – теоретические (сглаженные) и фактические значения объемов  
продаж соответственно;

      St – количество рассматриваемых периодов.

      Устойчивость рынка вычисляется по формуле U = 100 % – Vy.

     Итак, отклонение фактических объемов  продаж от тренда составило 5,96 %, а устойчивость рынка равна 94,04%. 

    

    Рис. 14. Динамика цен.

    Аналогично  определим тренд цены и ее отклонение (таблица 14).

    Таблица 14

    Расчет тренда цен

Периоды Цена ti' ti' 2 ti' * yi Yi (Yi-yi)2
1 80,00 -1 1 -80 0,475 6324,225625
2 100,00 0 0 0 0,65 9870,422500
3 130,00 1 1 130 0,825 16686,180625
Всего 310   2 50 1,95 32880,82875
 

    Модель  зависимости объема продаж (y) от уровня цен (x) можно представить в виде уравнения:

    y = 0,175х + 0,3.

    Отклонение  составило 11,15 %, тогда как устойчивость рынка составила 88,85 %.

    Рассмотрим  зависимость объемов продаж (y) сразу от двух параметров – цены (x) и периода (t). Для этого составим таблицу 15 с данными, необходимыми для дальнейших вычислений.

    Таблица 15

    Расчет  зависимости продаж от времени и уровня цен

Периоды, t Цена, x V прод.,y xt x2 t2 y2
1 80,00 3850 80 6400 1 14822500
2 100,00 4005 200 10000 4 16040025
3 130,00 4150 390 16900 9 17222500
6 310 12005 670 33300 14 48085025
 
xy ty (Yi-Ya)2 (Xi-Xa)2 (Ti-Ta)2 Yt (Yt-Yf)2
308000,00 3850,00 23002,7778 544,4444 1 14788,67 119654436
400500,00 8010,00 11,1111 11,1111 0 17615,33 185241192
539500,00 12450,00 22002,7778 711,1111 1 21822 312299619
1248000,00 24310,00 45016,66667 1266,666667 2 54226 617195247
 

    Построим  матрицу значений (М) таблицы 15:

    

    и матрицу полученных результатов (v):

    

     Транспонируя  матрицу M, умножаем результат на матрицу V. Получаем вектор остатков с тремя коэффициентами a0, a1, a2 для уравнения типа y = a+ a1·x + a2·t.

     

     Таким образом, получаем коэффициенты нашего уравнения:

     a0 = 3682

     a1 = 138,333

     a2 = 66,667

     Уравнение приобретает вид:

y = 3682 +138,333x +66,667t.

      Таблица 16

    Динамика  и изменения цены и объема театральных услуг

Периоды Цена V прод. ΔP ΔV
1 80,00 3850 100,00% 100,00%
2 100,00 4005 125,00% 104,03%
3 130,00 4150 162,50% 107,79%
Прогноз 1 4301,999    

Рис. 15. Изменение цен и объемов продаж относительно 2004 года

    Рассчитываем  отклонение от тренда и устойчивость рынка аналогично предыдущим вычислениям:

    Vy = 20,65%

    U = 79,35%

    Таким образом, данные показатели свидетельствуют о том, что зависимость потребности в театре у зрителей от цены на театральные услуги и периода времени не сильная. 
 

     2.3. Проблема финансирования  маркетинговой деятельности  в сфере культуры 

     Театры  испытывают большие трудности в  получении доходов, но выжить без  них не могут.

     Собственные доходы выше 20% от общего бюджета все  еще исключение. Спонсорство бизнеса считается оптимальным выходом из кризисного положения, но театрам недостает «ноу-хау», ограничены возможности местной экономики, чтобы компенсировать потерянные субсидии.

     Некоторые театры пытаются заработать деньги сдачей площадей в аренду или предложением услуг своих мастерских.

     Нерациональность  действующей театральной модели осознается как внутри театров, так  и властями, но мало кто предпринимает попытки внести в нее изменения или заняться поисками альтернативных моделей. Лишь небольшое количество театров закрылось.

     Престиж репертуарных театров проистекает  в большей степени от их роли в докоммунистический период, когда они поддерживали национальную освободительную борьбу, развитие культурного и языкового самосознания. Вот почему политики, которые без сожаления закрывали сотни заводов и увольняли десятки тысяч рабочих, обычно не осмеливаются закрыть репертуарные театры. Они также боятся политического ущерба, который авторитетные театральные деятели могут нанести им.

     Но  как бы то ни было, репертуарные театры нуждаются в адекватных времени стратегиях выживания и развития, в современных формах привлечения зрителей как сегодня, так и в будущем.

     Вмешательство власти, как национальной, так и  муниципальной, носило несистематический характер, это были полумеры – либо политически инспирированные, либо вызванные финансовой необходимостью, например, уменьшение субсидий. Эти меры применялись повсеместно в надежде, что рынок сделает все остальное. Правительства, пытаясь уйти от ответственности, с готовностью спешили переоценить возможности рыночной экономики.

Информация о работе Маркетинг в сфере культуры