Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:42, контрольная работа
Маркетинг социально-культурной сферы является одним из самостоятельных видов маркетинга в рыночных условиях, однако он обеспечивает продвижение культурного продукта на рынок и исследует культуру как фактор макросреды для деловых организаций и фактора микросреды для культурных учреждений. Маркетинг как инструмент управления качеством культуры предлагается использовать для формирования национальной политики в области качества, для информационного обеспечения конкретных программ региональных и муниципальных органов управления, обеспечивающих не только удовлетворение культурных потребностей населения, но и их целевое развитие.
1. Введение. 2
2. Особенности маркетинга в сфере культуры. 3
3. Заключение. 15
Список литературы.
1.
Введение.
2.
Особенности маркетинга
в сфере культуры.
3.
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
Важнейшим индикатором качества жизни выступает качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.
Качество культуры состоит из двух систем:
качество культуры личности, включающее показатели: уровень духовных потребностей личности, предпочтения к способам удовлетворения потребностей, типы потребительского поведения, мотивации потребительского поведения, удовлетворенность культурным развитием; | |
качество
культуры общества, включающее показатели:
развитость структуры культурной сферы,
доступность для населения |
Мониторинговые системы качества жизни только начинают формироваться, поэтому необходимо определить методологию исследования качества культуры. В качестве основного инструментария мониторинговых систем качества культуры предлагаются маркетинговые исследования.
Маркетинг социально-культурной сферы является одним из самостоятельных видов маркетинга в рыночных условиях, однако он обеспечивает продвижение культурного продукта на рынок и исследует культуру как фактор макросреды для деловых организаций и фактора микросреды для культурных учреждений. Маркетинг как инструмент управления качеством культуры предлагается использовать для формирования национальной политики в области качества, для информационного обеспечения конкретных программ региональных и муниципальных органов управления, обеспечивающих не только удовлетворение культурных потребностей населения, но и их целевое развитие.
Повышение культурного уровня общества является одной из наиглавнейших задач. Это являет собой актуальность данной работы.
Цель работы: изучение особенностей производства культурных услуг.
2. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Вопросам
развития российской сферы культуры
в последние годы уделяется большое
внимание. Изменение приоритетов
политики государства в области
распределения доходов
В
рыночных условиях главной особенностью
маркетинга в сфере культуры является
соединение трех его направлений. Кроме
привлечения потенциальных
Государственные и частные фонды | Попечители | Средства массовой информации | Заинтересованные лица | |||||||||
Управление отношениями с покровителями | Управление репутацией организации | |||||||||||
Местные власти | Спонсоры | Контрактники | Посетители | |||||||||
Руководитель | ||||||||||||
Цели | Рабочая программа | |||||||||||
Управление организацией | ||||||||||||
Персонал | Собрания | |||||||||||
Рис. 1. Направления
маркетинга культурной организации.
Работа с посетителями (клиентами) необходима для оправдания миссии учреждения культуры, тогда как целью привлечения покровителей является получение финансовой и материальной поддержки. Создание репутации культурной организации важно для дальнейшего развития ее деятельности.
Кроме
того, следует отметить, что разные
области маркетинга в сфере культуры
неразрывно взаимосвязаны. Учреждение,
качественно разрабатывающее
Следовательно,
направления маркетинговой
Рис. 2. Спираль
развития направлений маркетинговой
деятельности в сфере культуры
Анализируя направления маркетинга в сфере культуры, мы рассмотрим маркетинговую среду, которая служит ключевым моментом процесса управления. Маркетинговая среда складывается из совокупности факторов на макро- и микроуровнях, напрямую влияющих на эффективность работы организации.
Макросреда включает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, культурного уровня нации, что в конечном счете воздействует на само отношение к сфере культуры.
Микросреда наряду с макропроцессами также имеет важное значение. Микросреда в свою очередь может быть подразделена на две составляющие: внутреннюю и внешнюю.
Внешней
средой маркетинга является окружающая
среда, на которую фирма выходит со своими
маркетинговыми мероприятиями. В сфере
культуры она включает реальных и потенциальных
посетителей, спонсоров, покровителей,
партнеров, конкурентов, а также общественность
в лице средств массовой информации и
иных лиц, формирующих общественное мнение
как о работе культурной организации,
так и о культуре в целом (см. рис. 3).
Рис. 3. Составляющие
внешней среды маркетинга культурной
организации
Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри фирмы. Как правило, в культурных организациях имеются службы, которые планируют, разрабатывают и осуществляют маркетинговые программы отдельно для посетителей, друзей культурной организации, спонсоров и т.д.
Маркетинг не ограничивается только определением целевой группы его стратегии и анализом среды — не менее важным является сам комплекс маркетинга.
Рассмотрим
составляющие комплекса маркетинга
и важнейшие факторы, влияющие на
маркетинговую деятельность в сфере
культуры.
Продукт
В
учреждении культуры в качестве продукта
выступают различные услуги, предоставляемые
им в соответствии с его миссией.
Для музея, например, в качестве основных
услуг выступают выставочная
деятельность, т.е. представление и
интерпретация коллекций, а также
образовательная работа, а именно: экскурсии,
лекции, детские и юношеские студии, семинары,
конференции и т.д. Кроме того, большое
значение имеют дополнительные услуги.
Они заключаются в информационном обеспечении,
работе кафе, буфетов, музейных магазинов,
специальных мастерских для посетителей,
а также в проведении различных мероприятий
— приемов, встреч, концертов, спектаклей.
Потребитель
Особенностью комплекса маркетинга культурной организации является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной. Эта особенность, впрочем, не касается исключительно сферы культуры, а распространяется также на производство ряда услуг. Например, работа парикмахерской или гостиницы без клиента не менее абсурдна.
Сфера
культуры удовлетворяет потребности
человека в духовном развитии, поэтому
в качестве потребителей услуг учреждений
культуры выступают различные слои
населения. Культурные организации
могут специализироваться на работе
с определенной аудиторией, например
с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами
и т.д.
Политика цен
Ценовая
политика культурной организации определяется
прежде всего социальными целями
ее деятельности. Следовательно, уровень
цены зависит от доступности конкретной
услуги для потенциального потребителя.
В данном случае цены почти всегда ниже,
чем они были бы в чисто рыночных условиях,
а иногда и вообще отсутствуют. Поэтому
возможности использования рыночной ценовой
политики в стратегии маркетинга сферы
культуры несколько ограниченны. Дополнительным
подтверждением данного положения является
действие двух эффектов.
Эффект при увеличении спроса
Для коммерческих организаций больший спрос на их услуги означает больше доходов. В сфере культуры наблюдается обратный эффект. Учреждения культуры, как правило, не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. Согласно теории предельной полезности предельные расходы производства дополнительной услуги для удовлетворения растущего спроса могут превышать предельный доход, полученный от реализации дополнительной единицы услуги. Отсюда следует, что культурные организации в силу выполнения общественных функций не могут находиться на самофинансировании, а должны ориентироваться на внешние источники финансовой поддержки.
В
сфере культуры имеют место направления
деятельности, для которых данный
эффект не реализуется. При определенных
объемах производства предельный доход
превышает предельные затраты и
образуется прибыль. Это прежде всего
коммерческие (контрактные) услуги внутри
или на основе организации — например,
работа кафе, буфетов, ресторанов, магазинов,
специальных мастерских, а также рекламная
деятельность. Их финансовая оценка ничем
не отличается от анализа деятельности
коммерческой структуры.
Эффект при росте нововведений и производительности труда
Рост
высокотехнологичных
В силу действия двух названных эффектов необходимо подчеркнуть особую направленность ценовой политики культурных организаций. В культурной сфере она складывается, например, из дифференциации цен на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры) и по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане, а также индивидуалы и группы). Уровень цены формируется в зависимости от времени посещения культурной организации (день—вечер, открытые—закрытые часы работы) и популярности, уникальности выставок, концертов, спектаклей. Кроме того, культурные учреждения применяют привилегии для покровителей, спонсоров, друзей и других категорий.