Маркетинг в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
4. Разработать типологическую модель организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».

Содержание

Введение 3
глава 1 Сущность и значение маркетинга в сфере культуры 6
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры 6
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры 10
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры 18
глава 2 Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица» 28
2.1 Характеристика объекта исследования 28
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг 34
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры 47
Глава 3 Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры 55
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга 55
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра 68
Заключение 78
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

диплом по маркетингу.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     Театр для студентов становится реальной проверкой готовности к самостоятельной деятельности. Учебные работы показываются один-два раза, а спектакли Народного театра идут на сцене год, два, три, а то и более лет.  

     Характеристика  работы театра.

     В течение почти 8 лет Народный театр  объединяет на своих концертах, как деловую элиту, так и городскую интеллигенцию, и детей и взрослых, являясь связующим звеном между самыми различными слоями общества.

     Лицом театра является репертуар. В разные годы поставлены спектакли «Клетка» Л.Корсунского, «День рожденья Кота Леопольда» А.Хайта, «Приговор до рождения» Я.Головацкого, «Девочки и апрель» Т.Ян, «Я убил Лору П.» Ю.Максимовой, «Брат» А.Слаповского, «Русские люди» К. Симонова.

     Спектакль «День рождения кота Леопольда» был  показан на V Международных дельфийских играх в г. Волгограде, где исполнитель главной роли Тимур Орагвелидзе получил приз за лучшее исполнение роли.

     Каждый  год в репертуаре театра 2-3 премьеры и десятки сыгранных спектаклей, концертные выступления, выезды в районы области, в школы и лицеи города.

     Сезон 2006 – 2007 годов значительно расширил сферу деятельности театра «Синяя птица». Особое значение выступления «Синей птицы» приобрели в нынешнем сезоне – все места в зале были заполнены  почти на каждом спектакле.

     В таблице 4 приведены данные о количестве спектаклей, проведенных  за 2007 год. Сотрудничество Народного театра с образовательными учреждениями города началось последние 3 года. Театр приезжает в школы и лицеи со своими постановками на праздники и юбилеи, проводятся совместные литературные и театральные вечера.

Таблица 4

Театральная деятельность Народного театра «Синяя птица» в 2007 году

Место проведения спектакля Количество  спектаклей
ТОККиИ 29
Школы города 7
Лицеи города 7
Выезд в область 10
Выезды  в другие города 3
Итого спектаклей в 2007 году 56
 

     Проведем  анализ по оценке театральной деятельности Народного театра «Синяя птица». Будем  проводить анализ по следующим показателям: посещаемость (% от заполнения зала), количество концертов, количество абонементов (для  постоянных зрителей предыдущего года – карта постоянного зрителя), имиджевая оценка. Для этого необходимо провести опрос зрителей, приходящих на спектакли «Синей птицы», по 10-бальной шкале. Результаты проведенного опроса приведены на рис. 7.

     Рис. 7. Результаты опроса зрителей

     Таким образом, средняя оценка театра составляет 6 баллов. Результаты анализа театральной  деятельности «Синей птицы» приведены  в таблице 5.

     Таблица 5

Оценка  театральной деятельности Народного  театра «Синяя птица» в 2007 году

Характеристика Количественная оценка
Посещаемость, % от заполнения зала 73%
Количество  концертов, шт. 56
Количество  абонементов, шт. 20
Имиджевая оценка (результаты опроса слушателей) 6
 

     Согласно  истории функционирования театра, можно  сделать вывод, что у театра нет  постоянного коллектива, и состав его постоянно  меняется, так как основными актерами, сценаристами, режиссерами являются студенты Тульского Областного Колледжа Культуры и Искусств. Однако, как уже упоминалось, художественно-постановочной частью заведует выпускница колледжа Л.А. Кирюхина, руководитель театра - народная артистка Туркменистана Л.П. Казакова. Численность Народного театра обычно колеблется от 20 до 40 человек.

     На  рисунке 8 представлена динамика численности состава Народного театра.

     Как видно из диаграммы наименьший состав театра зарегистрирован в 2004 году, количество участвующих в спектаклях было всего 20 человек.

     Наибольшая  численность театра за последние  годы объясняется тем фактом, что  театр приобретает все большую  известность, о нем пишут в  прессе и упоминают на телевидении. Тульские телеканалы ведут широкий обзор культурных мероприятий города и области.

     Соответственно, те, кто не знали о театре или  недооценивали уровень сценической  деятельности «Синей птицы», вливаются  в жизнедеятельность театра.

      

     Рис. 8. Динамика численности состава Народного театра «Синяя птица».

     Организационную структуру театра можно охарактеризовать как линейно-функциональную (рисунок 9). 

     Рис. 9. Организационная структура Народного театра «Синяя птица».

     Линейно-функциональная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

     Эти штабы могут:

  • Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
  • Находиться в нескольких уровнях управления;
  • Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

     Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

     Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:

     Преимущества:

    • Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников,
    • Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров),
    • Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.

     Недостатки:

    • Затрудняет горизонтальное согласование,
    • С трудом реагирует на изменение.

     Народный  театр «Синяя птица»  в 2007 году продолжил деятельность по сбору средств на выполнение следующих программ:

     - приобретение новых сценических  костюмов для театра;

     - повышение уровня оплаты труда  актерам и сотрудникам;

     - расширение гастрольной деятельности.

     Руководитель Народного театра, как и весь театр, подчиняются директору колледжа. Директор колледжа помогает решать организационные вопросы, вопросы финансирования, размещения, выделения средств и ресурсов. Директору подчиняется общий персонал, который обслуживает не только театр, но и колледж. Это охранник, уборщица, кассир, гардеробщик.

     Руководителю  театра отводится самая сложная  и ответственная роль в структуре  управления театром. В его подчинении находится весь оставшийся состав театра: руководитель художественно-постановочной части, актеры, костюмер, декоратор. Он полностью занимается организацией: маркетингом, организационно - концертной деятельностью, всеми юридическими и экономическими вопросами, ведением бухгалтерии, продвижением спектаклей и их проведением, участвует наряду с остальным коллективом в создание творческих проектов и творческом планировании. Актеры, костюмер, декоратор также подчиняются художественному руководителю. 

     2.2. Анализ микросреды  маркетинга и потребителей  услуг 

     При разработке программы маркетинга необходимо учитывать интересы различных групп (отделов) внутри самой организации.

     Маркетинг рассматривается как взаимосвязь  составляющих: товар или услуга, цена, сбыт, реклама, персонал, процесс продажи, обслуживание продажи. Влияние этих составляющих на деятельность организации существенно зависит от того, на каком рынке работает предприятие: на рынке потребительских товаров, промышленных товаров или на рынке услуг.

     В этом заключается анализ микросреды маркетинга.

     Комплекс  маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.

     Одна  из концепций комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:

    • товар;
    • цена;
    • место;
    • продвижение.

     Товар (product) – собственно то, что вы собираетесь предложить потребителю. Именно продукт вы потом будете рекламировать, он же является причиной, по которой вы затеяли бизнес. Нужно продумать и понять, в первую очередь для себя, зачем покупателю нужен ваш товар и чем он принципиально отличается от предложений конкурентов.

     Место (place) – или канал распределения. Ваш товар должен буквально пройти путь от изготовителей к потребителю. Все, кто будет в этом участвовать, и есть этот самый канал (самая простая и распространенная схема: изготовитель – оптовик – розничный торговец – потребитель).

     Цена (price) – очень важно, чтобы цена вашего товара была продумана со всех точек зрения. В любом случае при ценообразовании следует учитывать не только издержки производства, но и ожидаемый уровень прибыли.

     Продвижение (promotion) – этот как раз то, с  помощью чего потребитель сможет узнать о вашем товаре и осознать, как же плохо ему жилось до этого. По-другому это называется маркетинговая  коммуникация. Это реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг, информация о товаре непосредственно в торговых точках и еще ряд позиций. Обо всем этом мы также будем писать подробнее.

     Рассмотрим  концепцию 4Р на примере Народного  театра «Синяя птица».

     Продукт.

     Товаром в нашем случае является репертуар  театра. Спектакли, идущие на сцене  «Народного театра», имеют разные жанры. Это и драмы, и трагедии,  и  комедии, и современные постановки.

     Особенностью  театра является то, что основные роли в театре исполняют студенты Тульского Областного Колледжа Культуры и Искусств. Соответственно, это чаще молодежные и современные постановки, пронизанные юношеской романтикой и амбициозностью.

     Рассмотрим  востребованность театральных услуг  в нашем городе.

     По  степени нуждаемости в товаре или услуге выделяются следующие группы потребителей:

    • не особенно нужен - 10%;
    • нужен время от времени - 60%;
    • нужен постоянно - 30%.

     По  эмоциональному отношению к театру выделяются сегменты:

    • энтузиаст - 45%;
    • положительное - 40%;
    • безразличное - 10%;
    • негативное - 2%;
    • враждебное - 1%.

Информация о работе Маркетинг в сфере культуры